Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:39, контрольная работа
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека наиболее совершенно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами.
1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.
2. Предпосылки развития физической подготовки.
3. Средства воспитания координационных способностей.
4. Методика воспитания координационных способностей.
5. Развитие специальных, специфических и общих координационных способностей.
6. Список литературы.
4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера – реагирующая способность.
5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств.
Существуют методические примеры для воспитания конкретных способностей:
1. Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя).
2. Изменение внешних
условий (помещения,
3. Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).
4. Выполнение упражнения
при недостатке времени (
5. Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.
6. Выполнение упражнения
после предварительной
Основным средством развития
и совершенствования
а) упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);
б) упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее).
Методические приемы для
совершенствования
1. Изменение способа выполнения движения:
- направление движения -
ведение с изменением
- силовые движения;
- темп движения;
- объем движения;
- ритм движения;
- исходное и конечное положение;
- зеркальное выполнение движения.
2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:
- постоянно меняющееся условие;
- постоянные силовые упражнения;
- предварительная нагрузка;
- предварительные раздражители вестибулярного аппарата;
- дополнительное задание во время применения;
- комбинирование с другими упражнениями.
Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.
5. Развитие специальных,
специфических и общих
Специфически проявляемые
КС разнообразны. Среди их можно
выделить: способности к
Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности
Исследования авторов показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве), достаточно специфичны. Это - способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Объяснить наличие такого числа так называемых простых способностей можно, вероятно, тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов (В. С. Фарфель, 1975; Е. П. Ильин, 1976). Проприоцепторы – концевые образования нервных волокон в скелетных мышцах, связках, суставных сумках; раздражаются при сокращении, напряжении или растягивании мышц.
Способности к воспроизведению,
оценке, отмериванию и
Задания на точность воспроизведения
эталонных пространственных, временных,
пространственно-временных и
Примерами их могут быть:
задания на точность воспроизведения
одновременных или
Для улучшения названных способностей целесообразно использовать методический подход, в основе которого повышенные требования к другим анализаторам, и подход, при котором контроль за качеством и ходом управления двигательным действием осуществляется главным образом посредством „мышечного чувства". Примерами таких заданий являются исключение или ограничение зрительного контроля при ведении, бросках и передачах мяча.
Эффективность методических подходов, приемов и условий, направленных на совершенствование способностей точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений, не- одинакова в каждом конкретном случае. Однако, зная основные из них, учитель или тренер всегда отберет наиболее адекватные, учитывая задачи координационного совершенствования детей на каждом возрастном этапе, сложность двигательных действий, которые требуется освоить, индивидуальные особенности занимающегося и другие обстоятельства.
Способность к ориентированию в пространстве
Под способностью к ориентированию
в пространстве понимают умение точно
определять и своевременно изменять
положение тела и осуществлять движение
в нужном направлении. Эту способность
чело- век проявляет в соответствующих
условиях какой-либо конкретной деятельности
(на площадке для игры в волейбол, теннис,
баскетбол, фут-
больном или гандбольном поле, борцовском
ковре, ринге, на гимнастических снарядах
и др.) и по отношению к движущемуся объекту
(партнеры, соперники, мяч и др.). Из этого
следует, что способность к ориентированию
в пространстве специфично проявляется
в каждом виде спорта. Ее проявление и
развитие в значительной мере зависит
от быстроты восприятия и оценки пространственных
условий действия, которая достигается
на основе комплексного взаимодействия
анализаторов, среди которых ведущая роль
принадлежит зрительному. Об уровне развития
этой способности можно судить по тому,
как точно оценивает школьник изменяющиеся
условия деятельности, насколько быстро
них ориентируется и осуществляет правильные
действия.
Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.
Конкретное содержание этих заданий и методика их применения имеют свои особенности в зависимости от вида спорта, возраста, степени координационной и физической подготовленности занимающихся. Наиболее типичными упражнениями на ориентирование в пространстве могут быть:
- бег по сильно-пересеченной местности с преодолением всевозможных препятствий, установленных в зале или на спортивной площадке, по лабиринту и др.
- ходьба, бег и ведение мяча (рукой, ногой) по линиям и разметкам;
- прыжки на точность и всевозможные метания в цель;
- прыжки через гимнастические
круги, палки, расположенные
- почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами и участниками);
- групповые и командные
спортивно-игровые упражнения
Способность сохранять равновесие
Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия. Если же говорить о подготовке космонавтов, летчиков, строителей, монтажников или рассматривать отдельные действия гимнастов, прыгунов в воду, пловцов, велосипедистов, конькобежцев, то ясно, что здесь предъявляются, несомненно, более высокие требования к способности сохранять равновесие.
Проявления равновесия разнообразны.
В одних случаях нужно
Основной путь совершенствования
способности сохранять
1. Обучение упражнениям
в равновесии необходимо
2. Помимо тщательной подготовки места и снаряда нужно обучать занимающихся элементам самостраховки, т. е. движениям, позволяющим в момент потери равновесия сразу же не соскакивать со снаряда, а переходить в упор присев верхом, в вис, вис завесом и т. д. С приобретением этих навыков повышается уверенность учащихся в своих движениях, облегчается процесс обучения и уменьшается вероятность травм. Кроме того, при первой потере равновесия ученики уже не будут быстро соскакивать со снаряда, а различными компенсаторными движениями и разученными ранее способами попытаются сохранить равновесие.
3. Для преодоления боязни
упасть с высоты рекомендуются
индивидуальные беседы. Широко используются
элементы наглядности (показ,
включающий обучение
4. Для закрепления разучиваемых упражнений в равновесии следует выполнять:
- движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной нагрузки;
- упражнения на фоне
раздражения вестибулярного
- упражнения в равновесии
в играх, эстафетах,
- правильно освоенные
движения на „результат". Данные
методические приемы, специальные
упражнения вместе с
Чувство ритма
В спортивной практике под чувством ритма обычно понимают способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями. Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направления, скорости, ускорения, частоты и других характеристик движений. Ритм отражает степень точности прилагаемых усилий, чередование фаз напряжения и расслабления. Чем выше чувство ритма, тем точнее занимающиеся воспроизводят направление, скорость, частоту движений, тем правильнее могут расставить акценты - своевременно осуществлять усилия и ускорения. Чувство ритма позволяет точно определить минимальное изменение темпа движений и воспроизвести это в повторных попытках. Основная задача при развитии чувства ритма состоит в поиске индивидуальных оптимальных ритмов двигательных действий.
Информация о работе Развитие координационных способностей в процессе физической подготовки