Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:45, реферат

Краткое описание

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов.

Оглавление

Введение
Цели и задачи общей физической подготовки
Методы физического воспитания
Двигательные умения и навыки
Физические качества
Формы занятий
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Спортивная физическая подготовка
Интенсивность нагрузок

Приложение

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Физра реферат.doc

— 145.50 Кб (Скачать)
 

Московский  Государственный Открытый Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Тема: Общая физическая подготовка

в системе физического  воспитания студентов вузов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка I курса

 факультета  психологии

Группы  15А

Каримова  Г.К. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 
 

Содержание

Введение

    1. Цели и задачи общей физической подготовки
    2. Методы физического воспитания
    3. Двигательные умения и навыки
    4. Физические качества
    5. Формы занятий
    6. Общая физическая подготовка
    7. Специальная физическая подготовка
    8. Спортивная физическая подготовка
    9. Интенсивность нагрузок

Приложение

Список литературы. 

    ВВЕДЕНИЕ

 

      Физическая  культура в высшем учебном заведении  является  неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является  одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

      В основе  учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы  лежит комплексный, системный характер образования, воспитания  и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения,  общественно-политическое, трудовое, нравственное,  физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

      Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации.

      Как не парадоксально это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания.

      Время доказало, что воспитание успешно  только тогда, когда оно системно.

      В настоящее время в высшей школе  начинают складываться  гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования. 

    1. Цели и задачи общей физической подготовки 

Функции физической культуры, обуславливающие  цели

и задачи общей физической подготовки.

 
Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя  определенный эффект. Функции физической культуры – это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества. 
Чтобы правильно понять функции физической культуры, следует помнить, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную (активную) деятельность. Преобразовательная деятельность осуществляется по отношению к природе (строительство открытых бассейнов, баз, гребных каналов и т.п.), к обществу (организация и управление ФК), а также происходит физическое и духовное преобразование самого человека (изменение форм и функций человеческого организма под воздействием применения научно обоснованных, целенаправленных физических упражнений). 
Являясь органической частью культурного общества, физическая культура выполняет ряд общекультурных функций. Они основаны на функциональных связях ФК с другими социальными явлениями. 
Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет и свои специфические социальные функции. Они в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры и ее способность удовлетворять потребности общества в области физического воспитания и спортивной деятельности людей. Ни одна из разновидностей культур не сможет заменить физическую культуру в специфических функциях. 
Большие расхождения в представления о функциях физической культуры затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше представить ее роль и место в обществе. Доктор педагогических наук профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества. 
Материально-производственная функция физической культуры является фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической и духовной.

Материально-производственная сфера:

а) функция  производства и воспроизводства  человеческой жизни способствует формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека, участвует  в общем процессе продолжения  человеческого рода. Эта функция подразделяется на более конкретные: 
- оздоровительную, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей; 
- рекреативную, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания: туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов (физическая рекреация – использование игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского recreatio – отдых и французского – recreatif – cодержащий в себе элементы развлечения, занимательности);

- лечебную, в соответствии с которой с  помощью средств физической культуры  восстанавливают разрушенные органы  и функции человеческого организма; 
б) профессионально-прикладная, назначение которой – обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает: 
- функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников различных сфер производства;

- производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются  производственные травмы и профессиональные  заболевания;

- производственно-стимулирующую,  благодаря которой поддерживается  работоспособность и снижается утомление во время работы. 
Социальные функции – это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности: 
- социализирующая, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли); 
- коммуникативная, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного; 
- интегративная, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.; 
- зрелищная – наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах;

- семейно  – бытовая – физическая культура  и спорт оказывают воздействие  на семью, а семья влияет  на содержание деятельности в  сфере ФК и спорта (спортивные  семьи);

- воспитательная  – благодаря ей происходит  процесс целенаправленного формирования личности;

- престижная  – дух состязательности помогает  самоутвердиться как личности, добиться  признания спортивного результата  обществом. 
Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций);

- военно  – прикладная – связана с  совершенствованием профессиональных  навыков и умений военнослужащих;

- классовая  – зависимость от интересов  классов и слоев общества, которые  она выражает;

- агитационно – пропагандистская, благодаря которой в сфере физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства; 
- управленческая (регуляторная) – функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления; 
- отвлечение – как средство отвлечения отдельных личностей и социальных групп от антиобщественных поступков; 
- сотрудничества – укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами.

Духовные  функции:

-мировоззренческая,  данные функции отражают идеологическая, особенности проявления философская,  форм общественного научная, сознания в сфере ФК идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная 
- творческая – способность принимать решение в экстремальной ситуации, поиск нового нестандартного;

- информационная  – состоит в культурной связи  поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры); 
- нормативнаяиоценочная – нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону – эталоны, нормативы); 
- гедонистическая – выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления; 
- катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение. После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние;

- эстетическая  – формирование эстетических  способностей (относят и к воспитательным). 
Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и духовная – находятся в диалектическом единстве. 
Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные. 
Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся: 
- специально-образовательные;

- прикладные,

- развивающие, 

- спортивные,

- рекреативные,

- реабилитационные.

Специально  – образовательные функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования  для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний; 
- развивающие функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями;

- прикладные  функции выражены при использовании  физической культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

- спортивные  функции выражены в области  спорта высших достижений. Они  заключаются в реализации функциональных  физических возможностей человека  и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений; 
- рекреативные функции выражены при использовании средств физической культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;

- реабилитационные - для восстановления утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры в лечебных целях). 
Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей. 
Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции.

Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов вузов