Развитие координационных способностей в процессе физической подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека наиболее совершенно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами.

Оглавление

1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.
2. Предпосылки развития физической подготовки.
3. Средства воспитания координационных способностей.
4. Методика воспитания координационных способностей.
5. Развитие специальных, специфических и общих координационных способностей.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Радион Юра Реферат Теория спорта.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

Чувство ритма, как и все  другие КС, специфично. Например, человек  может обладать относительно высоким  чувством ритма в беге или других циклических локомоциях, но не иметь  достаточно сформированной способности  воспроизводить ритм танцевальных или  гимнастических упражнений. Поэтому  заботиться о выработке чувства  ритма следует не вообще, а применительно  к конкретным двигательным действиям  определенных видов спорта.

Для повышения чувства  ритма и улучшения способности  сознательно управлять им особенно эффективно специальное обучение с  применением средств объективной  срочной информации (В.С. Фарфель, 1975). Эффект в развитии чувства ритма достигается уже после 8-30 (в зависимости от вида спорта) целенаправленных тренировок.

Специальное обучение с применением  средств объективной срочной  информации позволяет значительно  повысить чувство ритма и способность  сознательно управлять им в определенных видах спорта. Методика, основанная на применении этих средств, как правило, включает следующую систему последовательно  усложняемых заданий:

- на поддержание определенной  частоты движений;

- на точное воспроизведение  этой частоты в повторных попытках;

- на минимальное изменение  (вначале уменьшение, затем увеличение) частоты движений в последующих  попытках.

Способность к  перестроению двигательных действий

Способность к перестроению - это умение быстро преобразовывать  выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к  другим соответственно меняющимся условиям. В теории и методике физического  воспитания эта способность рассматривалась  как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость. Сейчас она  представляется одной из важнейших  обобщенных КС человека. Отмечают большое  значение этой комплексной способности  для многих видов спорта, но особенно для спортивных игр, единоборств, слалома  и т. п., где содержанием двигательного  действия является быстрота и точность перестройки.

Как дополнительный путь развития этой комплексной способности, целесообразны  задания, развивающие интеллектуальные способности и воспитывающие  такие волевые качества, как смелость, решительность, инициативность.

Статокинетическая устойчивость

Статокинетическая устойчивость, т. е. способность точно, стабильно  выполнять двигательные действия в  условиях вестибулярных раздражении, - важная специфическая КС. Человек, отличающийся высокой статокинетической  устойчивостью, способен сохранять  стабильными пространственную ориентацию, функцию равновесия и в целом 
работоспособность при активных и пассивных перемещениях в пространстве. И наоборот, у человека, не отличающегося такой способностью, после достаточно сильных раздражении вестибулярного аппарата значительно снижаются показатели координации, в частности точность движений (в разных заданиях у детей разного возраста на 5-30% и бо- 
лее). Длительное действие прямолинейных и угловых ускорений приводит также и к другим нарушениям сенсорного, вегетативного и соматического характера.

Данная способность имеет  большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и др.), во многих видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика, водные лыжи и др.), в трудовой деятельности (авиация, космонавтика и др.).

Улучшение статокинетической  устойчивости на уроках физической культуры и в процессе занятий спортом  должно идти посредством повышения  общей физической подготовленности и разностороннего развития КС путем  систематического применения упражнений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора. Среди них следует  назвать аналитические координационные  упражнения:

- наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на  месте, в ходьбе и беге, в  прыжках;

- повороты: в ходьбе, в  беге, в прыжках (на заданное  и максимальное количество градусов, серийные);

- вращения: в ходьбе, беге, прыжках;

- акробатические упражнения (всевозможные кувырки, перекаты  и т. п., в том числе с закрытыми  глазами);

- отдельные гимнастические  упражнения на снарядах, предъявляющие  повышенные требования к вестибулярному  анализатору;

- стойки на неустойчивой  опоре.

Упражнения, воздействующие на статокинетическую устойчивость, следует проводить в строгом  соответствии с возрастно-половыми и индивидуальными различиями школьников и юных спортсменов.

Способность к  произвольному мышечному расслаблению

При целесообразном и экономичном  выполнении спортивных двигательных действий в возбужденном, напряженном состоянии  находятся только те мышечные группы, которые непосредственно заняты в выполнении этих действий, другие - расслаблены. Соответственно в оптимальном  согласовании расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент и заключается межмышечная координация, которая связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном акте. Одним из показателей КС (на физиологическом уровне) может быть латентное время напряжения и  расслабления мышцы, определяемое методом  электромиорафии. Другой показатель КС - быстрота перехода одной и той же мышечной группы из состояния напряжения в состояние расслабления.

Для борьбы с координационной  напряженностью основным путем считают  использование специальных упражнений на расслабление. И.В. Ловицкая (1964 г.) разделила их по возрастающей сложности на 4 группы.

В 1-ю включают упражнения, которые требуют быстрейшего  перехода мышцы от напряженного к расслабленному состоянию. Этот переход можно осуществлять постепенно или контрастно - от напряженного к расслабленному состоянию;

Во 2-ю - упражнения, в которых  напряжение одних мышц сочетается с  одновременным расслаблением других (например, сознательно напрячь мышцы  правой ноги и расслабить левой, напрячь  мышцы правой руки и левой ноги и т. п.);

В 3-ю - упражнения, в которых  требуется поддерживать движение по инерции расслабленной части  тела за счет движений других частей;

В 4-ю - упражнения, в процессе выполнения которых рекомендуется  самостоятельно определять моменты  отдыха для расслабления мышц, участвующих  в работе (например, во время длительного  бега опустить руки вниз, встряхнуть ими  и расслабить). Выполняя упражнения на расслабление, необходимо следить, чтобы напряжение мышц сочеталось с вздохом и задержкой дыхания, расслабление - с активным выдохом.

В качестве простейших примеров упражнений на расслабление, которые  достаточно эффективны в занятиях , можно назвать: обязательное выполнение нескольких движений по инерции после достижения максимальной скорости в беге, плавании, ходьбе на лыжах и др.; бег по пересеченной местности с установкой оптимально использовать внешние факторы; „мгновенное" расслабление мышц, участвовавших в движении, например, после бросков набивного мяча (гири) разными способами и из различных исходных положений и др.

 

6. Список литературы.

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека -М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

2. Рубин В.А. Разделы теории и методики физической культуры. - М.: Физическая культура, 2006. - 112 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 348с.

4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников-Москва:1998.

5. Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976 г. - 354 с.

6. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. —Киев: 1980. - 56 с.

7. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиев Р.Л., Погадаев Г.И. Физическая культура - М.: "Академия", 2007г.

8. Ашмарин Б.А. Теория и методика: Учебник для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1990. - 286 с.

9. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь - М.: "Гардарики", 2005 

10. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г. - 186 с.

11. Максименко A.M. Теория и методика физической культуры. - М.: Физическая культура, 2005.- 522 с.

12. Трутнев П.В., Козлов Г.А. Основы теории тренировки в дзюдо. - Красноярск: «Платина», 2004. - 238 с.

13. Лях В.И. Двигательные способности школьников. Москва 2000 М.Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 г. - 235 с.

14. Харре Л., Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971 г. - 107с.


Информация о работе Развитие координационных способностей в процессе физической подготовки