Самомассаж в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:41, практическая работа

Краткое описание

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, есть состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья. Оно должно формироваться в процессе всей жизни. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к воспитанию желания быть здоровым, ведь основы образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

волшебные точки здоровья.docx

— 6.85 Мб (Скачать)

           Здоровый образ жизни играет  важную роль в профилактике  любых заболеваний. Семейные лыжные  прогулки, туризм и другие мероприятия  на свежем воздухе, плавание  в бассейне, закаливающие процедуры  и т.д. способствуют оздоровлению  организма детей и взрослых.

           Основные профилактические принципы  просты и хорошо всем известны:

- движения во всех  видах; 
- подвижные игры на воздухе; 
- утренняя гимнастика; 
- закаливание; 
- достаточное освещение и правильно подобранная мебель; 
- постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий; 
- выполнение специальных комплексов упражнений.

Комплекс точечного массажа  представлен ниже.

 

Название и  описание точечного массажа

Сентябрь

ЁЖИК.

Жа –жа – жа – мы нашли в лесу ежа,

Слегка касаясь  пальцами, провести по лбу 7 раз.

Жу – жу – жу -  подошли  мы к ежу.

Слегка касаясь  пальцами, провести по щекам 7 раз.

Ужа – ужа – ужа  – впереди большая лужа.

Приставить ладони ко лбу (козырёк), растереть лоб движениями в стороны – вместе.

Жок – жок – жок  – надень ёжик сапожок.

Кулачками массировать  крылья носа.

Октябрь

ЗАЙКА.

Тили-тили-тили-бом! Сбил  сосну зайчишка лбом!

(приставить ладони  козырьком колбу и энергично  разводить их в стороны и  сводить вместе).

Жалко мне зайчишку, носит  зайка шишку.

(кулачками проводить  по крыльям носа от переносицы  к щекам)

Поскорее сбегай в лес, сделай заиньке компресс.

(раздвинуть указательный  и средний пальцы, остальные сжать  в кулак, массировать точки,  находящиеся перед и за ухом).

 

Ноябрь

НАСТУПИЛИ  ХОЛОДА.

Да – да – да – наступили  холода.

(потереть ладошки друг  о друга)

Да – да – да – превратилась в лёд вода.

(провести пальцами рук  по шее сверху вниз)

Ду – ду –ду – поскользнулась я на льду

(указательными пальцами  помассировать крылья носа)

Ду- ду- ду – я на лыжах  иду.

(растереть ладонями уши)

Ды – ды – ды – на снегу есть следы.

(приставить ладони ко  лбу «козырьком» и энергично  растереть лоб движениями в  стороны – к середине лба).

Декабрь

ЛИСА.

Движения выполняются  соответственно тексту.

Все массирующие  движения выполняются от периферии  к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т д.

Утром лисонька проснулась, лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась, солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала, растирать все лапки стала  –

Ручки, ножки и бока. Вот  какая красота.

А потом ладошкой пошлёпала  немножко.

Стала гладить ручки, ножки  и бока совсем немножко.

Ну, красавица –Лиса! До чего же хороша!

Красуясь, выполнять  полуобороты корпуса вправо –  влево, поставив руки на пояс, выпрямив спину.

 

Январь

РУКАВИЦЫ.

Вяжет бабушка – Лисица всем лисятам рукавицы.

(поочерёдно потереть  большим пальцем подушечки остальных  пальцев).

Для лисёнка Саши, для  лисички Маши,

Для лисёнка Коли, для  лисички Оли,

А маленькие рукавички  для Наташеньки – лисички.

(поочерёдный  массаж пальцев правой руки, начиная  с большого, при повторении массировать  пальцы левой руки).

В рукавичках – да-да-да! – не замёрзнем никогда!

(потереть ладони  друг о друга).

Февраль

ОБЕЗЬЯНКА ЧИ – ЧИ – ЧИ.

Обезьянка Чи-чи-чи продавала  кирпичи.

(провести ладонями  от затылочной части к основанию  горла)

Подбежал тут к ней  зайчонок:

Не продашь ли кирпичонок?

(указательным и средним пальцами провести по крыльям носа)

Нет! – сказала Чи-чи-чи. Продаю я кирпичи

(всеми пальцами  провести по лбу от середины  к вискам)

Знай, зайчонок! Нет слова  «кирпичонок»!

(раздвинуть указательный  и средний пальцы, поставить их  перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей).

Март

ЛЯГУШАТА.

Выполнять движения, соответствующие тексту.

Лягушата встали, потянулись, и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки.

Ножками затопали, ручками  захлопали.

Постучим ладошкой по ручкам мы немножко,

А потом, а потом, грудку мы чуть-чуть побьём.

Хлоп-хлоп тут и там, и  немного по бокам.

Хлопают ладошки нас уже  по ножкам.

Погладили ладошки и ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать  весело, друзья!»

Апрель

КИСОНЬКА.

Са – са – са – кисонька – краса!

(поглаживание  ладонями шеи)

Сы – сы – сы – есть у кисоньки усы.

(провести кулачками  по крыльям носа)

Исы – исы – исы  – молоко для кисы.

(провести пальцами  по лбу от середины к вискам)

Иса – иса – иса  – бантиком играет киса.

(ладонями растирать  уши).

Май

НОСИК.

Носик, носик, где ты, носик?!

(провести кулачками  по крыльям носа)

Лобик, лобик, где ты, лобик?!

(пальцами провести  по лбу от середины к вискам)

Щёчка, щёчка, где ты, щёчка?!

(погладить щёки  сверху вниз)

Будет чистенькая дочка,

( погладить руками  шею)

Будет чистеньким сынок,

(растереть ладошками  уши)

И котёнок малышок.

(потереть ладони  друг о друга).

Июнь

МИМИЧЕСКАЯ  ЗАРЯДКА.

Здесь живёт Хмурилка (массаж  точки на лбу между бровями).

Здесь живёт Дразнилка (массаж  точки на крыльях носа)

Здесь живёт Смешилка (массаж точки по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком),

Здесь живёт Страшилка (широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивать с умеренной силой мочки ушей сверху вниз)

Это носик – бибка! (указательным пальцем коснуться кончика носа)!

Где твоя улыбка? (указательными пальцами массировать точки в углах рта)

 


 

Упражнение «Зайка».

Упражнение «Ёжик».

Упражнение «Наступили холода»

Упражнение «Обезьянка Чи-чи-чи»

Упражнение «Кисонька»

 

Упражнение «Носик»

 

 

 

Помимо точечного массажа  в стихах нами используется,  Даосский  самомассаж. Его особенности заключаются  в сочетании массажа каждого  пальца с выполнением дыхательных  упражнений, что является важным для  детей логопедических групп. Ведь, как  уже отмечалось – точечный массаж это не только профилактика простудных заболеваний, стимуляция организма  в целом и отдельных его  органов, но и активизация речевых  центров, а в сочетании с дыхательными упражнениями – и правильного  речевого дыхания. Остановимся на этом подробнее.

 

БОЛЬШОЙ

 ПАЛЕЦ

Забираем в  кулак большой палец и массируем его, крутя и вытягивая.

Для усиления воздействия  на селезенку и поджелудочную  железу произносим целительный звук. Древнее знание, в силу близкого расположения и взаимосвязи этих органов, рассматривало их зачастую как единое целое. Поэтому упражнение поддерживает и тот, и другой орган.

Знатоки этой оздоровительной практики сравнивают целительный звук селезенки и поджелудочной железы с совиным криком: Х-У-У-У-У-У.

Массаж большого пальца помогает также справиться с беспокойством и волнениями, обитающими, по представлению древней медицины, в селезенке и поджелудочной железе. Можно сказать иначе: массаж большого пальца воздействует на нервные окончания, расположенные в нем, так, что позволяет вам расслабиться, преодолеть беспокойство и волнения. Что, в свою очередь, сложным биохимическим путем оберегает здоровье таких уязвимых — от всплесков беспокойства — органов, как селезенка и поджелудочная железа.  
 

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ

 ПАЛЕЦ

Работаем  с указательным пальцем. Воздействуем на легкие. Указательный палец обхватываем  пальцами другой руки. Обрабатываем весь палец, от основания до кончика. Массируем его, крутя и вытягивая.

Если вы намерены усилить оздоравливающее воздействие  на легкие, произнесите целительный  звук легких. Челюсти сомкнуты—мягко. Кончик языка мягко касается нижней десны за передними зубами. Положение  губ — мягкая полуулыбка. Губы слегка приоткрыты. Воздух на выдохе выходит  между зубами. Выдыхаем, легко произнося  звук С-С-С-С-С. Звук почти неслышен, — как говорят знатоки этой целительной практики, вам будет  казаться, что этот звук издают, вибрируя, сами легкие.

Массаж указательного пальца помогает справиться с озабоченностью, с горем или грустным настроением. По древнему представлению, ихдом — легкие.  
 

СРЕДНИЙ

 ПАЛЕЦ

 

Работаем  с третьим пальцем руки, воздействуя  на сердце. Средний палец обхватывают  пальцы другой руки. Обрабатываем весь палец, от основания до кончика. Массируем его, крутим и вытягиваем. Даосы верили, что, укрепляя сердце, мы можем удалить из него ненависть, жестокость инесправедливость.

Во всяком случае, с этими состояниями можно  бороться при помощи несложного массажа среднего пальца.

Вместе с массажем пальца выполняем и целительный звук, поддерживающий сердце: Х-А-У-У-У-У-У-У. Звук произносим едва слышно.  
 

БЕЗЫМЯННЫЙ

 ПАЛЕц

Работаем  с безымянным пальцем, воздействуем на печень. Безымянный-палец обхватывают  пальцы другой руки. Воздействуем на весь палец, от основания до кончика. Массируем его, крутим и вытягиваем.     

          Массаж, как верили даосы, удаляет злость и иже с ним из его пристанища — печени.

Усиливая воздействие  на печень, используем целительный  звук печени. Глаза широко открыты, с медленным выдохом едва слышно произносим: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

 

МИЗИНЕЦ

Пятый палец руки, как мы уже говорили, связан с почками. Массируя мизинец, укрепляем их, а кроме того, избавляемся  от страха. Мизинец обхватывают пальцы другой руки. Воздействуем на весь палец, от основания до кончика.

Массируем его, крутя и вытягивая. Вместе с болезненными ощущениями, если они есть, из почек под воздействием массажа и целительного звука уходят всевозможные страхи.

Усиливая воздействие  на почки, используем целительный звук почек: Ч-У-Э-Э-Э-Й.

 


 

 

Такого  рода массаж может включаться в занятие, как динамическая пауза или речевая  зарядка и. д. При любом сочетании  и способе выполнения данная подобная деятельность вызывает интерес у  детей. В своей работе мы, преимущественно, соединяем разные виды и техники  массажа, комплексы которых представлены в приложении 1.

Так же для более эффективного решения  задач по здоровьесбережению, как  одного из основополагающих направлений  в современной педагогической практике, нами был разработан комплекс оздоровительной  гимнастики после сна с элементами точечного массажа, который имел следующую структуру:

    • Корригирующее упражнение
    • Самомассаж/точечный массаж
    • Звуковые игровые упражнения
    • Дыхательная гимнастика

Всего было разработано 4 комплекса оздоровительной гимнастики после сна. Один комплекс рассчитан на 3 месяца.

Цель данного комплекса: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей, укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса, тренировка навыка правильного носового дыхания, улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самомассаж "Упругий живот"

 

 

Самомассаж "Лепим  человечка"

 

Самомассаж "Лепим  лицо"

Самомассаж "Гибкая спина"

 

Подробнее комплекс  оздоровительной гимнастики после сна с элементами точечного массажа представлен в приложении 2.

В течение года нами использовались разные варианты гимнастики. Предлагаем их рассмотреть (приложение 3).

1-й  вариант. Разминка в постели и самомассаж.

Под мелодичную тихую музыку дети постепенно просыпаются. Воспитатель  привлекает внимание детей и выполняет  вместе с ними комплекс общеразвивающих  упражнений (3—5), повторяя каждое упражнение 3—4 раза.

1. Повороты головы вправо-влево,  слегка приподнимая ее и опуская.

2. Поглаживание рук (правой, левой от пальцев к плечу)  и разведение рук в стороны,  вперед, сжимание и разжимание  кистей рук.

3. Сгибание ноги в колене. Выпрямление ее вперед, сгибание  и опускание (поочередно правой  и левой ногой).

После выполнения упражнений в постели дети встают на массажный  коврик и выполняют различные  действия: ходьба на месте с разными  положениями рук — на пояс, в  стороны, за спину; подскоки на месте  в чередовании с ходьбой (со сменой темпа). Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

2-й  вариант. Пробежки по игровой дорожке (массажные коврики, ребристые доски, модуль «змейка», резиновые кольца, расположенные между ковриками, и другие плоские мелкие предметы).

Дети спокойно обычным  шагом проходят по всей игровой дорожке, по сигналу легко друг за другом бегут со средней скоростью за воспитателем (1—1,5 мин). Затем выполняется  ходьба с дыхательными упражнениями. После этого воспитатель предлагает детям собрать кольца. Звучит сигнал — дети легко бегут по массажной  дорожке, собирают кольца и кладут их в ящик.

3-й  вариант. Комплекс общеразвивающих упражнений с тренажерами (эспандеры, резиновые кольца, гантели, гири весом (0,3—0,5 кг, массажеры), аналогичный комплексу утренней гимнастики.

4-й  вариант. Гимнастика игрового характера.

Дети произвольно под  мелодичную музыку выполняют с любимой  игрушкой или пособием различные  действия: ходьба с подскоками, подбрасывание  и ловля мяча, прокатывание мяча в «воротики», танцевальные и ритмические  движения и т. д. Звучит музыкальный  сигнал — воспитатель предлагает детям убрать все пособия и  разложить мелкие предметы разного  цвета по всему свободному пространству.

Игровое упражнение «Собери  предметы одного цвета»: дети под музыку танцуют, выполняют различные ритмические  движения. По сигналу быстро собирают предметы одного цвета. Участники игры считают количество собранных предметов. Воспитатель поощряет их, подводит итоги.

Игровая гимнастика может  состоять из комплекса упражнений имитационного  характера (например, комплекс «Лошадки»).

Слова воспитателя: «Эй, лошадки, все за мной, поспешим на водопой. Вот широкая река. В ней холодная вода. Пейте, пейте! Хорошая водица! Постучим копытцем. Ну, лошадки, все за мной И поскачем все домой!»

Действия детей: Учащенная ходьба в чередовании с бегом, высоко поднимая колени, подскоки. Плавное разведение рук в стороны и наклоны — «лошадка пьет воду». Поочередное притопывание правой, левой ногой — «лошадка стучит копытцем». Легкий бег с подскоками в чередовании с ходьбой (дети произносят «И-го-го»).

Гимнастика после дневного сна может включать игровые упражнения для развития и совершенствования  координации движений у детей.

Предлагаем  игры-упражнения:

1. «Удержись»: стояние на  носках, руки вверх; на одной  ноге, вторая согнута в колене  перед собой или в сторону,  руки на поясе.

2. «Кто дольше»: носок  сзадистоящей ноги вплотную примыкает  к пятке впередистоящей, сохраняя  равновесие.

3. «С кочки на кочку»: прыжки с одного предмета на  другой (резиновые кольца, массажные  коврики и т. д.).

4. «Не закружись!»: кружение  поочередно в одну и другую  сторону, руки на поясе, руки  в стороны.

5. «Ласточка»: стойка на  одной ноге, другая отведена назад.  Наклоны вперед, руки в стороны.

6. «Ежики»: ходьба на  четвереньках, опираясь на стопы  и ладони, на спине предмет  (мешочек с грузом, массажный мячик  и др.).

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать  соответствующий эмоциональный  настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру "Скульптор". В ней, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно  дать возможность ребенку творчески  подойти к процессу и почувствовать  внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только "руками любви", так как в этом случае ответственность  за эмоциональное состояние полностью  перекладывается на подсознание  дошкольника. У него появляется доверие  к создателю образа - внутреннему  Я.

Данная  игра является фрагментом комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего  в себя элементы психогимнастики  в сочетании с точечным самомассажем.

Точечный  самомассаж, как уже отмечалось,  - это надавливание подушечками пальцев  на кожу и мышечный слой в месте  расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или  тормозящее влияние, при комплексном  воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда  сочетается с "общением" со своим  телом в игровой ситуации и  мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической  тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.    Применяется  чаще всего с целью улучшения  протекания нервных процессов путем  воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах  ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Информация о работе Самомассаж в дошкольном возрасте