Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:03, контрольная работа
Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что в ХХ в. наблюдалось ускорение (акселерация) роста и развития многих систем организма детей и подростков. Однако кроме акселера (лат. ассеiега1iо — ускорение) существует и ретардация (от лат.— замедление, задержка).
Термин «акселерация развития» (от лат. ассеlегаtiо — ускорение) был впервые введен в научную литературу немецким врачом Е. Кохом (Косh, 1953), который на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их родители в том же возрасте.
Физическое развитие и акселерация……………………………………………………..3
Эпохальная акселерация……………………………………………………………………..4
Физическая нагрузка………………………………………………………………………....4
Внутригрупповая акселерация………………………………………………………………5
Вывод…………………………………………………………………………………………7
Современная социокультурная антропология …………………………………………8
Вывод…………………………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………………………11
Рецензент……………………………………………………………………………………..
Вывод
Таким образом, все выше изложенные колебания можно считать закономерным процессом, происходящим и в отсутствие глобальных катаклизмов и социальных катастроф. Тем не менее поскольку процессы роста и развития являются четким отражением, «зеркалом» развивающихся в обществе процессов, дальнейшее ухудшение социально-экономического уровня и статуса питания подрастающего поколения могут привести к негативным тенденциям в показателях роста и развития.
Современная социокультурная антропология
Антропология — специальная биологическая дисциплина, занимающая пограничное положение между естественными и социальными науками о человеке. Предметом антропологии, по мнению отечественных специалистов, являются вариации биологического типа человека во времени (эволюция) и в пространстве (расоведение и морфология); в приведенной формулировке мы видим отличие антропологии от других отраслей биологии и медицины, которые изучают принципиальное строение тела человека (анатомия и особенности функционирования органов (физиология). Антропология на их фоне выступает как динамическая биологическая наука. Простое сопоставление антропологических и биолого-медицинских учебников позволяет установить разницу интересов антропологов и других исследователей человека: в первом случае — реальный человек в его биологическом разнообразии, во втором – абстрактный «обобщенный » человек.
Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке пристальное внимание к связи его биологических свойств и разнообразных социальных факторов. Так, антропология существенно отличается от социально-исторических наук о человеке — археологии и этнографии, хотя тесно соприкасается с ними и опирается на их данные, в частности, в изучении этногенеза народов мира.
Антропология не может подменять общественные науки, будучи во многих отношениях наукой биологи ческой. В настоящее время грань биологических и социальных явлений выглядит размытой в таких науках, как этология (наука о поведении) и социобиологии.
Заметим, что в западноевропейской и американской науке часто «антропологией именуют все науки о человеке; при этом антропологии в нашем понимании соответствует «физическая антропология»
Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.
Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа; б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно; в) с явлениями полового диморфизма; г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.
Раздел антропогенеза сосредотачивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.
Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, то есть на всей поверхности земного шара, населенной человеком.
Современная антропология включает и новые разделы, границы которых не совсем устоялись. Отметим физиологическую антропологию, экологическую антропологию, антропогенетику, приматологию и др.
Антропология занимает в современной наука особое место.
Можно допустить, что антропология по сути является систематикой человека (систематика наука о биологическом многообразии). так как исследует многообразие временных и пространственных таксонов гоминид (подсемейства, роды, виды, расы, типы).
Данные антропологии и приматологии помогают понять сущность атавистических явлений и рудиментов в организации современного человека, отклонений в эмбриологическом развитии, а также вариантов строения тела. Палеопатологический аспект остеологических исследований раскрывает картину древности патологий. Антропологическая остеология имеет большое значение для криминалистики, так как помогает оценить анкетные данные субъекта по найденным костным остаткам, идентифицировать человека по кожным отпечаткам, генетическим особенностям биологических жидкостей. Антропологическим является и метод восстановления внешности человека по черепу.
Для медицины и психологии имеет большое значение возрастная биология человека, устанавливающая закономерности роста и развития. В антропологии сформировалось и развивается учение о конституции человека как совокупности его индивидуальных морфологических и функциональных особенностей. Концепция конституции человека позволяет медикам оценить риск патологии, учесть состояние больного и правильно организовать лечение, Она помогает также определить на основе оценки физического развития человека профессиональную пригодность к занятиям определенными видами спорта, к тому или иному характеру трудовой деятельности. Антропологический метод исследования тела живого человека (унифицированная система измерений специальными инструментами) дает возможность антропологам собирать огромные массивы антропометрических данных по возрастно-половым и этнотерриториальным группам. На их основе рассчитываются стандарты одежды, обуви, мебели, предметов быта и др. для целей легкой промышленности, а также эргономические стандарты для промышленного конструирования, например, для оптимальной организации рабочих мест с учетом размеров тела и т. д.
В современной антропологии, помимо специальных методов исследования (антропометрия — измерение тела живого человека, скелета; оценка неизменяемых признаков по баллам и специальным стандартам), применяют методы других наук:
биохимии, генетики, физики, математики (без последней, в частности, невозможно было бы изучение изменчивости признаков).
Вывод
Взгляд на эволюцию человека как на качественно своеобразный биологический процесс лежит в основе материалистических представлений о человеческой истории, о месте человека в физическом мире. Антропологические доказательства принадлежности всех современных человеческих рас к одному виду имеют огромное политическое значение в сегодняшнем сложном мире.
Список литературы
1. Учебник для ВУЗов «Физиология физического воспитания и спорта» /В.М. Смирнов, В.И. Дубровский – Москва 2002
2. Антропология: Хрестоматия /Авторы составители: конд. биол. наук доцент Л.Б.Рыбалов, конд. биол. наук доцент Т.Е. Россолимо, А.И. Масквина-Тархова – Москва – Воронеж 2002.
3. Психофизиология / Т.Н.Греченко – Москва 1999
4. Учебник для ВУЗов Антропология / В.М Харитонова, А.П. Ожиганова, Е.З. Година, Е.Н. Хрисанова, В.А.Бацевич – Москва 2003
Рецензент
10