Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:40, творческая работа
Прикладными упражнениями называются естественные двигательные действия или их элементы.
Широко используются прикладные упражнения при детских заболеваниях. К ним относятся способы передвижения (ползание, ходьба и бег), прыжки, метания, лазанье, удержание равновесия.
Прикладными упражнениями называются естественные двигательные действия или их элементы.
Широко используются прикладные упражнения при детских заболеваниях. К ним относятся способы передвижения (ползание, ходьба и бег), прыжки, метания, лазанье, удержание равновесия.
Прикладные упражнения необходимы
в лечебной физкультуре для формирования
правильных навыков основных движений
путем организации всего
Упражнения с элементами основных движений и сами движения способствуют восстановлению ослабевших или нарушенных двигательных навыков при ряде заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Основной способ перемещения тела в пространстве – это ходьба, которая представляет собой естественный тип движений циклического типа. При правильной ходьбе положение тела свободное, естественное, части тела расположены симметрично относительно позвоночника, руки и ноги двигаются перекрестно, шагающая нога ставится на пятку, после чего следует мягкий и эластичный перекат на носок, шаг прямой и равномерный.
В детском возрасте ходьбе предшествуют повороты тела, ползанье и ходьба на четвереньках. В последующем, до начала школьного возраста, появляется способность к координированному движению рук и ног, увеличивается длина шага, уменьшается разброс ног при ходьбе, устанавливаются ритмичность и равномерность ходьбы. Особенности детского возраста должен знать инструктор ЛФК.
Например, дети от 1,5 до 2 лет уже
ходят в прямом направлении, постепенно
можно включать в упражнения движения
рук. К концу 2-го года жизни ходьбу
можно комбинировать с
Лечебная ходьба с различной степенью разгрузки нижних конечностей от тяжести тела применяется при ортопедических заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, практикуется ходьба на костылях, ходьба в параллельных брусьях, используется подвесная дорога.
Следовые дорожки, музыкальное и ритмическое сопровождение требуются для того, чтобы восстановить равномерную длину шага.
Ходьба применяется для
Бег отличается от ходьбы не только быстротой передвижения, но и самим характером перемещения, так же, как и ходьба, являясь основным движением циклического типа. В отличие от ходьбы при беге происходит одновременный отрыв обеих ног от опоры в фазе полета – определенной фазе бега. Стопы во время бега имеют меньший разворот носков, руки слегка согнуты в локтях и работают энергичней. Правильный бег характеризуется свободной, естественной осанкой, перекрестными движениями рук и ног, наличием фазы полета, соблюдением направления.
У детей 1-го и 2-го года жизни отсутствует фаза полета, она возникает только на 3-м году, поэтому бег как средство лечебной физкультуры начинают использовать с 3 – 4-летнего возраста.
Старшим детям и взрослым рекомендуются бег на месте в разном темпе, бег вперед, с высоким подниманием бедра, широким шагом, с препятствиями. С детьми можно проводить подвижные игры с ловлей, увертываниями, бег наперегонки.
Большая группа мышц вовлекается в работу при ползании и лазанье – движениях циклического типа, но в то же время нагрузка на позвоночный столб оказывается небольшой. В медицине используются самые разные виды этих упражнений: подлезания, перелезания, влезания и пролезания.
Ползание – главный способ передвижения у детей к концу первого полугодия жизни. Ползание на четвереньках у детей 2-го и 3-го года жизни способствует развитию и укреплению мышц туловища и конечностей, а также формированию правильной осанки.
В ЛФК практикуются лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, наклонной лестнице, лазанье с опорой на руки и ноги, по ступенькам лестницы, по гимнастической скамейке, ползание по-пластунски и другие подобные упражнения.
Ползание и лазанье
К упражнениям ациклического типа
относятся прыжки. Мышечное усилие
при прыжках сильное, но кратковременное,
с последующим снижением
В лечебной физкультуре прыжки используются не очень часто, так как достаточно сложно усвоить технику прыжка. В процессе выполнения прыжка различают 4 фазы: подготовительную, отталкивания, полета и приземления. Правильный прыжок характеризуется сильным толчком при отрыве от опоры, легким, без потери равновесия приземлением.
В педиатрии прыжки вводят только
на 3-м году жизни. На 1-м году рекомендуются
приседания и полуприседания, на 2-м
– подпрыгивания на двух ногах. С
3-го года можно применять
Одним из скоростно-силовых видов прикладных упражнений являются метания: различные броски и ловля предметов, которые развивают и укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают ловкость и координацию движений.
В ЛФК метания являются упражнениями,
необходимыми для воздействия на
мышцы плечевого пояса, для растяжения
плевральных спаек, для повышения
общей работоспособности. Обычно метания
поднимают у больных
Можно метать мячи, мешочки с песком, кольца и т. д., одной рукой или двумя, из разных исходных положений и в разных направлениях.
Виды метательных упражнений, рекомендуемых
в детском возрасте: метание мячей,
прокатывание их через определенные
цели, подбрасывание и ловля
Упражнения на равновесие развивают координацию движений, активизируют вестибулярные рефлексы, нормализуют тонус мышц. Равновесие бывает статическое (на месте) и динамическое (в движении). Такие упражнения проводят на полу, на доске, на гимнастической скамейке, бревне, лесенке и сочетают с ходьбой и другими гимнастическими упражнениями.
Лечебные задачи упражнений на равновесие – восстановление и улучшение мышечного тонуса и чувства равновесия. В некоторых случаях упражнения такого рода могут оказывать влияние на функции внутренних органов, что тоже используется в ЛФК.
Необходимым средством организации занятий в группах являются строевые упражнения, которые помогают быстро разместить людей в зале, соблюдать определенный порядок, согласовывать движения одних участников с движениями других. Кроме того, они оказывают общеукрепляющее действие, способствуют формированию правильной осанки, создают эмоциональный настрой.
К строевым упражнениям относятся построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты. Среди построений практикуют построение в колонну по одному, когда люди строятся в затылок друг за другом на расстоянии вытянутой руки; построение в шеренгу (пациенты стоят рядом друг с другом лицом в одну сторону); построение в круг или полукругом. Перестроение в круг выполняется из шеренги. Размыкания и смыкания необходимы, когда происходит подготовка к выполнению упражнений и когда упражнения окончены.