Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 10:56, реферат

Краткое описание

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

- метод регламентированного упражнения

- игровой метод

- соревновательный метод

- словесные и сенсорные методы

Оглавление

ЧАСТЬ 1:

1. Методы физического воспитания

2. Двигательные умения и навыки

3. Физические качества

4. Формы занятий


ЧАСТЬ 2:

5. Общая физическая подготовка

6. Специальная физическая подготовка

7. Спортивная физическая подготовка

8. Интенсивность нагрузок

9. Энергозатраты при физической нагрузке

Приложение

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Реферат: Общая физическая спортивная подготовка в системе  физического воспитания

Содержание 

ЧАСТЬ 1:

1. Методы физического  воспитания

2. Двигательные умения  и навыки

3. Физические качества

4. Формы занятий 

ЧАСТЬ 2:

5. Общая физическая  подготовка

6. Специальная физическая подготовка

7. Спортивная физическая  подготовка

8. Интенсивность  нагрузок

9. Энергозатраты  при физической нагрузке

Приложение

Список литературы.

ЧАСТЬ 1 

1. Методы физического  воспитания

В процессе физического  воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

- метод регламентированного  упражнения

- игровой метод

- соревновательный  метод

- словесные и сенсорные  методы

1. Метод регламентированного  упражнения предусматривает:

* твердо предписанную  программу движений (заранее обусловленный  состав движений, порядок повторений);

* по возможности  точное дозирование нагрузки  и управление ее динамикой  по ходу упражнений, четкое нормирование  места и длительности интервалов  отдыха;

* создание или  использование внешних условий,  которые облегчали бы управление  действиями занимающихся (применение  вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием  нагрузки).

Этот метод в  физкультурно-спортивной практике имеет  множество 1 вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

2. Игровой метод  может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д.

К особенностям игрового метода в частности относится  «сюжетная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим  достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных  или облегченных условиях, развивать  такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

3. Соревновательный  метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный  метод применяется при решении  разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

4. Словесные и  сенсорные методы предполагают  широкое использование слова  и чувственной информации.

Благодаря слову  можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно  руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных  занятиях и соревнованиях слово  может быть использовано и выражено в форме:

* дидактического  рассказа, беседы, обсуждения;

* инструктирования (объяснение задания, правил их  выполнения);

* сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

* указаний и команд (как правило, в повелительном  наклонении);

* оценки (способ текущей  коррекции действий или их  итогов);

* словесного отчета  и взаиморазъяснения;

* самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

Посредством сенсорных  методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

* показа самих  упражнений;

* демонстрации наглядных  пособий;

* предметно-модельной  и макетной демонстрации (с помощью  муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);

* кино- и видеомагнитофонных  демонстраций (просмотр кинокольцовок,  специальных учебных кинофильмов;  видеозаписей выполнения упражнений);

* избирательно-сенсорной  демонстрации для воссоздания  отдельных параметров движений  с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

В общем перечне  сенсорных методов могут быть представлены:

* метод направленного  «прочувствования» движений, при  котором обращается внимание  на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

* метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных  ориентировок (флажков, мишеней,  специальной разметки зала);

* методы лидирования  и текущего сенсорного программирования,

в которых часто  используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения). 

2.Двигательные умения  и навыки

Обучая в процессе физического воспитания, преследуются образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.

Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические  особенности физического воспитания.

Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В процессе многократного  повторения разучиваемого двигательно-1 го действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Двигательный навык  — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые возникают  в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой

степени владения действием. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения

умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения. В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной чертой является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения

техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:

Автоматизированное  управление движениями — определяющая и ценная особенность двигательного  навыка. Автоматизация движений существенно  помогает выполнению двигательного  действия. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во- первых, облегчает функционирование высших механизмов управления движениями и, во-вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия действия. Слитность движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.

Надежность двигательного  действия при навыке характеризуется  повышенной способностью сохранять  его эффективность при различных  неблагоприятных факторах: необычном  психологическом состоянии, сниженных физических возможностях, неблагоприятных внешних условиях и других помехах. Достаточно прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно

прекратившие спортивную деятельность, способны воспроизвести  технику спортивного действия.

Устойчивость двигательного  навыка — ценная черта в тех  случаях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям. «Переделка» техники  действий, связанных с прочными навыками, представляет собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий. 

3.Физические качества

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.

Силой (или силовыми возможностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему по средствам мышечных напряжений.

Различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении.

Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

В приложение приведена  тренировка на развитие силы и силовой  выносливости.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Выносливость как  физическое качество связано с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить, как способность противостоять утомлению.

Различают 2 вида выносливости: Общую и специальную.

Общая выносливость – это способность выполнять  работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени  за счет аэробных источников энергообеспечения, она является основой для воспитания специальной выносливости.

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Различают 3 вида специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.

Скоростная выносливость – это выносливость, связанная  с возникновением кислородного долга.

Информация о работе Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания