Развитие координационных способностей в процессе физической подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека наиболее совершенно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами.

Оглавление

1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.
2. Предпосылки развития физической подготовки.
3. Средства воспитания координационных способностей.
4. Методика воспитания координационных способностей.
5. Развитие специальных, специфических и общих координационных способностей.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Радион Юра Реферат Теория спорта.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Брестский государственный  университет имени А.С. Пушкина»

 

 

Факультет физического воспитания

 

 

Кафедра легкой атлетики, плавания и лыжного спорта.

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме :

«Развитие координационных  способностей в процессе физической подготовки.»

 

 

 

 

Выполнил:

Радион Юрий Адамович,

студент 52 группы 5 курса

факультета физического  воспитания,

заочное отделение,

специальность «Физическая  культура»

 

 

 

                                                                    Руководитель: Голенко А. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2013

План:

1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.

2. Предпосылки развития физической подготовки.

3. Средства воспитания координационных способностей.

4. Методика воспитания координационных способностей.

5. Развитие специальных, специфических и общих координационных способностей.

6. Список литературы.

 

 

 

 

1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.

В современных условиях значительно  увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая  требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности  в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека наиболее совершенно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется  многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Под двигательно – координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Методы воспитания координационных способностей.

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить  на три группы. 
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Третья группа. Способности выполнять двигательные дей-ствия без излишней мышечной напряженности (скованности).  Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных  способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 

1) способности человека к точному анализу движений; 

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания; 

4) уровня развития других  физических способностей (скоростные  способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 

5) смелости и решительности; 

6) возраста; 

7) общей подготовленности  занимающихся (т.е. запаса разнообразных,  преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью  управления силовыми, пространственными  и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных  и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются  у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность  к дифференцировке усилий &? низкая.  В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13—14 лет  увеличивается точность дифференци-ровки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14—15 лет наблюдается  некоторое снижение пространственного  анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность  ребенка к выработке новых  двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что  у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

 

2. Предпосылки  развития физической подготовки.

Одной из важнейших задач  физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лестгафт,  говоря о задачах физического образования,  отмечал важность "умение изолировать отдельные движения,  сравнивать между собой,  сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью". Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию,  а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных  способностей объясняется четырьмя основными причинами:

1.   Хорошо развитые  координационные способности являются  необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп,  вид и способ усвоения спортивной техники,  а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни,  труду,  службе в армии.  Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности,  повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей,  влияют на величину их использования,  так как точно дозированное во времени,  пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому,  помимо Физических качеств,  в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков.  Тем более,  что этот возраст,  особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.

 

3. Средства воспитания координационных способностей.     

Практика воспитания физического  воспитания и спорта располагает  основным арсеналом средств для воспитания на координационные способности. Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных,  временных и динамических параметров,  а также за счет внешних условий,  изменяя порядок расположения средств,  их вес, высоту;  изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее;  комбинируя двигательные навыки;  сочетая ходьбу с прыжками,  бег и ловлю предметов;  выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка.

Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.  Это упражнения без предметов и с предметами (мячами,  гимнастическими палками, скакалками и другие),  относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей,  в разные стороны элементы акробатики (кувырки,  различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.

Для воспитания способности  быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения  на лыжах по пересеченной местности.

Специальные упражнения для  совершенствования координационных  движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.

На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:

1.   Подводящие,  способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.

2.   Развивающие, направленныее на непосредственно воспитание координационных способностей,  проявляющихся конкретных видах спорта (например,  в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях -  ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор,  пока они не будут выполняться автоматически.  Зятем, они теряют свою ценность,  так как любое,  основанное  до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

 

4 . Методика воспитания координационных способностей.

Выделяют пять признаков  (закономерностей) воспитания координационных способностей.

1. Основным методом являются  упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения. Координационные способности будут возрастать, если их целенаправленно развивать совместно с координационными способностями (быстрота,  сила). Тренировочные средства бывают общие,  то есть совершенствовать общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные – это совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые с высокой точностью.

2. Используемые тренировочные  средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем сознания это:

- наблюдение тренера или  спортсмена;

- объективно дополнительная  информация (приемы самоконтроля);

- использование зеркала  или запись на видеопленку.

3. Использование дополнительных  тренировочных средств, которые  улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).

Информация о работе Развитие координационных способностей в процессе физической подготовки