Особенности спортивной деятельости дзюдоистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность дзюдоистов в процессе спортивной подготовки — это целенаправленная внешняя и внутренняя активность, обусловленная специфическими мотивами и интересами, внутренним содержанием которой являются психо-физиологические процессы, а внешним проявлением — двигательные действия и операции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы построения процесса спортивной
подготовки в дзюдо……………………………………………………..6
1.1. Краткая характеристика дзюдо и основные подходы в
формировании тренировочного процесса……………………………... 6
1.2. Построение тренировки юных дзюдоистов………………………….. 10
1.3. Спортивный отбор в группу дзюдо…………………………………... 12
1.4. Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском
возрасте…………………………………………………………………. 17
1.5. Характеристика некоторых методических подходов планирования
тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке
спортсменов различного веса…………………………………………. 19
Глава 2. Особенности скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов……………………………………………………………… 24
2.1. Место скоростно-силовой подготовки в спортивных
единоборствах………………………………………………………….. 25
2.2. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных
дзюдоистов……………………………………………………………... 28
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………... 39

Файлы: 1 файл

курсовая тмфк Демидова А..doc

— 201.50 Кб (Скачать)

      Фаза  сохранения спортивной формы — это  особое состояние систем организма, которое в одних случаях характеризуется  у дзюдоистов длительным отсутствием  долговременных адаптационных перестроек, а в других совпадает с их завершением. В одном случае речь идет о первой фазе сохранения спортивной формы, с которой начинается процесс вхождения в состояние спортивной формы у большой группы спортсменов, в другом — о той фазе, которая следует за фазой приобретения (вторая по счету). Первая фаза сохранения спортивной формы, в отличие от второй, может следовать как после периодов отдыха, так и после начала периодов развития спортивной формы и периодов сохранения. После нее, обычно, следует фаза утраты спортивной формы.

      Фаза  утраты спортивной формы отражает процессы реадаптации, происходящие в системах организма. Ее следствием у дзюдоистов всегда является значительное снижение имеющегося уровня спортивных результатов. Фаза утраты спортивной формы может быть кратковременной или долговременной.

      Кратковременная фаза обычно наблюдается в начале процесса вхождения в состояние  спортивной формы, следует после  фазы сохранения спортивной формы, с  которой у некоторых дзюдоистов начинаются периоды развития спортивной формы, и предшествует фазам приобретения. Продолжительность этой фазы от 1 до 3 недельных циклов, обычно. Чаще всего ее длительность колеблется от 5 до 10 тренировочных занятий.

      Долговременная  фаза утраты спортивной формы может  длиться месяцами и наблюдается, когда в учебно-тренировочном  процессе подготовки дзюдоистов не производят смену применяемых средств тренировки после вхождения в состояние спортивной формы.

      Активная  утрата спортивной формы является результатом  запланированного построения периодов спортивной тренировки.

      Пассивная утрата спортивной формы происходит, когда дзюдоисты на протяжении длительных интервалов времени — от 4 до 6 недельных циклов и более — не тренируются.

      Достижение  состояния спортивной формы у  дзюдоистов зависит от различных  факторов: индивидуальных особенностей, динамики, объема и интенсивности тренировочных нагрузок (Л.П. Матвеев), системы упражнений в подготовительных периодах (А.П. Бондарчук) и др. 

1.2. Построение тренировки юных дзюдоистов 

      В подготовке дзюдоистов-новичков (группы начальной подготовки 1-го года обучения) целесообразно выделять один период — подготовительный, включающий два этапа.

      Этап  набора и комплектования учебной  группы.

      Требует от тренера-преподавателя по дзюдо  проявления высокого уровня организаторских  и коммуникативных способностей. В современных социальных условиях набор детей в группы начальной подготовки для занятий дзюдо усложняется рядом факторов: снижение интереса к спортивным занятиям; возраст набора детей в дзюдо (10 лет) совпадает с набором в другие виды единоборств, в игровые виды спорта, что «рассеивает» потенциально-способных детей по разным секциям; низкий уровень здоровья значительной части детей не позволяет им заниматься дзюдо и другие.

      На  этом этапе тренер-преподаватель  посещает школы, выступает на родительских собраниях с объявлением о наборе в секцию дзюдо, проводит запись в секцию по месту спортивных занятий. При проведении набора эффективна раздача объявлений в школах и организация наглядной информации о занятиях дзюдо для родителей, проводимая на базе спортивных школ и коллективов физической культуры. Информация о занятиях должна включать: название спортивной базы, указание вида спорта, требования к занимающимся (возраст, пол, наличие медицинской справки), расписание учебно-тренировочных занятий, сведения о тренере-преподавателе (ФИО, спортивная квалификация), адрес и телефон спортивной организации).

      Комплектование  учебной группы для занятий дзюдо  происходит согласно нормативным требованиям  к возрасту и количеству занимающихся. На этап начальной подготовки зачисляются  учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься дзюдо и имеющие справку от педиатра. На этом этапе с детьми осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на формирование интереса к занятиям дзюдо, на разностороннюю физическую подготовку, на освоение гигиенических знаний.

      Этап  ознакомления с основными средствами подготовки дзюдоистов.

      Занимает  около 4 — 5 месяцев (ноябрь-март) и предполагает изучение основных средств дзюдо:

      а) средства технико-тактической подготовки, формирующие у юных дзюдоистов умения безопасного падения и технических, и тактических действий, соответствующих возрасту, участие в соревнованиях по ОФП и в аттестационных соревнованиях;

      б) средства физической подготовки, стимулирующие укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей, занимающихся дзюдо, на основе рационального применения обще подготовительных упражнений;

      в) средства теоретической подготовки, направленные на получение знаний о дзюдо, его значении для укрепления здоровья занимающихся, правилах соревнований и организации занятий дзюдо.

      Этап  подготовки и выполнения программных  требований.

      Определяет  уровень индивидуальной динамики физической подготовленности занимающихся и степень  освоения ими основ техники дзюдо (согласно аттестационным требованиям).

      Планирование  подготовки для дзюдоистов на последующих  этапах (НП свыше года, УТ до 2-х лет) имеет выраженное сходство. В подготовительном периоде выделяют обще подготовительный и специально-подготовительный этап. В соревновательном периоде выделяют 1-й и 2-й соревновательные этапы. Переходный период включает переходный этап (спортивный лагерь) и восстановительный (самостоятельная подготовка).

      В учебно-тренировочных группах дзюдоистов 3-4-го года обучения планирование предусматривает  выделение следующих периодов и этапов:

      а) подготовительный период:

      Э-1 — обще подготовительный этап (сентябрь, октябрь, ноябрь);

      Э-2 — специально-подготовительный этап (декабрь, январь);

      б) соревновательный период:

      Э-3 — первый соревновательный этап (февраль, март);

      Э-4 — промежуточный этап (апрель);

      Э-5 — второй соревновательный этап (май, июнь);

      в) переходный период:

      Э-6 — переходно-восстановительный  этап (июль);

      Э-7 — переходно-восстановительный  этап (август).

      В учебно-тренировочных группах 4-го года обучения тренеры-преподаватели обычно планируют 7 этапов подготовки:

      а) подготовительный период:

      Э-1 — обще подготовительный этап (сентябрь, октябрь);

      Э-2 — специально-подготовительный этап (ноябрь, декабрь);

      б) соревновательный период:

      Э-3 — первый соревновательный этап (январь, февраль);

      Э-4 — промежуточный этап (март);

      Э-5 — второй соревновательный этап (апрель, май, июнь;

      в) переходный период:

      Э-6 — переходно-восстановительный  этап (июль);

      Э-7 — переходно-восстановительный  этап (август). 

1.3. Спортивный отбор в группу дзюдо 

      Спортивный  отбор в группу дзюдо (спортивная селекция) — комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) детей, подростков, юношей, девушек к этому виду спорта.

      Тренеры-преподаватели  по дзюдо не должны совмещать понятия «набор» и «отбор» занимающихся. Однозначных выводов о пригодности (непригодности) к занятиям дзюдо делать не стоит по двум основным причинам. Во-первых, существует механизм компенсации способностей. Во-вторых, требования к занимающимся дзюдо, имеющим высокую степень предрасположенности к спортивным достижениям, достаточно условны. Общеизвестно, что в процессе противоборства дзюдоистам необходимо проявлять быстроту реагирования, способность к переключению, координацию передвижений, совершать атакующие действия с учетом действий соперника. Помимо этого важно обладать мягкостью и точностью движений, успешно выполнять двигательные действия в скоростно-силовом режиме. Дополнительными требованиями к дзюдоистам являются: сила рук, выносливость.

      Пригодность к занятиям дзюдо может определяться в тестах, характеризующих подвижность  нервных процессов, определяющих уровень  координационных и скоростно-силовых  способностей, выявляющих особенности  психомоторных реакций. Но эти тесты  только частично отражают пригодность, поскольку не дают представления о характере и личностных качествах испытуемых.

      Спортивный  отбор в дзюдо реализуется  как длительный, многоступенчатый процесс, который эффективен лишь в том  случае, если на всех этапах многолетней  подготовки дзюдоистов обеспечена комплексная методика оценки личности, предполагающая использование различных методов исследования.

      Определены  основные методы спортивного отбора в дзюдо, применяемые в учебно-тренировочном  процессе дзюдоистов детско-юношеского возраста.

      Педагогические  методы позволяют оценивать уровень  развития физических качеств, координационных  способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

      Медико-биологические  методы выявляют морфофункциональные  особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма дзюдоиста и состояние его здоровья.

      Психологические методы определяют особенности психики, оказывающие влияние на решение  задач, возникающих в ходе противоборства.

      Социологические методы позволяют получать данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотивации к длительным занятиям дзюдо и высоким спортивным достижениям.

      В Российской Федерации осуществляется поступательный отбор в 4 этапа: массовый просмотр детей, выявление потенциально одаренных к дзюдо, привлечение перспективных дзюдоистов к централизованной подготовке, отбор в сборную команду.

      Первый  этап. Основными задачами его являются массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет (1–4 классы общеобразовательной школы) с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В спортивно-оздоровительные группы, группы начальной подготовки принимаются все желающие заниматься дзюдо в соответствии с возрастом, определенным для начала занятий в данном виде спорта. Критериями, значимыми для спортивной ориентации, являются рекомендации преподавателя физкультуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка тренером-преподавателем с позиций перспективы занятий дзюдо.

      Тренеры-преподаватели, работающие с группами начальной подготовки, чаще предпочитают уделять больше внимания (следовательно, считают их более перспективными) юным спортсменам, имеющим более высокий уровень физической подготовленности (относительно других учеников). Среди личностных качеств у «перспективных» юных дзюдоистов приоритетными часто являются агрессивность и жесткость в противоборстве. В большинстве случаев эти признаки у отдельных дзюдоистов не только слабо влияют на дальнейшее спортивные достижения в дзюдо, но и могут отрицательно сказаться при формировании спортивного коллектива.

      Спортивная  практика свидетельствует о том, что на первом этапе отбора не всегда можно выявить идеальный тип  детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые  для дальнейшей специализации в  дзюдо.

      Второй  этап отбора выявляет из занимающихся одаренных к дзюдо для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки. Его осуществляют тренеры-преподаватели. Экспериментально установлено, что наибольшую связь с параметрами соревновательной деятельности дзюдоистов 13–14 лет имеют тесты, характеризующие координационные способности, скоростно-силовые способности и гибкость (А. И. Иванов, 2002). Отбор обычно проводится по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для дзюдо и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

Информация о работе Особенности спортивной деятельости дзюдоистов