Физическое развитие и акселерация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что в ХХ в. наблюдалось ускорение (акселерация) роста и развития многих систем организма детей и подростков. Однако кроме акселера (лат. ассеiега1iо — ускорение) существует и ретардация (от лат.— замедление, задержка).
Термин «акселерация развития» (от лат. ассеlегаtiо — ускорение) был впервые введен в научную литературу немецким врачом Е. Кохом (Косh, 1953), который на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их родители в том же возрасте.

Оглавление

Физическое развитие и акселерация……………………………………………………..3
Эпохальная акселерация……………………………………………………………………..4
Физическая нагрузка………………………………………………………………………....4
Внутригрупповая акселерация………………………………………………………………5
Вывод…………………………………………………………………………………………7
Современная социокультурная антропология …………………………………………8
Вывод…………………………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………………………11
Рецензент……………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 77.50 Кб (Скачать)


Барановичский государственный университет

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Контрольная работа № 1  по                       Антропологии и

сравнительной психологии

                                                       наименование дисциплины

 

Студента-заочника              Новиковой Екатерины Викторовны

                                                           фамилия, и., о.

 

курса  5   группы     ПСз – 51     шифр

специальность  Психология. Социальная Психология.

                   223710 г. Солигорск  ул.Козлова д. 46ª  кв. 23

                                           индекс, домашний адрес студента-заочника

__________________________________________________________________________________________

 

Дата регистрации работы «___» ______________________________________200   г.

                                                                               деканатом

 

«___» ___________________200   г.

               кафедрой

 

Контрольная работа: зачтена, незачтена

                                     (ненужное зачеркнуть)

 

 

Рецензент __________________________________________________________________

 


СОДЕРЖАНИЕ

Физическое развитие и акселерация……………………………………………………..3

Эпохальная акселерация……………………………………………………………………..4

Физическая нагрузка………………………………………………………………………....4

Внутригрупповая акселерация………………………………………………………………5

Вывод…………………………………………………………………………………………7

Современная социокультурная антропология …………………………………………8

Вывод…………………………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………………………11

Рецензент……………………………………………………………………………………..12
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АКСЕЛЕРАЦИЯ

Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что в ХХ в. наблюдалось ускорение (акселерация) роста и развития многих систем организма детей и подростков. Однако кроме акселера (лат. ассеiега1iо — ускорение) существует и ретардация (от лат.— замедление, задержка).

Термин «акселерация развития» (от лат. ассеlегаtiо — ускорение) был впервые введен в научную литературу немецким врачом Е. Кохом (Косh, 1953), который на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их родители в том же возрасте.

Совершенно ясно что изучение роста и развития следует рассматривать как одну из ведущих наук, на которых должны основываться теория и практика воспитания. Раньше педагоги были тесно связаны с биологией человека, а некоторые из них сами были врачами или антропологами. Но в течение первой половины 20-го столетия бурный расцвет педагогической психологии привел к тому, что педагоги почти совсем перестали интересоваться вопросами физического развития. Теперь с этим покончено. Учителя со всевозрастающей настойчивостью требуют от специалистов по биологии человека точных и полных данных о росте мозга, о критических периодах и стадиях развития, о зависимости результатов психологических тестов от скорости созревания, о влиянии раннего или позднего созревания на эмоциональную уравновешенность, об эпохальном сдвиге и т. д.

На многие из этих вопросов пока можно дать лишь весьма схематичные ответы, так как наукой о росте и развитии долгое время пренебрегали. Тем не менее уже сейчас мы располагаем обширным арсеналом фактов и целым рядом выводов, которые имеют важное значение для педагогики. Главные среди них — это вопросы о градиентах роста мозга, об индивидуальной изменчивости в темпах роста, особенно в пубертатном периоде, о взаимосвязи между темпами умственного и физического развития.

              Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т. е. количественные изменения.

Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции (созревание организма).

Рост и развитие ребенка, т. е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. Термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Длина тела новорожденных за 60—80 лет ХХ в. увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6—10 см, а масса на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала ХХ в.). Значительно быстрее происходили развитие и рост некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более ранее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале ХХ в.). Сократилась продолжительность роста: в конце ХХ в. рост девушек и юношей в среднем заканчивался в 16—19 лет, а вначале ХХ в. люди достигали максимального роста к 25—26 годам. Существуют убедительные доказательства акселерации роста и развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигатель ной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов.

Физическая нагрузка.

Среди разнообразных средств физической культуры существуют применяемые как в домашних, амбулаторных и санаторно-курортных условиях, так и оздоровительных секциях (группах здоровья).

Физические упражнения тонизирующие, стимулируя моторно-висцелярные рефлексы, они способствуют ускорению процессов метаболизма в тканях, активизации гуморальных процессов. При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-пульмональные, моторно-кардинальные, моторно-желудочно-кишечные и др. рефлексы, что позволяет повышать преимущественно тонус нужных систем и органов.

Табл.Участие органов в окислительных процессах в покое и при физических нагрузках (в см³ кислорода в час по Баркрофту).

ОРГАН

Максимальный покой (наркоз)

Максимальная физическая работа

Поперечно/полосатая мускулатура

12,9

59

Сердце

2,0

254,0

Слюнные железы

0,9

1,1

Печень

7,9

21,1

Поджелудочная железа

0,7

1,4

Почки

1,6

4,2

    

Физическая нагрузка. Снижение двигательной активности, или гиподинамия, рассматривается как один из факторов увеличения размеров тела у городских детей и повышение жироотложения. Это также один из акселирующих факторов оказывающих влияние на направление секулярного тренда. С другой стороны, существует большое количество работ, свидетельствующих о замедлении роста и полового созревания при регулярной чрезмерной физической нагрузке, спортивных тренировках и т.д.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение роста и развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 15—20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15— 17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Явление ретардации роста и развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Число ретардированых детей внутри возрастных групп также достигает 13—20%, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу и определении физических нагрузок. Определение степени школьной зрелости поступающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно только при наличии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации роста и развития детей  и подростков мало изучены. Важное значение имеют и эндогенные, и экзогенные факторы. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе

органические нарушения, ко вторым — различные факторы социального характера.

Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто - ее решение имеет большое практическое значение. Более ранние рост и развитие детей в подростков требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, планирования занятий физкультурой и спортом.

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.

1. Эффект гетерозиса связанного с широкой миграцией современного населения и увеличения количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

3. Умеренное ухудшение экологической обстановки (увеличение промышленной радиации, накопление продуктов выхлопных газов и труб промышленных предприятий запыление и др.).

Следует отметить, что если бы изменения темпов роста и размеров тела сохраняли постоянную направленность, то даже низкий прирост показателей при переходе от одного поколения к другому вызвал бы увеличение тела современного человека до гигантских размеров.

Следовательно, акселерация — лишь звено в истории преобразования вида Homo sapiens, а не основной фактор этого процесса. Акселерация приходит на смену ретардации (воспринимается как таковая по контрасту с последней) и сменяется ретардацией (возвращением к исходному уровню).

Скорее всего, средняя длина тела у сопоставляемых групп населения изменяется во времени по синусоиде, когда период подъема и спада признака сменяют друг друга. Однако протяженность этих циклов неодинакова, а недостаточность точек отсчета приводит к односторонности оценок, выявив лишь одну из существующих тенденций (Н. А. Агаджанян, Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин).

В последние годы получили большое распространение теории, связывающие феномен акселерации с действием более глобальных факторов, например, меняющимся уровнем солнечной и геомагнитной активности. Отмечается также, что волны эпохального увеличения или уменьшения размеров тела наблюдаются в истории человечества не впервые. Так, в Древней Греции и Древнем Риме возраст менархе был более ранним, чем в эпоху средневековья: 12—15 и 17,5—18 лет соответственно. Согласно палеоантропологическим данным, максимальные размеры тела человека на территории нашей страны были в неолите, минимальные — в средневековье. По некоторым последним данным, темпы соматического развития у неандертальцев были более интенсивными, чем у современного человека (Nelson, Thompson, 1999).

Немало загадок связано и с изменениями размеров тела в процессе эволюции, начиная с австралопитеков. Так, длина тела знаменитой Люси равнялась всего 120—130 см, а живший на пару миллионов лет позже Homo erectus из Нариокотоме (Кения) «вымахал» до 180 см. «Акселерированные» неандертальцы по длине тела были явно короче (160 см), а люди современного типа — «кроманьонцы» — вновь подросли и т. д. Очевидно, мы действительно имеем дело с волнами эпохальных изменений, причем «длина волны» может меняться в зависимости от продолжительности выбранного периода практически от миллиона лет до десятилетия. Можно предположить, что в разные периоды вступают в действие различные факторы или, по крайней мере, вклад их неодинаков: «на длинных волнах» действуют в первую очередь эволюционные глобальные (космические) факторы, с укорочением периода на первый план выходят более «земные социально-экономические и др. факторы.

Информация о работе Физическое развитие и акселерация