Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:45, реферат

Краткое описание

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов.

Оглавление

Введение
Цели и задачи общей физической подготовки
Методы физического воспитания
Двигательные умения и навыки
Физические качества
Формы занятий
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Спортивная физическая подготовка
Интенсивность нагрузок

Приложение

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Физра реферат.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Общепедагогические  задачи

Важнейшими  из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности.  Объективное  единство физического и духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи.      

    2. Методы физического  воспитания

         В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

      1. метод регламентированного упражнения
      2. игровой метод
      3. соревновательный метод
      4. словесные и сенсорные методы
  1. Метод регламентированного упражнения предусматривает:
    1. твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);
    1. по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
    2. создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

    Этот  метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество 1 вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

  1. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д.

    К особенностям игрового метода в частности относится  «сюжетная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

    Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных  условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

  1. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

    Соревновательный  метод применяется при решении  разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

  1. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

    Благодаря слову можно сообщать необходимые  знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

    В учебно-тренировочных  занятиях и соревнованиях слово  может быть использовано и выражено в форме:

    1. дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
    2. инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
    3. сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
    4. указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
    5. оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
    6. словесного отчета и взаиморазъяснения;
    7. самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

    Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

    1. показа самих упражнений;
    2. демонстрации наглядных пособий;
    3. предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);
    4. кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов; видеозаписей выполнения упражнений);
    5. избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).
    6. В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:
    7. метод направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;
    8. метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);
    9. методы лидирования и текущего сенсорного программирования, 
      в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).
 

3. Двигательные умения  и навыки

Обучая  в процессе физического воспитания, преследуются образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.  
Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

Двигательное  умение — это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В процессе многократного повторения разучиваемого  двигательно-1 го действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Двигательный  навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые возникают  в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой  
степени владения действием. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения  
умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения. В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной чертой является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения  
техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.  
Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:  
Автоматизированное управление движениями — определяющая и ценная особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно помогает выполнению двигательного действия. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во- первых, облегчает функционирование высших механизмов управления движениями и, во-вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия действия. Слитность движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.  
Надежность двигательного действия при навыке характеризуется повышенной способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных факторах: необычном психологическом состоянии, сниженных физических возможностях, неблагоприятных внешних условиях и других помехах. Достаточно прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно  
прекратившие спортивную деятельность, способны воспроизвести технику спортивного действия.

Устойчивость  двигательного навыка — ценная черта  в тех случаях, когда техника  действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям. «Переделка»  техники действий, связанных с  прочными навыками, представляет собой  задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий. 

4. Физические качества

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.

Силой (или силовыми возможностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать ему по средствам  мышечных напряжений.

Различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная  сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении.

Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

В приложение приведена тренировка на развитие силы и силовой выносливости.

Под быстротой  понимают комплекс функциональных свойств  человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Выносливость  как физическое качество связано  с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить, как способность противостоять утомлению.

Различают 2 вида выносливости: Общую и специальную.

Общая выносливость – это способность  выполнять работу с невысокой  интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения, она является основой для воспитания специальной выносливости.

Специальная выносливость – это способность  эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Различают 3 вида специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.

Скоростная  выносливость – это выносливость, связанная с возникновением кислородного долга.

Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов вузов