Особенности спортивной деятельости дзюдоистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность дзюдоистов в процессе спортивной подготовки — это целенаправленная внешняя и внутренняя активность, обусловленная специфическими мотивами и интересами, внутренним содержанием которой являются психо-физиологические процессы, а внешним проявлением — двигательные действия и операции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы построения процесса спортивной
подготовки в дзюдо……………………………………………………..6
1.1. Краткая характеристика дзюдо и основные подходы в
формировании тренировочного процесса……………………………... 6
1.2. Построение тренировки юных дзюдоистов………………………….. 10
1.3. Спортивный отбор в группу дзюдо…………………………………... 12
1.4. Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском
возрасте…………………………………………………………………. 17
1.5. Характеристика некоторых методических подходов планирования
тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке
спортсменов различного веса…………………………………………. 19
Глава 2. Особенности скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов……………………………………………………………… 24
2.1. Место скоростно-силовой подготовки в спортивных
единоборствах………………………………………………………….. 25
2.2. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных
дзюдоистов……………………………………………………………... 28
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………... 39

Файлы: 1 файл

курсовая тмфк Демидова А..doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Отмечая, что осваивать координационные  компоненты техники при предельных напряжениях нельзя, И.П.Ратов пишет: «Искать возможности повышения результатов необходимо не на основе интенсификации отдельных усилий отдельных мышц, а прежде всего на основе выявления таких оптимумов их активности, при которых будут обеспечены смены фаз движений» [49]. Автор считает, что решение подобной, очень сложной задачи может быть лучше всего обеспечено при условии использования соответствующих методических подходов и технических средств.

     Практика  спортивной борьбы имеет значительный арсенал применяемых средств и методов развития скоростно-силовых качеств в борьбе.

     Анализ  научно-методической литературы показал, что уже в первых методических рекомендациях по борьбе был приведен подбор средств тренировки для выполнения технических действий с «возможной быстротой». При этом В.Н.Короновский и М.А.Яковлев, а также В.Н.Спиридонов задачей специальной тренировки считали приспособление мышц и организма к борьбе, что, по их мнению, способствовало достижению наиболее эффективного использования силы при выполнении технического действия в схватке [42, 44, 46].

     Отмечая тот факт, что результат схватки  зачастую решается за счет превосходства  в силе и быстроте, для успешного  усвоения приема А.Николаев и Э.Эйберг рекомендовали увеличивать сопротивление  партнера при совершенствовании приемов и доводить его до максимального. В.П.Волков и Р.А.Школьников [15] предлагали в качестве средств, способствующих развитию силы, упражнения со снарядами и без снарядов (в качестве снарядов применялись мешки с песком, амортизаторы, гантели, медицинболы). Такие авторы как А.А.Харлампиев, К.Г.Коберидзе и А.П.Соловов для развития скоростно-силовых качеств рекомендовали упражнения общефизической подготовки, бег, метания, баскетбол и т.д., а И.И.Алиханов в качестве средств и методов для развития силы предлагает борьбу.

     Большую эффективность упражнений с отягощениями для совершенствования отдельных  элементов техники борьбы отмечает в своем исследовании Г.Г.Ратишвили. При этом автор подчеркивает положительную  взаимосвязь между качественным выполнением отдельных технических действий и силовой подготовкой борца.

     Н.Н.Сорокин  и А.В.Еганов [25]утверждает, что чем выше физическая подготовка занимающихся, тем быстрее и лучше они овладевают различными сложными упражнениями. Считая, что в спортивной борьбе сила имеет исключительно важное значение, а большинство технических действий в стойке можно выполнять лишь при наличии достаточной быстроты, он, однако, не объединяет их понятием скоростно-силовых качеств.

     По  данным А.Н.Ленца, действия борца в  схватке носят в подавляющих случаях взрывной, скоростно-силовой характер, поэтому при совершенствовании техники необходимо добивать максимально быстрого выполнения технического действия, не искажая при этом его рациональной структуры [37]. Обращая внимание на подбор скоростно-силовых упражнений, он рекомендовал отдавать предпочтение упражнениям скоростно-силового характера, одновременно воздействующих на развитие силы и быстроты.

     С.Ф.Ионов [30] в своем исследовании показал, что применение в тренировочном процессе средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки создают основу для повышения надежности технических действий в борьбе самбо.

     Обосновывая критерии специальных скоростно-силовых  упражнений борцов, Б.М.Рыбалко сделал заключение, что лучшим средством воздействия на специфические группы мышц являются сами технические действия или те специальные упражнения, которые максимально приближены к таковым [38].

     А.Е.Воловик, рекомендуя для развития скоростных качеств работу со спарринг-партнером. считает, что в таких упражнениях развивается не только скорость движений, но и быстрота реакции, что каждое скоростное техническое действие совершенствуется с последовательным увеличением скорости его выполнения, а по мере необходимости должен использоваться метод расчлененных упражнений [16].

     По  данным П.А.Стешенко, для развития быстроты движений необходимо включать упражнения, выполняемые с большими усилиями.

     Заслуженный тренер СССР С.А.Преображенский, опираясь на свой богатый практический опыт, рекомендует для развития силы и быстроты движений выполнять упражнения с небольшими отягощениями, с максимальной быстротой и многократно. На основе анализа техники приемов, А.К.Морозов полагает, что ее эффективность и развитие мощного усилия большими мышечными группами зависит от высокой согласованности в работе во всех фазах выполнения приема.

     Из  упражнений с отягощениями, применяемых  в спортивной борьбе, Б.М.Рыбалко, В.И.Рудницкий, А.В.Медведь [50] отмечают, что хорошие результаты для развития взрывной силы и совершенствования внутримышечной и межмышечной координации движений дает варьирование веса отягощений в тренировочных занятиях.

     Большое влияние на развитие взрывной силы оказывает способность спортсмена переключаться с одного технического приема на другой, когда защита противника препятствует выполнению приема. Так, по данным И.В.Шинелева, указанная способность характеризует уровень технического мастерства борца.

     При воспитании «взрывной» силы необходимо учитывать и то обстоятельство, что  эта способность во многом обусловлена предварительным растягиванием рабочей мышцы. Это связано с тем, что мышца, растянутая до определенного оптимума, в силу своих упругих свойств стремиться возвратиться к первоначальной форме и за счет этого сокращается сильнее и быстрее. При этом чем больше предварительная деформация, тем больший потенциал напряжения развивается в ней, и тем большую работу она готова произвести.

     Однако  в большинстве случаев борец  лишен возможности предварительно принять выгодное исходное положение, и вынужден проявлять взрывные усилия без каких-либо подготовительных движений. Обусловлено это тем, что в условиях непосредственного единоборства такие движения могут раскрыть противнику намерения спортсмена, привести к запаздыванию атаки и т.д. В этой связи возрастает роль специальных упражнений, направленных на совершенствование способности спортсмена к проявлению взрывных усилий в ответ на специфические сигналы. В условиях спортивного поединка такими сигналами может быть поза противника, его расслабление, движение той или иной частью тела, захват.

     В связи с этим одним из основных средств воспитания «взрывной» силы дзюдоиста должны быть упражнения с  различными отягощениями. При применении упражнений с отягощениями необходимо учитывать что, чем ближе вес  отягощения к максимальному, тем меньше число повторений можно выполнять за один подход, и наоборот. Однако общим для всех должно являться требование, при котором на каждом тренировочном занятии борец должен выполнять только то число упражнений, при котором он способен с заданными отягощениями повторять упражнение, не снижая скорости. Поэтому число подходов, характер и длительность пауз между ними в течение одного тренировочного занятия является сугубо индивидуальными, и зависят от уровня развития у спортсмена силового и скоростного компонентов «взрывной» силы.

     В этой связи при воспитании «взрывной» силы и совершенствовании внутримышечной и межмышечной координации целесообразно  использовать смену отягощений. В  тренировочном занятии можно  рекомендовать следующие чередования  отягощений:

  • величина отягощений вначале меньше, а затем больше соревновательной;
  • величина отягощений вначале больше, а затем меньше соревновательной;
  • величина отягощений вначале больше, а затем равна соревновательной;
  • величина отягощений вначале меньше, а затем равна соревновательной.

     При подборе специальных упражнений для воспитания «взрывной» силы следует  также учитывать, что эффективность  многих технических действий зависит  от способности борца переключаться  с одного режима работы мышц на другой. Так, например, при выполнении броска прогибом с «подхода» дзюдоист проявляет взрывное усилие из динамического положения, а, выполняя этот же прием из обоюдного захвата, он проявляет эти усилия в статическом положении.

     Кроме того, эффективному воспитанию «взрывной» силы способствует сочетание уступающей и преодолевающей работы. В, частности, эффективность выполнения бросков прогибов и бросков наклоном зависит от того, насколько быстро атакующий спортсмен переключается с уступающей работы, после выполнения подготовительной фазы броска (подхода), на преодолевающий режим работы в основной фазе (отрыв и бросок противника). В связи с этим встает необходимость применения специальных упражнений, воспитывающий способность к быстрым переключениям с одного режима работы мышц на другой.

     Совершенствование этой способности может быть достигнуто с помощью различного рода целевых  установок, при которых спортсмен, максимально сокращая время, должен поднять груз « с подхода» после  предварительного приседания. Особое внимание необходимо уделять упражнениям типа выпрыгивания вверх после прыжка с высоты.

     При выполнении этих упражнений нужно соблюдать  принципы, изложенные ранее. Так, выполняя упражнения с набивным мячом, необходимо сохранять структуру того технического действия, в соответствии, с которым совершенствуются взрывные усилия. Важным фактором для успешного проявления «взрывной» силы является умение спортсмена своевременно расслаблять необходимые мышцы.

     Учитывая, что физиологический эффект расслабления во многом зависит от режима выполнения применяемых упражнений, необходимо их подбирать таким образом, чтобы напряжение мышц сменялось активным расслаблением, и наоборот.

     С этой целью помимо таких распространенных упражнений, как встряхивание отдельных частей тела с последующим их расслаблением, могут быть использованы упражнения с чередованием сильного и быстрого напряжения с полным расслаблением.

     Выполняя  эти упражнения, необходимо сохранять  характерные для того или иного  технического действия позы.

     Исследуя  методы совершенствования скоростно-силовых  качеств, Ю.М. Закарьяев отмечает, что в упражнениях скоростного характера оптимальный режим работы по частоте сердечных сокращений должен быть в пределах 160 – 165 уд/мин., в упражнениях скоростно-силового характера – 150 – 155 уд/мин., а силового – 145 – 150 уд/мин [26].

     В ходе исследования уровня скоростно-силовой  подготовленности борцов были определены топография основных групп мышц и  их должные величины в связи с  особенностями двигательной деятельности в борьбе.

     Таким образом, анализ литературных источников показал, что в спортивной педагогике в целом разработан богатый арсенал  средств и методов скоростно-силовой  подготовки, причем, как правило, методические рекомендации предлагают сосредоточиться  на упражнениях, требующих усилий взрывного («ударного») характера. При этом, в подготовке дзюдоистов следует учитывать их половые особенности и в соответствии с этим планировать тренировочные средства и методы. Следует отметить, что в настоящее время этот вопрос достаточно хорошо изучен и с учетом этого разработаны рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса. 
 

Заключение 

      Направленность  методики совершенствования скоростно-силовой  подготовленности юных дзюдоистов должна соответствовать особенностям соревновательной деятельности. Рекомендуется выделить наиболее перспективные атакующие технические действия для дзюдоистов в каждой весовой категории и определить соответственно эффективные для них программы скоростно-силовой подготовки. При разработке эффективной методики подбора направленности средств скоростно-силовой подготовки необходимо учитывать индивидуальный арсенал атакующих и защитных действий того или иного дзюдоиста, с помощью которого он добился определенного уровня спортивных результатов.

     Для каждого из спортсменов рекомендуется  подобрать такие упражнения или  комплексы упражнений, которые бы в большей степени по своим  внешним проявлениям были схожи  с его «коронными» излюбленными приемами. В связи с этим для  этого спортсмена надо разработать тренировочную программу по скоростно-силовой подготовке для тех групп мышц, которые в большей мере задействованы в проведении приемов.

     При повышении уровня скоростно-силовых  качеств юных дзюдоистов рекомендуется  стремиться к индивидуальному разнообразию выбора эффективных тренировочных средств.

     В годичном цикле тренировки борцов 13 – 14 лет применяются преимущественно равномерное распределение средств скоростно-силовой подготовки, не обеспечивающее достаточно эффективного повышения их физической подготовленности.

     Кратковременное использование концентрированного применения средств скоростно-силовой  подготовки (1 – 2 недель) не приносит значительного  эффекта, при этом не приводит к существенному  повышению скоростно-силовых качеств  и является недостаточным для включения адаптационных возможностей организма спортсмена.

Информация о работе Особенности спортивной деятельости дзюдоистов