Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:41, практическая работа
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, есть состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья. Оно должно формироваться в процессе всей жизни. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к воспитанию желания быть здоровым, ведь основы образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.
Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали - от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали - от себя влево.
При проведении "Гимнастики маленьких волшебников" происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода Шиацу, ребенок здесь не просто "работает" - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.
Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.
Разрабатывая систему работы в данном направлении, нами были определены цели и задачи комплекса игровых упражнений, которые были разработаны для всех возрастных групп и им ели четкую структуру.
Цель: сохранение и укрепление психического
и физического здоровья и приобщение дошкольников
к основам здорового образа жизни, через
игровой массаж.
Задачи:
1.Приобщить дошкольников к здоровому
образу жизни.
2.Познакомить детей с игровым массажем.
3.Научить детей
дошкольного возраста
Подробная схема выполнения игрового массажа представлена в приложении 3.
Кроме того, для того, чтобы обобщить и систематизировать наш опыт работы, мы предлагаем комплекс здоровьесберегающих мероприятий с элементами самомассажа, разработанный для каждой возрастной группы. Данный комплекс успешно используют воспитатели в нашем детском саду, как один из элементов режимного процесса, так и разбивая его, в зависимости от деятельности и решающих задач (Приложение 4, 5).
Следует отметить, что основными принципами в организации работы по обучению детей элементам самомассажа должны стать последовательность, систематичность, выдумка и творчество не только воспитателей, но и детей.
Будьте здоровы!
Список использованной литературы:
1.Абрамова Л.П.,
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек
на ладошке: Массаж для
2.Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу.[Текст] / - М.: «Медицина», 1974.
3.Бочарова Н.И.
Физическая культура
4.Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. [Текст] / - М.: «Медицина», 1966.
5.Воротилкина
И.М Физкультурно-
6. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми. [Текст] / - М.: «Мозаика-синтез», 2005.
7.Иванова А.И.
Естественно-научные
8.Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. [Текст] / - СПб.: «Корона принт», 2003.
9.Максимова А. Детский массаж. [Текст] / - Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
10.Осокина Т.
И. Физическая культура в
11.Программа
воспитания и обучения в
Приложение 1
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все
ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
· «Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
· «Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
· «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
· «Покрутим козелком»
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
· «Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.
Приложение 2
3.Точечный массаж.
Указательными пальцами нажимать точки
около ноздрей.
4.Дыхательная гимнастика "Совушка-сова".
Цель: Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
По сигналу "день" дети-"совы" медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу "ночь" дети смотрят вперед и взмахивают руками-"крыльями". Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят "у..у..ффф". Повторяют 2-4 раза.
1. Корригирующее
упражнение "Лягушки"
Цель: Формирование правильной осанки,
укрепление мышц нижних конечностей и
мышц, участвующих в формировании свода
стопы.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!
И.п.: встать на четвереньки, присесть,
пальцами рук касаться пола. Колени развести,
руки между коленями. Подпрыгнуть вверх
и вернуться в и.п. (2-й вариант: с продвижением
вперед)
Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Скачут, не жалея ножки.
2. Самомассаж
"Лепим человечка".
Лежа, на вдохе потянуть левую ногу пяткой
вперед, левую руку вдоль туловища вниз
в и.п., выдох. На вдохе потянуть правую
ногу пяткой вперед, правую руку вдоль
туловища вниз в и.п., выдох. Потянуть обе
ноги пятками вперед двумя руками вниз
вдоль тела.
3. Звуковые
игровые упражнения "На турнике".
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку
держать в обеих руках перед собой. Поднять
палку вверх, подняться на носки - вдох,
палку опустить назад на лопатки - длинный
выдох. Выдыхая, произносить "ф-ф-ф-ф",
повторить 3-4 раза.
4. Дыхательная
гимнастика "Король ветров".
Цель: Тренировка навыка правильного
носового дыхания, укрепление мышц лица.
1. Корригирующее
упражнение "Стойкий оловянный солдатик".
Цель: Развитие умения сохранять равновесие,
формирование правильной осанки, укрепление
связочно-мышечного аппарата туловища
и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный
солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и
началась качка. Но ни чего не страшно
оловянному солдатику. Хотите стать таким
же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И.п.: встать на колени, руки плотно
прижать к туловищу. Наклониться назад,
как можно ниже, держать спину прямо, а
затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть
на пятки, отдохнуть.
2. Самомассаж
"Гибкая спина".
Слегка наклонить туловище вперед, сжать
руки в кулаки и тыльной стороной растереть
спину, начиная от возможно высокой точки
и заканчивая у крестца. Правую и левую
руки двигать в противоположных направлениях
от позвоночника к бокам.
3. Точечный
массаж "Грудка".
Точка находиться чуть ниже ключиц. Эта
точка связана со слизистой трахеи бронхов,
а так же костным мозгом. При массаже этой
точки уменьшается кашель, улучшается
кровоснабжение. Каждую точку массируют
указательным пальцем любой руки на счет
4, сначала по часовой, затем против часовой
стрелки - 4-5 раз. С каждым комплексом можно
добавлять упражнение (точку).
4. Дыхательная гимнастика "Пастушок дудит в рожок".
Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
«Рожок, дудочка».