Общая спортивная и физическая подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:56, реферат

Краткое описание

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:
- метод регламентированного упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
- словесные и сенсорные методы

Оглавление

1. Методы физического воспитания
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная физическая подготовка
4. Спортивная физическая подготовка
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по физре Саше.docx

— 23.33 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
1. Методы физического воспитания 
2. Общая физическая подготовка 
3. Специальная физическая подготовка 
4. Спортивная физическая подготовка 
Список литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы физического  воспитания 
 
     В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: 
- метод регламентированного упражнения 
- игровой метод 
- соревновательный метод 
- словесные и сенсорные методы

 
1. Метод регламентированного упражнения  предусматривает: 
. твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений); . по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха; 
. создание или использование внешних условий, которые облегчали бы 
управление действиями занимающихся (применение вспомогательных 
снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки). 
        Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество  
вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических 
качеств, способностей.

 
2. Игровой метод может быть  применен на основе любых физических 
упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, 
волейбол и т.д. 
      К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная» 
организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих 
(современные спортивные игры). 
        Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать 
двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, 
развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота 
ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При 
умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания 
коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных 
психических качеств.

 
3. Соревновательный метод используется  как в относительно элементарных 
формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при 
выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном 
виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных 
соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление 
сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство 
или высокое достижение. 
       Соревновательный метод применяется при решении разнообразных 
педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, 
навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально- 
волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает 
особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно 
усиливает воздействие физических упражнений и способствует 
максимальному проявлению функциональных возможностей организма. 
Применять этот метод необходимо после специальной предварительной 
подготовки.

 
4. Словесные и сенсорные методы  предполагают широкое использование  слова и чувственной информации. Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме: дидактического рассказа, беседы, обсуждения; 
. инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения); 
. сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания); 
. указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении); 
. оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов); 
. словесного отчета и взаиморазъяснения; 
. самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи 
(например, «сильнее», «держать», «плавно»). 
      Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в 
физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только 
визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) 
ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме: 
. показа самих упражнений; 
. демонстрации наглядных пособий; 
. предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей- 
моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками 
игроков); 
. кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, 
специальных учебных кинофильмов; видеозаписей выполнения упражнений); 
. избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных 
параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, 
магнитофона, системы сигнализирующих электроламп). 
       В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены: 
. -метод направленного «прочувствования» движений, при котором 
обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах 
выполнения двигательного задания; 
.- метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных 
ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала); 
- методы лидирования и текущего сенсорного программирования,     
в которых часто используется специальная электронная аппаратура, 
нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры, указывающие, 
например, расхождение между заданным и фактическим темпами 
исполнения). 
 
2. Общая физическая подготовка 
      Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования 
двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. 
    ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей 
работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и 
достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде 
спорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле-1 дующие задачи: 
-. достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц; 
- приобрести общую, выносливость; 
-. повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности; 
- увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц; 
- улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения; 
- научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться. 
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка. 
 
3. Специальная подготовка 
 
Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания 
физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех 
двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности. 
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей 
направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам: 
. спортивная подготовка; 
. профессионально-прикладная физическая подготовка. 

 

 
4. Спортивная подготовка 
 
    Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование 
знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. 
     В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно. 
      Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. 
      Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. 
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки 
(тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте 
высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений. 
     Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы. 
    Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения 
спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно 
связана с физическими, психическими и тактическими возможностями 
спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил 
соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов. 
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения. 
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта. К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена. 
    Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта. 
    Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он 
овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). 
     Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность. 
       Волевая подготовленность связана с такими качествами, как 
целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и 
смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью 
решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований. 
     В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки: 
- устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и 
соревновательной деятельности; 
- кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и 
окружающей среды; 
- способность к психической регуляции движений, обеспечение 
эффективной мышечной координации; 
- способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать 
информацию в условиях дефицита времени; 
- способность к формированию в структурах головного мозга опережающих 
реакций, программ, предшествующих реальному действию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 
 
1. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В. И. Ильинича.2001г. 
2. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Коваленко В.А.. 2000г. 
3. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. Белов В.И. 1993г.


Информация о работе Общая спортивная и физическая подготовка в системе физического воспитания