Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:13, реферат
В данном реферате будут рассматриваться общеразвивающие упражнения: с предметами, акробатические и вольные. По большей части эти упражнения относятся к гимнастике. При рассмотрении будем исходить именно из этого, то есть опишем вольные и акробатические упражнения, относящиеся именно к гимнастике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ………....5
2 АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ……………………......................9
3 ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ………………………………….……….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..19
Элементы вольных упражнений, в том числе и акробатические прыжки, подчиняются общим биомеханическим закономерностям техники гимнастических упражнений, о чем говорится в гл. 5 учебника. В данном разделе приведем лишь некоторые сведения об особенностях техники акробатических прыжков, придерживаясь принципа пофазного анализа опорных прыжков. Целесообразность выделения фаз разбега, толчка, полета и приземления очевидна, так как позволяет точнее охарактеризовать типичные действия гимнаста в самых различных акробатических прыжках.
Разбег
Действия гимнастов в вольных упражнениях ограничены площадкой размером 12х12 м. Поэтому разбег, даже перед особенно сложными акробатическими элементами и соединениями, не должен превышать нескольких метров. Кроме того, неоправданно большой разбег не соответствующий трудности последующего элемента, карается правилами соревнований определенной сбавкой баллов. В связи с этим рекомендуется следующее: 1) собственно разбег должен быть особенно энергичным; 2) функцию разбега («разгона») принимают на себя элементы, имеющие и самостоятельное спортивное значение (перево-роты вперед, назад, в сторону, темповые сальто); 3) ограничение разбега требует особенно техничных действий спортсмена в последующих фазах упражнений.
Действия при разбеге подчинены одной из основных фаз Прыжка – толчку (руками – при переворотах, ногами – при сальто). Поступательное движение тела при разбеге за счет остановки ног на опоре преобразуется во вращательное движение туловищем к опоре.
Переход от разбега к основному толчку ногами или руками осуществ-ляется благодаря наскокам. Роль наскоков выполняют такие служебные элементы, как вальсет, рондат, переворот в сторону, переворот вперед, фляк. При опоре на ноги маховыми звеньями совершающими движения типа вращений, следует считать руки, голову, туловище, а при толчках руками – ноги и туловище.
Таким образом, с целью разгона (основная функция разбега) необходимо стремиться создать наилучшие условия для переключения от поступательного движения тела к вращательному с минимальной потерей энергии, что достигается мягкой постановкой ног и рук в промежуточных опорных положениях и сокращением длительности безопорных фаз при выполнении служебных элементов.
Толчок
От действий гимнастов на опоре при отталкивании во многом зависит продолжительность, высота и дальность полета, что непосредственно связано с качеством прыжка в целом. Большая часть сложных акробатических прыжков выполняется толчком ног. При характеристике особенностей толчка ногами следует иметь в виду, что общие положения его техники можно отнести и к толчку руками.
В зависимости от вида прыжка толчок может быть – «ударным» одномоментным, с жестким закреплением звеньев ног и всего тела при постановке ног на опору с носка, а также «смягченным» – более растянутым во времени, с предварительным полуприседанием и дальнейшим переходом со всей стопы на носок или перекатом с пятки на носок.
Толчок «ударного» типа позволяет развить большие усилия в малый интервал времени. К примеру, при отталкивании на двойной и тройной пируэты за 0,09–0,11 сек. сила толчка достигает 700–750 кг, а при выполнении двойных сальто она доходит до 800 кг.
Именно это позволяет, используя силы реакции опоры, сделать мощный отскок требуемой высоты и продолжительности для исполнения сложных действий в безопорной фазе.
«Смягченный» толчок целесообразен при выполнении сальто назад с места, сальто вперед с разбега махом рук назад и при выполнении разгонных элементов.
Руки или ноги на опоре могут быть в трех положениях: а) «вертикально»; б) «наклонно перед вертикалью»; в) «наклонно за вертикалью».
При движениях с вращением вперед Толчок «ударного» типа должен развиваться в период нахождения рук или ног на опоре в положении от «наклонно за вертикалью» до «вертикально». При движениях с вращением назад – от положения «наклонно перед вертикалью» до положения «вертикально». Подобное отталкивание называется стопорящим. Растянутый, смягченный толчок осуществляется, как правило, от вертикали до положений «наклонно перед вертикалью» при вращениях вперед и «наклонно за вертикалью» при вращениях назад.
Стопорящий толчок характерен
для одиночных или завершающих
серию прыжков с высоким
Эффективность взаимодействия
спортсмена с опорой во многом зависит
от своевременного использования им
в толчке потенциальной энергии
деформированной опорной
Полет
В зависимости от двигательной задачи траектория полета может быть пологой и длинной (сальто в переход) или высокой, но более короткой (сальто в «доскок»). Характер траектории зависит от силы толчка и его направления. Каждой разновидности сальто соответствуют определенные углы вылета, начальные скорости полета и позы. К примеру, чем сложнее сальто (тройное сальто назад или тройной пируэт по сравнению с двойными или двойные в сравнении с одинарными), тем с большим отклонением тела от вертикали в сторону начала движения происходит отталкивание. Чем сложнее сальто, тем большее время в полете должен находиться спортсмен.
После отталкивания спортсмен вращается вокруг поперечной оси, проходящей через о. ц. т. В полете момент внешних сил относительно поперечной оси равен нулю. Скорость же вращения «по сальто», полученная при отталкивании, может быть изменена за счет изменения позы. Так, группировка в полете, уменьшающая момент инерции тела относительно поперечной оси, увеличивает скорость вращения, а выпрямление тела из группированного положения, наоборот, уменьшает скорость вращения.
Вращение вокруг продольной оси тела можно создать в опорное положении за счет движений в сторону поворота туловищем, руками и головой (поворот «скручиванием»). Поворот «по пируэту» возможен и без начального импульса на вращение – в безопорном положении, что осуществимо благодаря конусообразным движениям туловища и ног относительно друг друга, напоминающим по форме движения телом при вращении обруча на талии. При выполнении тазом движений по часовой стрелке все тело будет поворачиваться в обратном направлении. Скорость поворота зависит в данном случае от быстроты конусообразных движений. В практике эта техника используется в сложных комбинированных прыжках (двойное сальто назад с пируэтом во 2–м сальто). При выполнении «гладких» пируэтов применяется смешанная техника с созданием вращательного импульса на опоре и с поддержанием вращения в полете за счет конусообразных движений.
Приземление
Техника приземлений бывает различной и зависит от того, выпол-няется ли прыжок в остановку или соединяется с последующими. При-земление в остановку (в «доскок») требует действий, обеспечивающих прекращение вращения тела в полете (конечно, при условии правильно выполненных действий во всех предыдущих фазах). К ним относятся выпрямление тела после сальто в группировке и прекращение конусо-образных движений в пируэтах. Для смягчения ударных нагрузок гимнаст должен приземляться на носки с переходом на всю стопу и упругим сгибанием ног и туловища в положение круглого полуприседа. Для устойчивости стопы ставятся параллельно, на расстоянии 10–15 см одна от другой.
Приземление в переход связано с сохранением вращательного движения тела в момент опоры на ноги, что предопределяется действиями гимнаста в предыдущих фазах (более пологой траекторией полета; «перекрутом» по сальто за счет более плотной и быстрой группировки и более позднего выпрямления тела, а также постановкой ног на опору ближе расчетной точки пересечения параболы движения о. ц. т. в полете с опорной поверхностью). Приземление в переход характерно для прыжковых комбинаций.
3 Вольные упражнения
Множество элементов, используемых в вольных упражнениях, трудно уложить в стройную научную классификацию, подобную естественной классификации маховых элементов на снарядах. Тем не менее с целью облегчения процесса обучения на основании закономерностей техники определена классификация элементов вольных упражнений. Охарактеризуем особенности отдельных групп элементов, боль часть которых носит динамический характер, а меньшая статический.
Прыжки. Это типичная для вольных упражнений обширная группа элементов с ярко выраженной полетной фазой после толчка ног или руками. В нее входят все акробатические прыжки и прыжки гимнастического и хореографического характера.
Прыжки с ног на ноги
без переворачивания через
Прыжки с ног на ноги с переворачивай и I через голову (различные сальто) могут выполняться с вращением тела вперед, назад или в сторону, на месте и с продвижением, с поворотом и без поворота, с отталкиванием двумя ногами или одной, с приземлением на обе ноги или на одну. В зависимости от вида и сложно! сальто тело при вращении может быть в различных положе (основных позах безопорной фазы): в группировке, согнувшись, прогнувшись, полугруппировке, выпрямившись.
Прыжки с ног на руки без переворачивания рез голову связаны с относительно несложными движениями после толчка ногами до момента касания руками опоры (прыжок в стойку на руках, то же с перекатом через грудь, с последующим кувырке вперед и т. п.).
Прыжки с ног на руки с переворачивание через голову более сложны и выполняются с вращениями вперед (полтора сальто вперед в кувырок, полтора твиста в кувырок или назад (фляки в упор лежа, в упор на лопатках) до момента касания руками опоры.
Комбинированные прыжки с ног на руки и с рук на ноги – это группа элементов, сочетающих технику двух видов прыжков. К примеру, фляк можно представить как соединение прыжка назад с ног на руки с переворачиванием через голову е последующим прыжком с рук на ноги. Аналогичен и переворот вперед толчком двумя. К комбинированным прыжкам можно отнести также элементы, первая часть которых по характеру не является прыжковой (рондат, переворот вперед, переворот с опорой головой и руками).
Перевороты не прыжкового характера в отличие от акробатических выполняются без фазы полета. К данным переворотам отнесены элементы с быстрыми или медленными переходами с ног на руки или с рук на ноги. Перевороты можно делать вперед, назад и в сторону (например, наклоном вперед стойка на руках, наклоном назад переворот в стойку на руках, переворот в сторону в стойку на руках). Техника переворотов требует хорошего развития силы (медленные выходы в стойку на руках гибкости (перевороты назад через стойку на руках, перевороты с выкрутом – «Меникелли»), чувства равновесия (перевороты в стойку на руках).
Перекаты – это элементы, выполняемые с последовательным касанием опоры частями тела. Различают перекаты без переворачивания через голову (перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; со стойки на лопатках в стойку ноги врозь) и с переворачиванием через голову (кувырки вперед, назад и в сторону). Общее в технике перекатов – округление туловища для смягчения движения на опоре, группировка при кувырках и изменение степени прогибания или сгибания тела при перекатах через грудь или спину.
Перемахи ногами являются группой типично гимнастических элементов вольных упражнений. Они подразделяются на прямые, выполняемые в переднезаднем направлении, и круговые, выполняемые в сторону, с движением стоп в горизонтальной плоскости.
Повороты – важнейшая составная часть техники прыжков, переворотов, перемахов ногами. В данную же группу объединены повороты, выполняемые на ногах, на руках, в смешанных упорах (поворот на 180 или 360° на одной ноге, поворот кругом прыжком, поворот кругом в стойке на руках, поворот на 180 или 360° в упоре лежа и т. п.).
Повороты данной группы выполняются на опоре и способом «от опоры» и подразделяются на повороты с сохранением равновесия (на одной ноге, в стойке на руках) и без сохранения равновесия (в сочетании с падениями, выпадами и т. п.). Наиболее характерны механизмы поворотов на опоре и «от опоры» переступанием, отталкиванием и скручиванием.
Хореографические элементы заимствованы из классического, народного, характерного и современного танцев. Исходя из классификации, технику каждого хореографического элемента можно рассматривать как технику прыжков, поворотов, равновесий, элементарных движений и поз. В то же время ярко выраженный стилизованный характер, соответствующий канонам танца, придает им особую выразительность, что отличает их от гимнастических и акробатических движений.
К подгруппе мимических элементов
относятся выражение лица, взгляд,
сопутствующие элементам
В подгруппе движений телом и его частями можно выделить движения руками, ногами, головой, туловищем, комбинированные движения. Подгруппа передвижений включает в себя перемещения гимнаста шагом, бегом, прыжками (приставной шаг, вальс, галоп, различные прыжки с ног на ноги).
Элементарные движения в
вольных упражнениях
Информация о работе Общеразвивающие, акробатические, вольные упражнения