Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа
Деятельность дзюдоистов в процессе спортивной подготовки — это целенаправленная внешняя и внутренняя активность, обусловленная специфическими мотивами и интересами, внутренним содержанием которой являются психо-физиологические процессы, а внешним проявлением — двигательные действия и операции.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы построения процесса спортивной
подготовки в дзюдо……………………………………………………..6
1.1. Краткая характеристика дзюдо и основные подходы в
формировании тренировочного процесса……………………………... 6
1.2. Построение тренировки юных дзюдоистов………………………….. 10
1.3. Спортивный отбор в группу дзюдо…………………………………... 12
1.4. Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском
возрасте…………………………………………………………………. 17
1.5. Характеристика некоторых методических подходов планирования
тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке
спортсменов различного веса…………………………………………. 19
Глава 2. Особенности скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов……………………………………………………………… 24
2.1. Место скоростно-силовой подготовки в спортивных
единоборствах………………………………………………………….. 25
2.2. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных
дзюдоистов……………………………………………………………... 28
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………... 39
Фаза
сохранения спортивной формы — это
особое состояние систем организма,
которое в одних случаях
Фаза утраты спортивной формы отражает процессы реадаптации, происходящие в системах организма. Ее следствием у дзюдоистов всегда является значительное снижение имеющегося уровня спортивных результатов. Фаза утраты спортивной формы может быть кратковременной или долговременной.
Кратковременная фаза обычно наблюдается в начале процесса вхождения в состояние спортивной формы, следует после фазы сохранения спортивной формы, с которой у некоторых дзюдоистов начинаются периоды развития спортивной формы, и предшествует фазам приобретения. Продолжительность этой фазы от 1 до 3 недельных циклов, обычно. Чаще всего ее длительность колеблется от 5 до 10 тренировочных занятий.
Долговременная фаза утраты спортивной формы может длиться месяцами и наблюдается, когда в учебно-тренировочном процессе подготовки дзюдоистов не производят смену применяемых средств тренировки после вхождения в состояние спортивной формы.
Активная утрата спортивной формы является результатом запланированного построения периодов спортивной тренировки.
Пассивная утрата спортивной формы происходит, когда дзюдоисты на протяжении длительных интервалов времени — от 4 до 6 недельных циклов и более — не тренируются.
Достижение
состояния спортивной формы у
дзюдоистов зависит от различных
факторов: индивидуальных особенностей,
динамики, объема и интенсивности тренировочных
нагрузок (Л.П. Матвеев), системы упражнений
в подготовительных периодах (А.П. Бондарчук)
и др.
1.2.
Построение тренировки
юных дзюдоистов
В подготовке дзюдоистов-новичков (группы начальной подготовки 1-го года обучения) целесообразно выделять один период — подготовительный, включающий два этапа.
Этап набора и комплектования учебной группы.
Требует
от тренера-преподавателя по дзюдо
проявления высокого уровня организаторских
и коммуникативных
На этом этапе тренер-преподаватель посещает школы, выступает на родительских собраниях с объявлением о наборе в секцию дзюдо, проводит запись в секцию по месту спортивных занятий. При проведении набора эффективна раздача объявлений в школах и организация наглядной информации о занятиях дзюдо для родителей, проводимая на базе спортивных школ и коллективов физической культуры. Информация о занятиях должна включать: название спортивной базы, указание вида спорта, требования к занимающимся (возраст, пол, наличие медицинской справки), расписание учебно-тренировочных занятий, сведения о тренере-преподавателе (ФИО, спортивная квалификация), адрес и телефон спортивной организации).
Комплектование учебной группы для занятий дзюдо происходит согласно нормативным требованиям к возрасту и количеству занимающихся. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься дзюдо и имеющие справку от педиатра. На этом этапе с детьми осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на формирование интереса к занятиям дзюдо, на разностороннюю физическую подготовку, на освоение гигиенических знаний.
Этап ознакомления с основными средствами подготовки дзюдоистов.
Занимает около 4 — 5 месяцев (ноябрь-март) и предполагает изучение основных средств дзюдо:
а) средства технико-тактической подготовки, формирующие у юных дзюдоистов умения безопасного падения и технических, и тактических действий, соответствующих возрасту, участие в соревнованиях по ОФП и в аттестационных соревнованиях;
б) средства физической подготовки, стимулирующие укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей, занимающихся дзюдо, на основе рационального применения обще подготовительных упражнений;
в) средства теоретической подготовки, направленные на получение знаний о дзюдо, его значении для укрепления здоровья занимающихся, правилах соревнований и организации занятий дзюдо.
Этап подготовки и выполнения программных требований.
Определяет уровень индивидуальной динамики физической подготовленности занимающихся и степень освоения ими основ техники дзюдо (согласно аттестационным требованиям).
Планирование подготовки для дзюдоистов на последующих этапах (НП свыше года, УТ до 2-х лет) имеет выраженное сходство. В подготовительном периоде выделяют обще подготовительный и специально-подготовительный этап. В соревновательном периоде выделяют 1-й и 2-й соревновательные этапы. Переходный период включает переходный этап (спортивный лагерь) и восстановительный (самостоятельная подготовка).
В
учебно-тренировочных группах
а) подготовительный период:
Э-1 — обще подготовительный этап (сентябрь, октябрь, ноябрь);
Э-2 — специально-подготовительный этап (декабрь, январь);
б) соревновательный период:
Э-3 — первый соревновательный этап (февраль, март);
Э-4 — промежуточный этап (апрель);
Э-5 — второй соревновательный этап (май, июнь);
в) переходный период:
Э-6 — переходно-восстановительный этап (июль);
Э-7 — переходно-восстановительный этап (август).
В учебно-тренировочных группах 4-го года обучения тренеры-преподаватели обычно планируют 7 этапов подготовки:
а) подготовительный период:
Э-1 — обще подготовительный этап (сентябрь, октябрь);
Э-2 — специально-подготовительный этап (ноябрь, декабрь);
б) соревновательный период:
Э-3 — первый соревновательный этап (январь, февраль);
Э-4 — промежуточный этап (март);
Э-5 — второй соревновательный этап (апрель, май, июнь;
в) переходный период:
Э-6 — переходно-восстановительный этап (июль);
Э-7
— переходно-восстановительный
этап (август).
1.3. Спортивный
отбор в группу дзюдо
Спортивный отбор в группу дзюдо (спортивная селекция) — комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) детей, подростков, юношей, девушек к этому виду спорта.
Тренеры-преподаватели по дзюдо не должны совмещать понятия «набор» и «отбор» занимающихся. Однозначных выводов о пригодности (непригодности) к занятиям дзюдо делать не стоит по двум основным причинам. Во-первых, существует механизм компенсации способностей. Во-вторых, требования к занимающимся дзюдо, имеющим высокую степень предрасположенности к спортивным достижениям, достаточно условны. Общеизвестно, что в процессе противоборства дзюдоистам необходимо проявлять быстроту реагирования, способность к переключению, координацию передвижений, совершать атакующие действия с учетом действий соперника. Помимо этого важно обладать мягкостью и точностью движений, успешно выполнять двигательные действия в скоростно-силовом режиме. Дополнительными требованиями к дзюдоистам являются: сила рук, выносливость.
Пригодность
к занятиям дзюдо может определяться
в тестах, характеризующих подвижность
нервных процессов, определяющих уровень
координационных и скоростно-
Спортивный отбор в дзюдо реализуется как длительный, многоступенчатый процесс, который эффективен лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки дзюдоистов обеспечена комплексная методика оценки личности, предполагающая использование различных методов исследования.
Определены
основные методы спортивного отбора
в дзюдо, применяемые в учебно-
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.
Медико-биологические методы выявляют морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма дзюдоиста и состояние его здоровья.
Психологические методы определяют особенности психики, оказывающие влияние на решение задач, возникающих в ходе противоборства.
Социологические методы позволяют получать данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотивации к длительным занятиям дзюдо и высоким спортивным достижениям.
В Российской Федерации осуществляется поступательный отбор в 4 этапа: массовый просмотр детей, выявление потенциально одаренных к дзюдо, привлечение перспективных дзюдоистов к централизованной подготовке, отбор в сборную команду.
Первый этап. Основными задачами его являются массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет (1–4 классы общеобразовательной школы) с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В спортивно-оздоровительные группы, группы начальной подготовки принимаются все желающие заниматься дзюдо в соответствии с возрастом, определенным для начала занятий в данном виде спорта. Критериями, значимыми для спортивной ориентации, являются рекомендации преподавателя физкультуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка тренером-преподавателем с позиций перспективы занятий дзюдо.
Тренеры-преподаватели, работающие с группами начальной подготовки, чаще предпочитают уделять больше внимания (следовательно, считают их более перспективными) юным спортсменам, имеющим более высокий уровень физической подготовленности (относительно других учеников). Среди личностных качеств у «перспективных» юных дзюдоистов приоритетными часто являются агрессивность и жесткость в противоборстве. В большинстве случаев эти признаки у отдельных дзюдоистов не только слабо влияют на дальнейшее спортивные достижения в дзюдо, но и могут отрицательно сказаться при формировании спортивного коллектива.
Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе отбора не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в дзюдо.
Второй этап отбора выявляет из занимающихся одаренных к дзюдо для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки. Его осуществляют тренеры-преподаватели. Экспериментально установлено, что наибольшую связь с параметрами соревновательной деятельности дзюдоистов 13–14 лет имеют тесты, характеризующие координационные способности, скоростно-силовые способности и гибкость (А. И. Иванов, 2002). Отбор обычно проводится по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для дзюдо и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
Информация о работе Особенности спортивной деятельости дзюдоистов