Общеразвивающие, акробатические, вольные упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:13, реферат

Краткое описание

В данном реферате будут рассматриваться общеразвивающие упражнения: с предметами, акробатические и вольные. По большей части эти упражнения относятся к гимнастике. При рассмотрении будем исходить именно из этого, то есть опишем вольные и акробатические упражнения, относящиеся именно к гимнастике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ………....5
2 АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ……………………......................9
3 ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ………………………………….……….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..19

Файлы: 1 файл

реферат-общеразвивающие, акробатические, вольные упражнения.docx

— 38.54 Кб (Скачать)

Элементы вольных упражнений, в том числе и акробатические прыжки, подчиняются общим биомеханическим закономерностям техники гимнастических упражнений, о чем говорится в гл. 5 учебника. В данном разделе приведем лишь некоторые сведения об особенностях техники акробатических прыжков, придерживаясь принципа пофазного анализа опорных прыжков. Целесообразность выделения фаз разбега, толчка, полета и приземления очевидна, так как позволяет точнее охарактеризовать типичные действия гимнаста в самых различных акробатических прыжках.

Разбег

Действия гимнастов в  вольных упражнениях ограничены площадкой размером 12х12 м. Поэтому  разбег, даже перед особенно сложными акробатическими элементами и соединениями, не должен превышать нескольких метров. Кроме того, неоправданно большой  разбег не соответствующий трудности  последующего элемента, карается правилами соревнований определенной сбавкой баллов. В связи с этим рекомендуется следующее: 1) собственно разбег должен быть особенно энергичным; 2) функцию разбега («разгона») принимают на себя элементы, имеющие и самостоятельное спортивное значение (перево-роты вперед, назад, в сторону, темповые сальто); 3) ограничение разбега требует особенно техничных действий спортсмена в последующих фазах упражнений.

Действия при разбеге  подчинены одной из основных фаз Прыжка – толчку (руками – при переворотах, ногами – при сальто). Поступательное движение тела при разбеге за счет остановки ног на опоре преобразуется во вращательное движение туловищем к опоре.

Переход от разбега к основному  толчку ногами или руками осуществ-ляется благодаря наскокам. Роль наскоков выполняют такие служебные элементы, как вальсет, рондат, переворот в сторону, переворот вперед, фляк. При опоре на ноги маховыми звеньями совершающими движения типа вращений, следует считать руки, голову, туловище, а при толчках руками – ноги и туловище.

Таким образом, с целью  разгона (основная функция разбега) необходимо стремиться создать наилучшие условия для переключения от поступательного движения тела к вращательному с минимальной потерей энергии, что достигается мягкой постановкой ног и рук в промежуточных опорных положениях и сокращением длительности безопорных фаз при выполнении служебных элементов.

Толчок

От действий гимнастов  на опоре при отталкивании во многом зависит продолжительность, высота и дальность полета, что непосредственно связано с качеством прыжка в целом. Большая часть сложных акробатических прыжков выполняется толчком ног. При характеристике особенностей толчка ногами следует иметь в виду, что общие положения его техники можно отнести и к толчку руками.

В зависимости от вида прыжка толчок может быть – «ударным» одномоментным, с жестким закреплением звеньев ног и всего тела при постановке ног на опору с носка, а также «смягченным» – более растянутым во времени, с предварительным полуприседанием и дальнейшим переходом со всей стопы на носок или перекатом с пятки на носок.

Толчок «ударного» типа позволяет  развить большие усилия в малый  интервал времени. К примеру, при  отталкивании на двойной и тройной пируэты за 0,09–0,11 сек. сила толчка достигает 700–750 кг, а при выполнении двойных сальто она доходит до 800 кг.

Именно это позволяет, используя силы реакции опоры, сделать  мощный отскок требуемой высоты и продолжительности для исполнения сложных действий в безопорной фазе.

«Смягченный» толчок целесообразен  при выполнении сальто назад с  места, сальто вперед с разбега махом  рук назад и при выполнении разгонных элементов.

Руки или ноги на опоре  могут быть в трех положениях: а) «вертикально»; б) «наклонно перед вертикалью»; в) «наклонно за вертикалью».

При движениях с вращением  вперед Толчок «ударного» типа должен развиваться в период нахождения рук или ног на опоре в положении  от «наклонно за вертикалью» до «вертикально». При движениях с вращением назад – от положения «наклонно перед вертикалью» до положения «вертикально». Подобное отталкивание называется стопорящим. Растянутый, смягченный толчок осуществляется, как правило, от вертикали до положений «наклонно перед вертикалью» при вращениях вперед и «наклонно за вертикалью» при вращениях назад.

Стопорящий толчок характерен для одиночных или завершающих  серию прыжков с высоким вылетом, а смягченный толчок применяется  в прыжках в переход и серийных, где необходимо поддерживать или  наращивать горизонтальную скорость перемещения.

Эффективность взаимодействия спортсмена с опорой во многом зависит  от своевременного использования им в толчке потенциальной энергии  деформированной опорной поверхности. По своему характеру отталкивание на эластичной дорожке наиболее приближается к толчку на настиле для вольных  упражнений. Различия временник характеристик  в механизме отталкивания на батуте или на трамплине по сравнению  с моделью толчка на дорожке и  настиле дают основание рекомендовать  эти вспомогательные снаряды  не как средство для овладения  техникой отталкивания, а с целью  формирования навыков безопорных действий.

Полет

В зависимости от двигательной задачи траектория полета может быть пологой и длинной (сальто в переход) или высокой, но более короткой (сальто в «доскок»). Характер траектории зависит от силы толчка и его направления. Каждой разновидности сальто соответствуют определенные углы вылета, начальные скорости полета и позы. К примеру, чем сложнее сальто (тройное сальто назад или тройной пируэт по сравнению с двойными или двойные в сравнении с одинарными), тем с большим отклонением тела от вертикали в сторону начала движения происходит отталкивание. Чем сложнее сальто, тем большее время в полете должен находиться спортсмен.

После отталкивания спортсмен  вращается вокруг поперечной оси, проходящей через о. ц. т. В полете момент внешних  сил относительно поперечной оси  равен нулю. Скорость же вращения «по сальто», полученная при отталкивании, может быть изменена за счет изменения позы. Так, группировка в полете, уменьшающая момент инерции тела относительно поперечной оси, увеличивает скорость вращения, а выпрямление тела из группированного положения, наоборот, уменьшает скорость вращения.

Вращение вокруг продольной оси тела можно создать в опорное  положении за счет движений в сторону  поворота туловищем, руками и головой (поворот «скручиванием»). Поворот  «по пируэту» возможен и без начального импульса на вращение – в безопорном положении, что осуществимо благодаря конусообразным движениям туловища и ног относительно друг друга, напоминающим по форме движения телом при вращении обруча на талии. При выполнении тазом движений по часовой стрелке все тело будет поворачиваться в обратном направлении. Скорость поворота зависит в данном случае от быстроты конусообразных движений. В практике эта техника используется в сложных комбинированных прыжках (двойное сальто назад с пируэтом во 2–м сальто). При выполнении «гладких» пируэтов применяется смешанная техника с созданием вращательного импульса на опоре и с поддержанием вращения в полете за счет конусообразных движений.

Приземление

Техника приземлений бывает различной и зависит от того, выпол-няется ли прыжок в остановку или соединяется  с последующими. При-земление в остановку (в «доскок») требует действий, обеспечивающих прекращение вращения тела в полете (конечно, при условии правильно  выполненных действий во всех предыдущих фазах). К ним относятся выпрямление  тела после сальто в группировке  и прекращение конусо-образных движений в пируэтах. Для смягчения ударных  нагрузок гимнаст должен приземляться на носки с переходом на всю  стопу и упругим сгибанием  ног и туловища в положение  круглого полуприседа. Для устойчивости стопы ставятся параллельно, на расстоянии 10–15 см одна от другой.

Приземление в переход  связано с сохранением вращательного движения тела в момент опоры на ноги, что предопределяется действиями гимнаста в предыдущих фазах (более пологой траекторией полета; «перекрутом» по сальто за счет более плотной и быстрой группировки и более позднего выпрямления тела, а также постановкой ног на опору ближе расчетной точки пересечения параболы движения о. ц. т. в полете с опорной поверхностью). Приземление в переход характерно для прыжковых комбинаций.

 

3 Вольные упражнения

Множество элементов, используемых в вольных упражнениях, трудно уложить  в стройную научную классификацию, подобную естественной классификации  маховых элементов на снарядах. Тем  не менее с целью облегчения процесса обучения на основании закономерностей  техники определена классификация  элементов вольных упражнений. Охарактеризуем особенности отдельных групп  элементов, боль часть которых носит  динамический характер, а меньшая  статический.

Прыжки. Это типичная для  вольных упражнений обширная группа элементов с ярко выраженной полетной фазой после толчка ног или  руками. В нее входят все акробатические прыжки и прыжки гимнастического  и хореографического характера.

Прыжки с ног на ноги без переворачивания через голову" выполняются на месте и с продвижея  в различных направлениях, с поворотами и без них, с двух ног и с  од ноги на две ноги и одну ногу (прыжки прогнувшись, согнувшись, ноги врозь, махом  ноги вперед и назад, с поворотом  на 360° и т. п.).

Прыжки с ног на ноги с переворачивай и I через голову (различные сальто) могут выполняться  с вращением тела вперед, назад  или в сторону, на месте и с  продвижением, с поворотом и без  поворота, с отталкиванием двумя  ногами или одной, с приземлением на обе ноги или на одну. В зависимости  от вида и сложно! сальто тело при  вращении может быть в различных  положе (основных позах безопорной фазы): в группировке, согнувшись, прогнувшись, полугруппировке, выпрямившись.

Прыжки с ног на руки без переворачивания рез голову связаны с относительно несложными движениями после толчка ногами до момента касания руками опоры (прыжок в стойку на руках, то же с перекатом  через грудь, с последующим кувырке  вперед и т. п.).

Прыжки с ног на руки с переворачивание через голову более сложны и выполняются с  вращениями вперед (полтора сальто вперед в кувырок, полтора твиста в кувырок или назад (фляки  в упор лежа, в упор на лопатках) до момента касания руками опоры.

Комбинированные прыжки с ног на руки и с рук на ноги – это группа элементов, сочетающих технику двух видов прыжков. К примеру, фляк можно представить как соединение прыжка назад с ног на руки с переворачиванием через голову е последующим прыжком с рук на ноги. Аналогичен и переворот вперед толчком двумя. К комбинированным прыжкам можно отнести также элементы, первая часть которых по характеру не является прыжковой (рондат, переворот вперед, переворот с опорой головой и руками).

Перевороты не прыжкового характера в отличие от акробатических выполняются без фазы полета. К  данным переворотам отнесены элементы с быстрыми или медленными переходами с ног на руки или с рук на ноги. Перевороты можно делать вперед, назад и в сторону (например, наклоном вперед стойка на руках, наклоном назад переворот в стойку на руках, переворот в сторону в стойку на руках). Техника переворотов требует хорошего развития силы (медленные выходы в стойку на руках гибкости (перевороты назад через стойку на руках, перевороты с выкрутом – «Меникелли»), чувства равновесия (перевороты в стойку на руках).

Перекаты – это элементы, выполняемые с последовательным касанием опоры частями тела. Различают перекаты без переворачивания через голову (перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; со стойки на лопатках в стойку ноги врозь) и с переворачиванием через голову (кувырки вперед, назад и в сторону). Общее в технике перекатов – округление туловища для смягчения движения на опоре, группировка при кувырках и изменение степени прогибания или сгибания тела при перекатах через грудь или спину.

Перемахи ногами являются группой типично гимнастических элементов вольных упражнений. Они подразделяются на прямые, выполняемые в переднезаднем направлении, и круговые, выполняемые в сторону, с движением стоп в горизонтальной плоскости.

Повороты – важнейшая составная часть техники прыжков, переворотов, перемахов ногами. В данную же группу объединены повороты, выполняемые на ногах, на руках, в смешанных упорах (поворот на 180 или 360° на одной ноге, поворот кругом прыжком, поворот кругом в стойке на руках, поворот на 180 или 360° в упоре лежа и т. п.).

Повороты данной группы выполняются  на опоре и способом «от опоры» и подразделяются на повороты с сохранением  равновесия (на одной ноге, в стойке на руках) и без сохранения равновесия (в сочетании с падениями, выпадами и т. п.). Наиболее характерны механизмы поворотов на опоре и «от опоры» переступанием, отталкиванием и скручиванием.

Хореографические элементы заимствованы из классического, народного, характерного и современного танцев. Исходя из классификации, технику каждого хореографического элемента можно рассматривать как технику прыжков, поворотов, равновесий, элементарных движений и поз. В то же время ярко выраженный стилизованный характер, соответствующий канонам танца, придает им особую выразительность, что отличает их от гимнастических и акробатических движений.

К подгруппе мимических элементов  относятся выражение лица, взгляд, сопутствующие элементам упражнений и придающие им определенный смысл.

В подгруппе движений телом  и его частями можно выделить движения руками, ногами, головой, туловищем, комбинированные движения. Подгруппа передвижений включает в себя перемещения гимнаста шагом, бегом, прыжками (приставной шаг, вальс, галоп, различные прыжки с ног на ноги).

Элементарные движения в  вольных упражнениях используются для соединения более сложных  элементов и частей. Это многочисленная группа технически несложных движений, выполняемых как отдельными частями  тела, так и всем телом в соответствии с требованиями гимнастического стиля. В упражнениях гимнастов младших разрядов их доля более значительна.

Информация о работе Общеразвивающие, акробатические, вольные упражнения