Спорт в физическом воспитании студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Спорт - вид человеческой деятельности в сфере физического воспитания, направленный на достижение максимальных результатов в избранном виде. Различают спорт массовый и высших достижений.

Файлы: 1 файл

физическая выносливость.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

1.Спорт в физическом  воспитании студентов

Спорт - вид человеческой деятельности в сфере физического  воспитания, направленный на достижение максимальных результатов в избранном  виде. Различают спорт массовый и  высших достижений.

Массовый (или базовый) спорт обеспечивает достижение массового уровня, используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности.

 

2. Индивидуальный выбор  видов спорта.

Если возникает необходимость  определиться в выборе какого вида спорта или какой-либо системы физических упражнений для регулярных занятий, необходимо иметь представление об целевой направленности, сопоставимой с собственными индивидуальными особенностями организма (антропометрическими, физиологическими, психофизическими и т. д.). Как правило, выбор вида спорта определяется не только интересом к нему, но и реальными условиями и возможностями: наличие; спортивной базы, инвентаря, специалистов и т. п. Мы уже имеем представление о физиологическом подход I классификации физических упражнений и различных видом спорта, но существуют и другие подходы со стороны педагогом психологов, социологов и других специалистов к объединению различию многообразных видов спорта и систем физических упражнений по отдельным специфическим признакам, свойственным той или иной группе видов мышечной деятельности позволяет в определенной степени систематизировано и кратко изложить особенности и роль отдельных видов спорта в формировании личности, совершенствовании уровня физического развития человека, его двигательных качеств и способностей. Специалистами замечено, что специфика мышечной деятельности и особенности характера человека, который ею занимается систематически и целенаправленно, взаимно обусловлены, Например, те, кто ведет социально изолированный образ жизни предпочитают и тренироваться изолированно, в одиночку. И наоборот, люди общительные стремятся к занятиям в группах командах, предпочитают те виды спорта, которые позволяют это делать. Агрессивность характера человека также проявляется в выборе системы физических упражнений, связанных с эти качеством. В свою очередь вид спорта в достаточной степени оказывает влияние на формирование характера человека, его личностных качеств и способностей.

 

3. Выносливость,силовые  и скоростно-силовые

-Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции – действенное средство совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экономизации обменных процессов в организме. Все это вкупе значительно повышает выносливость организма человека. В настоящее время к средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным – от 3000 до 10000 м и к сверхдлинным – 20 км до марафонского бега (42 км 195 м). При беге в работу включаются большие группы мышц, что вызывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа организма при беге на эти дистанции связана в основном с аэробным обеспечением. Значительную нагрузку при беге испытывает опорно-двигательный аппарат, особенно на сверхдлинные дистанции.

Лыжные гонки – спортивное упражнение, которое имеет целенаправленность на совершенствование выносливости человека. Ходьба на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Скорость бега на лыжах зависит от длины дистанции (у женщин 3-20 км, у мужчин 5-20 км), погодных условий, снежного покрова, рельефа местности, а также применяемых способов лыжных ходов. Разностороннее развитие мышечной системы обеспечивается за счет активной работы рук и ног в процессе лыжной гонки или тренировки. Регулярные занятия лыжными гонками хорошо развивают системы кровообращения и дыхания, определяющие высокую общую работоспособность организма человека, мышцы тела, активизируют обмен веществ.

Плавание – один из основных видов спорта, имеющих как оздоравливающее, так и прикладное значение. По воздействию на организм плавание занимает особое место среди различных физических упражнений благодаря необычной внешней среде – воде. Работа дыхательного аппарата пловца имеет свои особенности. Гидравлическое давление на верхнюю часть туловища и сопротивление воды во время движения сжимают грудную клетку и живот пловца.

-Тяжелая атлетика - это  вид спорта, в основе которого  лежит выполнение упражнений  в поднимании тяжестей. Соревнования  проводятся по весовым категориям  в рывке и толчке штанги, а  также в сумме результатов этих двух движений. Занятия способствуют совершенствованию возможностей проявления максимальных мышечных усилий групп мышц нижних конечностей, туловища и рук.

Атлетическая гимнастика - система упражнений с отягощенными, тренажерными устройствами. Краткое название - атлетизм, бодибилдинг, культуризм. Основное назначение силовых упражнений в атлетической гимнастике - стремление к здоровому образу жизни, к формированию сильного, гармонично развитого и красивого тела, пропорциональному развитию его форм и осанки в процессе жизненной деятельности. Гиревой спорт также развивает силу и силовую выносливость координационные мышечные взаимодействия.

-Особую группу составляют ациклические  виды спорта, которые связаны  с развитием скоростно-силовых  качеств при мышечной деятельности. Это прыжки и метания, спринтерским (короткие) дистанции в легкой атлетике и других циклических видах спорта (спринт на велотреке), некоторые виды борьбы, спортивных игр, гимнастики и т. п., т. е. тех видов, которые связаны с проявлением качеств быстроты, ловкости и гибкости.

5. Самоконтроль и врачебный контроль.

задачами врачебного контроля являются:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и  работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;наблюдени  за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лечение.

Основная форма в.к. - врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования.

Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам. Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

6.

7.Общеметодические и  специфические принципы.

Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий.

Принцип сознательности и активности-Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

 Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

Принцип доступности  и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении.

Специфические принципы физического воспитания

 Принцип непрерывности процесса  физического воспитания

Сущность принципа непрерывности  в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях. 1. Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха - Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.

Принцип постепенного наращивания  развивающее - тренирующих воздействий - Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Принцип адаптированного сбалансирования  динамики нагрузок- Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания.

Суммарная нагрузка, используемая в  процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.

По мере адаптации к применяемой  нагрузке, т.е. перехода приспособительных  изменений в стадию устойчивого  состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.

. Использование суммарных нагрузок  в физическом воспитании предполагает  на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

Принцип циклического построения занятий

Процесс физического воспитания -- это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

Этот принцип обязывает  последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся  периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).

8. физическое воспитание  студенческой молодежи.

Целью физического  воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

воспитание  у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

сохранение  и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

всесторонняя  физическая подготовка студентов;

профессионально - прикладная физическая подготовка студентов  с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

приобретение  студентами необходимых знаний по основам  теории, методики и организации физического  воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

воспитание  у студентов убеждённости в необходимости  регулярно заниматься физической культурой  и спортом.

9. физические  способности человека

Используемые в теории и методике физической культуры понятия  о физических качествах очень удобны для классификации многообразных тренировочных средств, и по существу являются критериями качественной оценки двигательных возможностей человека. Выделяют пять основных двигательных качеств: силу, быстроту движений (скорость), координацию движений (ловкость), гибкость и выносливость.

Информация о работе Спорт в физическом воспитании студентов