Развитие координационных способностей в процессе физической подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека наиболее совершенно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами.

Оглавление

1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.
2. Предпосылки развития физической подготовки.
3. Средства воспитания координационных способностей.
4. Методика воспитания координационных способностей.
5. Развитие специальных, специфических и общих координационных способностей.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Радион Юра Реферат Теория спорта.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

4. Выбор тренировочных  средств должен быть таким,  чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера  – реагирующая способность.

5. Результат обучения  будет в том случае, если с  помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств.

Существуют методические примеры для воспитания конкретных способностей:

1.   Варьирование способа  выполнения движения (старт из  разных исходных положений, из положения лежа, сидя).

2.   Изменение внешних  условий (помещения, температура,  ветер, снег и так далее).

3.   Комбинирование  двигательных навыков (полосы  препятствий).

4.   Выполнение упражнения  при недостатке времени (приседание  за 30 секунд).

5.   Варьирование применяемой  информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.

6.   Выполнение упражнения  после предварительной подготовки  – для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.

Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения.  Их множество, и разделяются они на две группы:

а) упражнения, совершенствующие координационные способности,  скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию,  прыжки и метания);

б) упражнения для страховки  координационных способностей в  движении на выносливость,  предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции,  спортивные игры и так далее).

Методические приемы для  совершенствования координационных  способностей, которые делятся на две группы:

1. Изменение способа выполнения  движения:

- направление движения - ведение с изменением направления;

- силовые движения;

- темп движения;

- объем движения;

- ритм движения;

- исходное и конечное  положение;

- зеркальное выполнение  движения.

2. Изменение условия выполнения  при сохранении способа:

- постоянно меняющееся  условие;

- постоянные силовые упражнения;

- предварительная нагрузка;

- предварительные раздражители  вестибулярного аппарата;

- дополнительное задание  во время применения;

- комбинирование с другими  упражнениями.

Эти приемы носят общий  характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.

 

 

5. Развитие специальных,  специфических и общих координационных  способностей.

Специфически проявляемые  КС разнообразны. Среди их можно  выделить: способности к дифференцированию, ориентированию, равновесию, реакции  и ритму. Они являются наиболее значимыми, т.к. проявляются в трудовой, спортивной деятельности, быту. Именно развитию этих способностей необходимо уделять наибольшее внимание в процессе физического  воспитания школьников и юных спортсменов.

Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности

Исследования авторов  показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве), достаточно специфичны. Это - способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Объяснить наличие такого числа так называемых простых способностей можно, вероятно, тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов (В. С. Фарфель, 1975; Е. П. Ильин, 1976). Проприоцепторы – концевые образования нервных волокон в скелетных мышцах, связках, суставных сумках; раздражаются при сокращении, напряжении или растягивании мышц.

Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию  параметров основаны преимущественно  на точности двигательных ощущений, выступающих  нередко в сочетании со зрительными и слуховыми. При малом моторном опыте ощущения и восприятия занимающегося еще слишком грубы, неточны, плохо осознаваемы. В результате этого они допускают существенные ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временных, пространственно-временных и силовых признаков движений. По мере приобретения опыта ощущения и восприятия о параметрах выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными. Так, спортсмены в условиях эксперимента способны выполнять движения с точностью по амплитуде до 0,3°, по длительности - до 0,1 с, по интенсивности усилий - до 0,5 кг (А. Ц. Пуни, Е. Н. Сурков, 1984).

Задания на точность воспроизведения  эталонных пространственных, временных, пространственно-временных и силовых  параметров шире представлены в физических упражнениях с относительно стандартной  кинематической структурой (акробатические, гимнастические, общеразвивающие упражнения и др.). 

Примерами их могут быть: задания на точность воспроизведения  одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих  упражнений без предметов, ходьба или  бег по разметкам и (или) за заданное время; повторные передачи или броски мяча (снаряда) по одной и той же траектории на одинаковое расстояние и т. п.

Для улучшения названных  способностей целесообразно использовать методический подход, в основе которого повышенные требования к другим анализаторам, и подход, при котором контроль за качеством и ходом управления двигательным действием осуществляется главным образом посредством „мышечного чувства". Примерами таких заданий являются исключение или ограничение зрительного контроля при ведении, бросках и передачах мяча. 

Эффективность методических подходов, приемов и условий, направленных на совершенствование способностей точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений, не- одинакова в каждом конкретном случае. Однако, зная основные из них, учитель или тренер всегда отберет наиболее адекватные, учитывая задачи координационного совершенствования детей на каждом возрастном этапе, сложность двигательных действий, которые требуется освоить, индивидуальные особенности занимающегося и другие обстоятельства.

Способность к  ориентированию в пространстве

Под способностью к ориентированию в пространстве понимают умение точно  определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность  чело- век проявляет в соответствующих условиях какой-либо конкретной деятельности (на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол, фут- 
больном или гандбольном поле, борцовском ковре, ринге, на гимнастических снарядах и др.) и по отношению к движущемуся объекту (партнеры, соперники, мяч и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта. Ее проявление и развитие в значительной мере зависит от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов, среди которых ведущая роль принадлежит зрительному. Об уровне развития этой способности можно судить по тому, как точно оценивает школьник изменяющиеся условия деятельности, насколько быстро них ориентируется и осуществляет правильные действия.

Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.

Конкретное содержание этих заданий и методика их применения имеют свои особенности в зависимости  от вида спорта, возраста, степени координационной  и физической подготовленности занимающихся. Наиболее типичными упражнениями на ориентирование в пространстве могут  быть:

- бег по сильно-пересеченной местности с преодолением всевозможных препятствий, установленных в зале или на спортивной площадке, по лабиринту и др.

- ходьба, бег и ведение  мяча (рукой, ногой) по линиям  и разметкам;

- прыжки на точность  и всевозможные метания в цель;

- прыжки через гимнастические  круги, палки, расположенные на  различном расстоянии друг от  друга, прыжки с поворотом на  установленное количество градусов;

- почти все игровые  упражнения (особенно с несколькими  мячами и участниками);

- групповые и командные  спортивно-игровые упражнения тактического  характера. Упражнения на ориентирование  в пространстве тесно связаны  с другими координационными упражнениями, особенно на точность воспроизведения  и отмеривания, оценку и дифференцирование  пространственных, а также временных  и силовых параметров движений. По- этому для совершенствования способности к ориентированию полезны всевозможные „контрастные" и „сближаемые" задания.

Способность сохранять  равновесие

Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия. Если же говорить о подготовке космонавтов, летчиков, строителей, монтажников или рассматривать отдельные действия гимнастов, прыгунов в воду, пловцов, велосипедистов, конькобежцев, то ясно, что здесь предъявляются, несомненно, более высокие требования к способности сохранять равновесие.

Проявления равновесия разнообразны. В одних случаях нужно сохранять  его в статических положениях (стойки на одной ноге в положении  „ласточка", стойки на руках и  т. п. в гимнастике и акробатике; позы прицеливания в стрельбе; исходные положения в прыжках в воду; при подъеме штанги) - статическое  равновесие; в других - по ходу выполнения движений (в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету, в  беге на коньках, ходьбе на лыжах и  т. д.) - динамическое равновесие. Различают  третью форму равновесия - балансирование предметами и на предметах, например, балансирование гимнастической палкой, стоящей на ладони; удержание кубика на голове, шарика на ракетке, стоя на месте или в движении; удержание равновесия, стоя на валике, на катящейся бочке и т. п.

Основной путь совершенствования  способности сохранять равновесие - выполнение последовательно усложняющихся  заданий (упражнений в статическом  и динамическом равновесии). Для  того чтобы успешно осваивать  их, целесообразно опираться на методические приемы, экспериментально разработанные  Е. Я. Бондаревским (1967).

1. Обучение упражнениям  в равновесии необходимо начинать  с принятия правильного положения  (плечи развернуты, голова прямо). При передвижении по снаряду  следует контролировать взглядом  ближайшие 1-1,5 м поверхности бревна. Это легче, чем смотреть на  конец снаряда (дети к этому  еще не подготовлены), и к тому  же придает уверенность в своих  движениях. Не менее важно научить  правильно ставить ноги (на среднюю линию бревна носками кнаружи так, чтобы чувствовать острый край бревна).

2. Помимо тщательной подготовки места и снаряда нужно обучать занимающихся элементам самостраховки, т. е. движениям, позволяющим в момент потери равновесия сразу же не соскакивать со снаряда, а переходить в упор присев верхом, в вис, вис завесом и т. д. С приобретением этих навыков повышается уверенность учащихся в своих движениях, облегчается процесс обучения и уменьшается вероятность травм. Кроме того, при первой потере равновесия ученики уже не будут быстро соскакивать со снаряда, а различными компенсаторными движениями и разученными ранее способами попытаются сохранить равновесие.

3. Для преодоления боязни  упасть с высоты рекомендуются  индивидуальные беседы. Широко используются  элементы наглядности (показ,  включающий обучение правильному  поведению в каждом из возможно  встречающихся случаев), обучение  страховке самостраховке.

4. Для закрепления разучиваемых упражнений в равновесии следует выполнять:

- движения не только  в начале, но и в конце урока,  после значительной нагрузки;

- упражнения на фоне  раздражения вестибулярного аппарата;

- упражнения в равновесии  в играх, эстафетах, соревнованиях,  комплексах утренней зарядки  и домашних заданиях;

- правильно освоенные  движения на „результат". Данные  методические приемы, специальные  упражнения вместе с совершенствованием  функций анализаторов позволяют  за короткое время (девять уроков) достичь существенного улучшения способности к сохранению равновесия в различных условиях опоры.

Чувство ритма

В спортивной практике под  чувством ритма обычно понимают способность  точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно  варьировать его в связи с  изменившимися условиями. Чувство  ритма выражается в точном воспроизведении  направления, скорости, ускорения, частоты  и других характеристик движений. Ритм отражает степень точности прилагаемых  усилий, чередование фаз напряжения и расслабления. Чем выше чувство  ритма, тем точнее занимающиеся воспроизводят  направление, скорость, частоту движений, тем правильнее могут расставить акценты - своевременно осуществлять усилия и ускорения. Чувство ритма позволяет  точно определить минимальное изменение  темпа движений и воспроизвести  это в повторных попытках. Основная задача при развитии чувства ритма состоит в поиске индивидуальных оптимальных ритмов двигательных действий.

Информация о работе Развитие координационных способностей в процессе физической подготовки