Особенности спортивной деятельости дзюдоистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность дзюдоистов в процессе спортивной подготовки — это целенаправленная внешняя и внутренняя активность, обусловленная специфическими мотивами и интересами, внутренним содержанием которой являются психо-физиологические процессы, а внешним проявлением — двигательные действия и операции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы построения процесса спортивной
подготовки в дзюдо……………………………………………………..6
1.1. Краткая характеристика дзюдо и основные подходы в
формировании тренировочного процесса……………………………... 6
1.2. Построение тренировки юных дзюдоистов………………………….. 10
1.3. Спортивный отбор в группу дзюдо…………………………………... 12
1.4. Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском
возрасте…………………………………………………………………. 17
1.5. Характеристика некоторых методических подходов планирования
тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке
спортсменов различного веса…………………………………………. 19
Глава 2. Особенности скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов……………………………………………………………… 24
2.1. Место скоростно-силовой подготовки в спортивных
единоборствах………………………………………………………….. 25
2.2. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных
дзюдоистов……………………………………………………………... 28
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………... 39

Файлы: 1 файл

курсовая тмфк Демидова А..doc

— 201.50 Кб (Скачать)

      Третий  этап отбора выявляет перспективных  дзюдоистов для зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и  УОР. Отбор предполагает экспертные оценки соревновательной деятельности дзюдоистов с последующим их тестированием  в ходе соревнований среди юношеских групп, т. е. в возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

      Четвертый этап отбора — это отбор кандидатов в сборные команды по дзюдо  среди спортсменов, который осуществляется с учетом следующих показателей: спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки; степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в усложненных условиях; степень технической готовности и устойчивости дзюдоиста к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности. Этот этап отбора в дзюдо реализуется в процессе учебно-тренировочных сборов.

      Для определения дзюдоистов, потенциально способных к высоким спортивным достижениям, важен не исходный уровень  подготовленности, а темпы ее прироста.

      Оценка  уровня подготовленности у занимающихся дзюдо служит обратной связью от спортсмена к тренеру-преподавателю и показывает, какие виды подготовки необходимо усиливать  в учебно-тренировочном процессе. Полезно знакомить дзюдоистов и их родителей с динамикой показателей их подготовленности. Для этого тренерам-преподавателям рекомендуется рассчитывать прирост результатов в процентах по формуле С. Броди:

      

      Где V1 — первое измерение,

      V2 — второе измерение.

      Одним из важнейших показателей одаренности (сочетания способностей к избранному виду спорта) у дзюдоистов является обучаемость, определяющая скорость и качество изучения технико-тактических действий; информативным показателем одаренности является разносторонность и комбинативность техники. 
 

      1.4. Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском возрасте 

        В настоящее время проблеме индивидуализации в детском и юношеском спорте придается исключительное значение. Однако в силу различных причин индивидуальная подготовка еще не нашла своего широкого применения и не часто встречается в практике.

      Множество отечественных и зарубежных авторов  отмечают актуальность индивидуализации тренировки в процессе подготовки спортивного  резерва. Так, известный немецкий специалист J.Hartman считает, что в современной спортивной подготовке главным девизом является: истинная индивидуализация плюс доминирующая роль соревновательных упражнений плюс комплексная тренировка. Большинство зарубежных авторов рекомендует отдельные подходы и методы индивидуализации по таким направлениям как физическая, функциональная, техническая и психологическая подготовка. В некоторых случаях разработаны индивидуальные модели и нормативные требования.

      Как известно, процесс подготовки юных спортсменов строится на основе учета возраста, гетерохронности развития отдельных функций и систем организма, пола и сенситивных периодов развития отдельных двигательных качеств и функциональных возможностей детского организма. Поэтому индивидуальный подход к тренировке должен предусматривать степень биологической зрелости, уровень функционального состояния и физической подготовленности, а также возможность адаптации юного спортсмена к нагрузкам различной направленности, объема и интенсивности.

      Качественное  управление тренировочным процессом немыслимо без проблемы индивидуализации. Успешное обучение физическим упражнениям возможно при условии тщательного и систематического выявления причин, тормозящих процесс развития элементов техники, связанных с теми или иными индивидуальными особенностями организма. В соответствии с особенностями физического развития и физической подготовленности нужно подбирать и средства физического воспитания. Нагрузка скоростно-силового характера приводит к существенным индивидуальным различиям в развитии компонентов специальных скоростно-силовых качеств: у одних она обеспечивает преимущественное развитие силовых, у других – скоростных компонентов. Изменение взаимосвязи компонентов специальных скоростно-силовых качеств определяется спецификой соревновательной деятельности и имеет достаточно устойчивый характер.

     В теории юношеского спорта наибольшее количество публикаций за последнее  время посвящено работам доказывающим, что индивидуальные особенности  физической подготовленности юных спортсменов  заключается в высоком уровне развития основных физических качеств.

     В исследованиях О.В. Коптева и Ю.И.Чунко [33] было выявлено, что уровень проявления физических качеств, в том числе и скоростно-силовых, у дзюдоистов тесно связан с генетически обусловленной структурой мышечных волокон. На основании этого, подчеркивает автор, всех борцов можно разделить на три типа:

  • С высоким уровнем выносливости, но не обладающих значительными скоростно-силовыми качествами;
  • Имеющие высокие скоростно-силовые качества, но относительно низкий уровень выносливости;
  • «универсальные»
 
 

1.5. Характеристика некоторых методических подходов планирования тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке спортсменов различного веса 

     В теории и методике физического воспитания, исследований посвященных проблемам совершенствования различных сторон спортивного мастерства достаточно много. Однако количество методических подходов по скоростно-силовой подготовке существенно ограничено. Большинство авторов отмечают, что морфофункциональные показатели, а также уровень развития физических качеств не одинаковы у спортсменов различных весовых категорий, что в свою очередь, требует дифференциального подхода к планированию и построению их тренировочного процесса.

     Исследования, проведенные в других видах спорта показали, что у спортсменов различных весовых категорий наблюдаются широкие различия, как в морфофункциональных, так и функциональных показателях. Это позволило многим авторам выдвинуть гипотезу и экспериментально доказать необходимость индивидуально-группового подхода спортсменам различных весовых категорий с целью совершенствования их сильных, доминирующих способностей.

     В спортивной борьбе в настоящее время  имеется ряд экспериментальных  исследований касающихся тренировки борцов различных весовых категорий. Так  исследования Б.З. Сагияна [39] показали, что тренируемость спортсменов различных весовых категорий неодинакова. Применение одних и тех же средств и методов тренировки у спортсменов средней весовой группы дали прирост в двенадцати, у легковесов в пяти, а у тяжеловесов в шести показателях физической подготовленности. В связи с этим автор рекомендует в учебно-тренировочном процессе объединить спортсменов в группы, близкие по весоростовым данным и применять различные средства и методы тренировки.

     Помимо  этого автор выявил также различия в уровне и структуре физической подготовленности борцов трех весовых групп. В частности он установил, что внутри каждой весовой группы выделяется разное число наиболее информативных тестов отражающих степень разносторонности физической подготовленности. Причем ни один из установленных показателей физической подготовленности не оказался общим для борцов трех весовых групп.

     Кроме того, Б.З.Сагияном установлено, что  с увеличением весовой категории  борцов снижается уровень специальной  выносливости, который определяется по количеству проводимых технико-тактических действий и их эффективности. Об этом свидетельствует и то, что с увеличением веса тела борцов уменьшаются показатели силовой выносливости в упражнениях с отягощениями в статическом и динамическом режимах работы мышц.

     В экспериментальной работе Г.М.Грузных [21 ]было установлено, что методика развития выносливости также должна быть неодинаковой у спортсменов различных весовых категорий. Выявляя эффективность равномерной тренировки с частотой пульса 150 ударов в минуту, у борцов легкого и тяжелого веса автор установил, что наибольшие изменения в аэробной работоспособности произошли в группе тяжеловесов и наименьшие - у легковесов. В связи с этим указанный тренировочный режим является эффективным методом повышения аэробных возможностей спортсменов со значительным весом тела. Легковесам целесообразно использовать более высокий пульсовой режим нагрузки для повышения аэробной работоспособности.

     Исследованиями  Э.Г.Мартиросова и Г.С.Туманяна [46,47,48,49,50] установлены также различия в анаэробных возможностях борцов разного веса. Так по комплексу морфофункциональных показателей, в том числе и по максимальным аэробным и анаэробным возможностям спортсмены тяжелых весовых категорий существенно отстают от легковесов. Это расценивается как признак снижения их функциональной дееспособности к напряженной работе аэробного и анаэробного характера.

     Исследования  авторов показали, что морфологические  особенности спортсменов оказывают  значительное влияние на проявление работоспособности в упражнениях как регионального, так и глобального характера. Так при выполнении упражнений глобального характера спортсмены со значительными весо-ростовыми данными обладают сравнительно меньшей работоспособностью. Это еще раз говорит о более низком уровне их аэробных и анаэробных способностей.

     Исследования  Г.С.Туманяна [58,59,60,61,62] показали, что динамика восстановительных процессов после 6-минутной пробы субмаксимальной и большой мощности у спортсменов разного веса имеет свои особенности. Спортсменам тяжелых весовых категорий требуется больше времени для восстановления, чем борцам легкого веса. Авторы отмечают, что у спортсменов легких весовых категорий энергетические запасы невелики, а врабатываемость высокая. Поэтому им можно рекомендовать нагрузки несколько короче по времени, но интенсивнее, чем представителям средней и тяжелой весовой категории. В тоже время для тяжеловесов характерны высокие показатели жировой массы, более продолжительное время необходимо для увеличения общего суммарного объема нагрузок. Интенсивность и продолжительность их должна быть несколько ниже, чем у легковесов.

     В ряде исследований, описывающих связь  выносливости спортсменов с весо-ростовыми  данными, авторы чаще всего используют функциональные показатели, характеризующие работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, определяющих проявление специальной выносливости.

     Многочисленными исследованиями Б.М.Рыбалко [38], В.М.Зациорского, Г.С.Туманяна [58,59,60,61,62], В.С. Дахновского [23,24 ]выявлено, что с увеличением веса тела спортсмена абсолютные силовые возможности возрастают. Показатели же относительной силы (отношение абсолютной силы к весу тела) уменьшаются.

     Установлено также, что силовая и скоростно-силовая  подготовленность спортсмена имеет  диаметрально противоположные зависимости  от морфологических признаков. Если по мере увеличения размеров тела спортсменов  собственно-силовые показатели возрастают, то скоростно-силовые снижаются. У спортсменов легких весовых категорий по сравнению с более тяжелыми уровень скоростно-силовых качеств более высок в движениях, связанных с перемещением значительных масс собственного тела. Спортсмены легких весовых категорий превосходят своих коллег среднего и тяжелого веса и по скорости нарастания силы от нуля до максимума при выборе одного и того же усилия. Имеются и другие исследования, в которых обращается внимание на важность учета тех или иных особенностей, которые присущи спортсменам различных весовых категорий.

     На  основании приведенного обзора литературы можно сделать заключения о том, что вес тела спортсмена оказывает  заметное влияние на проявления физических качеств, в особенности скоростно-силовых, морфофункциональное состояние различных систем организма и на другие показатели.

     Таким образом, весо-ростовые показатели спортсменов  являются одной из важнейших индивидуальных особенностей, которые, по мнению большинства авторов должны приниматься во внимание при планировании и организации тренировочного процесса. Данная проблема особенно остро стоит в тех вида спорта, где должна быть дифференцированная программа скоростно-силовой подготовки.

     О важности рассматриваемой проблемы говорит и тот факт, что до настоящего времени планирование и проведение тренировочного процесса в борьбе осуществляется по общей системе принятой для спортсменов всех весовых категорий.

     В целом, анализ литературных источников позволил выяснить существующие взгляды  на проблему совершенствования основных сторон физической подготовленности в зависимости от собственного веса.

     Значительная  часть исследований, проведенных  в борьбе, посвящена проблеме совершенствования  силы, выносливости, гибкости, а также  другим отдельным сторонам физической подготовленности борцов различных весовых категорий. Однако есть незначительное количество работ, выявляющих особенности применения конкретных средств и методов спортивной тренировки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств борцов в связи с имеющимися различиями в уровне физической подготовленности, весовых категорий и арсенала технических действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности спортивной деятельости дзюдоистов