Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:03, контрольная работа
Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что в ХХ в. наблюдалось ускорение (акселерация) роста и развития многих систем организма детей и подростков. Однако кроме акселера (лат. ассеiега1iо — ускорение) существует и ретардация (от лат.— замедление, задержка).
Термин «акселерация развития» (от лат. ассеlегаtiо — ускорение) был впервые введен в научную литературу немецким врачом Е. Кохом (Косh, 1953), который на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их родители в том же возрасте.
Физическое развитие и акселерация……………………………………………………..3
Эпохальная акселерация……………………………………………………………………..4
Физическая нагрузка………………………………………………………………………....4
Внутригрупповая акселерация………………………………………………………………5
Вывод…………………………………………………………………………………………7
Современная социокультурная антропология …………………………………………8
Вывод…………………………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………………………11
Рецензент……………………………………………………………………………………..
Барановичский государственный университет
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Контрольная работа № 1 по Антропологии и
сравнительной психологии
Студента-заочника Новиковой Екатерины Викторовны
курса 5 группы ПСз – 51 шифр
специальность Психология. Социальная Психология.
223710 г. Солигорск ул.Козлова д. 46ª кв. 23
______________________________
Дата регистрации работы «___» ______________________________
«___» ___________________200 г.
кафедрой
Контрольная работа: зачтена, незачтена
Рецензент ______________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Физическое развитие и акселерация…………………………………………………
Эпохальная акселерация…………………………………………………
Физическая нагрузка…………………………………………………………
Внутригрупповая акселерация…………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Современная социокультурная антропология …………………………………………8
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Рецензент………………………………………………………
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АКСЕЛЕРАЦИЯ
Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что в ХХ в. наблюдалось ускорение (акселерация) роста и развития многих систем организма детей и подростков. Однако кроме акселера (лат. ассеiега1iо — ускорение) существует и ретардация (от лат.— замедление, задержка).
Термин «акселерация развития» (от лат. ассеlегаtiо — ускорение) был впервые введен в научную литературу немецким врачом Е. Кохом (Косh, 1953), который на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их родители в том же возрасте.
Совершенно ясно что изучение роста и развития следует рассматривать как одну из ведущих наук, на которых должны основываться теория и практика воспитания. Раньше педагоги были тесно связаны с биологией человека, а некоторые из них сами были врачами или антропологами. Но в течение первой половины 20-го столетия бурный расцвет педагогической психологии привел к тому, что педагоги почти совсем перестали интересоваться вопросами физического развития. Теперь с этим покончено. Учителя со всевозрастающей настойчивостью требуют от специалистов по биологии человека точных и полных данных о росте мозга, о критических периодах и стадиях развития, о зависимости результатов психологических тестов от скорости созревания, о влиянии раннего или позднего созревания на эмоциональную уравновешенность, об эпохальном сдвиге и т. д.
На многие из этих вопросов пока можно дать лишь весьма схематичные ответы, так как наукой о росте и развитии долгое время пренебрегали. Тем не менее уже сейчас мы располагаем обширным арсеналом фактов и целым рядом выводов, которые имеют важное значение для педагогики. Главные среди них — это вопросы о градиентах роста мозга, об индивидуальной изменчивости в темпах роста, особенно в пубертатном периоде, о взаимосвязи между темпами умственного и физического развития.
Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т. е. количественные изменения.
Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции (созревание организма).
Рост и развитие ребенка, т. е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. Термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.
Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Длина тела новорожденных за 60—80 лет ХХ в. увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6—10 см, а масса на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала ХХ в.). Значительно быстрее происходили развитие и рост некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более ранее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале ХХ в.). Сократилась продолжительность роста: в конце ХХ в. рост девушек и юношей в среднем заканчивался в 16—19 лет, а вначале ХХ в. люди достигали максимального роста к 25—26 годам. Существуют убедительные доказательства акселерации роста и развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигатель ной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов.
Физическая нагрузка.
Среди разнообразных средств физической культуры существуют применяемые как в домашних, амбулаторных и санаторно-курортных условиях, так и оздоровительных секциях (группах здоровья).
Физические упражнения тонизирующие, стимулируя моторно-висцелярные рефлексы, они способствуют ускорению процессов метаболизма в тканях, активизации гуморальных процессов. При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-пульмональные, моторно-кардинальные, моторно-желудочно-кишечные и др. рефлексы, что позволяет повышать преимущественно тонус нужных систем и органов.
Табл.Участие органов в окислительных процессах в покое и при физических нагрузках (в см³ кислорода в час по Баркрофту).
ОРГАН | Максимальный покой (наркоз) | Максимальная физическая работа |
Поперечно/полосатая мускулатура | 12,9 | 59 |
Сердце | 2,0 | 254,0 |
Слюнные железы | 0,9 | 1,1 |
Печень | 7,9 | 21,1 |
Поджелудочная железа | 0,7 | 1,4 |
Почки | 1,6 | 4,2 |
Физическая нагрузка. Снижение двигательной активности, или гиподинамия, рассматривается как один из факторов увеличения размеров тела у городских детей и повышение жироотложения. Это также один из акселирующих факторов оказывающих влияние на направление секулярного тренда. С другой стороны, существует большое количество работ, свидетельствующих о замедлении роста и полового созревания при регулярной чрезмерной физической нагрузке, спортивных тренировках и т.д.
Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение роста и развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 15—20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15— 17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.
Явление ретардации роста и развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Число ретардированых детей внутри возрастных групп также достигает 13—20%, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу и определении физических нагрузок. Определение степени школьной зрелости поступающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно только при наличии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.
Биологические механизмы ретардации роста и развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют и эндогенные, и экзогенные факторы. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе
органические нарушения, ко вторым — различные факторы социального характера.
Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто - ее решение имеет большое практическое значение. Более ранние рост и развитие детей в подростков требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, планирования занятий физкультурой и спортом.
К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.
1. Эффект гетерозиса связанного с широкой миграцией современного населения и увеличения количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Умеренное ухудшение экологической обстановки (увеличение промышленной радиации, накопление продуктов выхлопных газов и труб промышленных предприятий запыление и др.).
Следует отметить, что если бы изменения темпов роста и размеров тела сохраняли постоянную направленность, то даже низкий прирост показателей при переходе от одного поколения к другому вызвал бы увеличение тела современного человека до гигантских размеров.
Следовательно, акселерация — лишь звено в истории преобразования вида Homo sapiens, а не основной фактор этого процесса. Акселерация приходит на смену ретардации (воспринимается как таковая по контрасту с последней) и сменяется ретардацией (возвращением к исходному уровню).
Скорее всего, средняя длина тела у сопоставляемых групп населения изменяется во времени по синусоиде, когда период подъема и спада признака сменяют друг друга. Однако протяженность этих циклов неодинакова, а недостаточность точек отсчета приводит к односторонности оценок, выявив лишь одну из существующих тенденций (Н. А. Агаджанян, Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин).
В последние годы получили большое распространение теории, связывающие феномен акселерации с действием более глобальных факторов, например, меняющимся уровнем солнечной и геомагнитной активности. Отмечается также, что волны эпохального увеличения или уменьшения размеров тела наблюдаются в истории человечества не впервые. Так, в Древней Греции и Древнем Риме возраст менархе был более ранним, чем в эпоху средневековья: 12—15 и 17,5—18 лет соответственно. Согласно палеоантропологическим данным, максимальные размеры тела человека на территории нашей страны были в неолите, минимальные — в средневековье. По некоторым последним данным, темпы соматического развития у неандертальцев были более интенсивными, чем у современного человека (Nelson, Thompson, 1999).
Немало загадок связано и с изменениями размеров тела в процессе эволюции, начиная с австралопитеков. Так, длина тела знаменитой Люси равнялась всего 120—130 см, а живший на пару миллионов лет позже Homo erectus из Нариокотоме (Кения) «вымахал» до 180 см. «Акселерированные» неандертальцы по длине тела были явно короче (160 см), а люди современного типа — «кроманьонцы» — вновь подросли и т. д. Очевидно, мы действительно имеем дело с волнами эпохальных изменений, причем «длина волны» может меняться в зависимости от продолжительности выбранного периода практически от миллиона лет до десятилетия. Можно предположить, что в разные периоды вступают в действие различные факторы или, по крайней мере, вклад их неодинаков: «на длинных волнах» действуют в первую очередь эволюционные глобальные (космические) факторы, с укорочением периода на первый план выходят более «земные социально-экономические и др. факторы.