Общая физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:51, реферат

Краткое описание

В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус и просто хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические, возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие и распространение среди населения Земного шара получают сравнительно молодые спортивные дисциплины.

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 28.76 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус  и просто хорошо отдохнуть. Широкое  распространение получают такие  классические, возникшие очень давно  виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие и распространение  среди населения Земного шара получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение  относится к экстремальным видам  спорта, таким как горнолыжные  дисциплины, diving, mountain bike, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории.

На фоне этого ложкой дёгтя становится осознание того, что мало кто подходит к занятию спортом систематизировано. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в  основном перед летом, сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто  знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую  систему тренировок, нагрузок, чтобы  добиться высших достижений.

Для того чтобы сердце было здоровым, а тело сильным, нужна регулярная физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни.

Как говорилось выше, сегодня в мире множество различных видов физкультуры и спорта, и их специализация проявляется даже активнее, чем в медицине. Поэтому занятия физическими упражнениями в большинстве своем не помогают людям сохранять и укреплять здоровье. Причем не только в спорте, но и в подавляющем большинстве случаев при занятиях физкультурой. Ведь ОФП - не только основа всей системы физкультуры и спорта, но и здоровья.

Стараясь достичь нужной цели в любом виде физкультуры  или спорта, и не имея достаточной  ОФП, и обычный человек, и спортсмен  будут постоянно сталкиваться с  проблемой нехватки силы и выносливости, часто даже не сознавая, в чем  истинная причина неудач.

 

1.Общая физическая подготовка

 

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

• достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

• приобрести общую выносливость;

•повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

• увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

•улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

•научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь  в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и  спортивным играм представляют собой  единый процесс физического воспитания.

Гимнастика – одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика - это целая  школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная  физическая подготовленность для успешного  выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую  роль в профессионально-прикладной физической подготовке. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечнососудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики.

Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Легкая атлетика содействует более успешному выполнению требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в  длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими  видами физической подготовки и в  первую очередь гимнастикой и  легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с  лыжами и на лыжах, изучение техники  лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено  занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут  сами выбрать спортивную игру, для  культивирования которой наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство  коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам  коллектива и другие качества.

Спортивные игры имеют  важное значение и для нормального  досуга, и активного отдыха, содействуют  наиболее эффективному выполнению программных  требований по другим основным разделам физического воспитания.

Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию организма.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно  также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристические походы могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет  широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия  этим видом спорта приучают к длительным физическим напряжениям. Овладение  навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт  учащихся.

С общей физической подготовкой  связано достижение физического  совершенства — уровня здоровья и  всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям  человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического  совершенства всегда определяются реальными  запросами и условиями жизни  общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При  этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального  труда. А это значит, что в одних  случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и  т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

 

2. Специальная физическая подготовка

 

Специальная физическая подготовка (СФП) - это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

В различных видах спорта требуется  преимущественное развитие вполне определенных физических качеств. В штанге - скоростно-силовых  качеств, в гимнастике - силы, ловкости, гибкости, выразительности, в беге на длинные дистанции - выносливости. Поэтому  СФП направлена на развитие требуемых  для каждого вида спорта физических качеств и их необходимое сочетание.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

• спортивная подготовка;

• профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

2.1 Спортивная подготовка

 

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование  знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. 
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно. 
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. 
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. 
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений. 
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы. 
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов. 
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения. 
Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами и формами.

Психическая подготовленность по своей  структуре неоднородна. В ней  можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую  и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана  с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической  подготовленности спортсмена следует  выделить те стороны, которые можно  совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

•устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

•кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

•способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

•способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

•способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

 

2.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка

 

Известно, что каждая из профессий  имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирование процесса физического  воспитания с применением средств  профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной  частью программы физического воспитания будущих специалистов.

Задачи ППФП направлены на:

•всестороннее физическое развитие и достижение высокого уровня физической подготовленности учащихся;

•преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;

•формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;

Информация о работе Общая физическая подготовка