Прикладные упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:40, творческая работа

Краткое описание

Прикладными упражнениями называются естественные двигательные действия или их элементы.
Широко используются прикладные упражнения при детских заболеваниях. К ним относятся способы передвижения (ползание, ходьба и бег), прыжки, метания, лазанье, удержание равновесия.

Файлы: 1 файл

прикладные упражнения.docx

— 16.17 Кб (Скачать)

Прикладными упражнениями называются естественные двигательные действия или  их элементы.

Широко используются прикладные упражнения при детских заболеваниях. К ним  относятся способы передвижения (ползание, ходьба и бег), прыжки, метания, лазанье, удержание равновесия.

Прикладные упражнения необходимы в лечебной физкультуре для формирования правильных навыков основных движений путем организации всего двигательного  режима не только в часы занятий, но и в другое время.

Упражнения с элементами основных движений и сами движения способствуют восстановлению ослабевших или нарушенных двигательных навыков при ряде заболеваний  опорно-двигательного аппарата.

Основной способ перемещения тела в пространстве – это ходьба, которая представляет собой естественный тип движений циклического типа. При  правильной ходьбе положение тела свободное, естественное, части тела расположены  симметрично относительно позвоночника, руки и ноги двигаются перекрестно, шагающая нога ставится на пятку, после  чего следует мягкий и эластичный перекат на носок, шаг прямой и  равномерный.

В детском возрасте ходьбе предшествуют повороты тела, ползанье и ходьба на четвереньках. В последующем, до начала школьного возраста, появляется способность  к координированному движению рук  и ног, увеличивается длина шага, уменьшается разброс ног при  ходьбе, устанавливаются ритмичность  и равномерность ходьбы. Особенности  детского возраста должен знать инструктор ЛФК.

Например, дети от 1,5 до 2 лет уже  ходят в прямом направлении, постепенно можно включать в упражнения движения рук. К концу 2-го года жизни ходьбу можно комбинировать с упражнениями на равновесие, например ходьба по широкой  доске, начерченной дорожке, перешагивания  и др. На 3-м и 4-м годах жизни  дети упражняются в ходьбе равномерным  шагом по узкой дорожке или  гимнастической скамейке с одновременными движениями рук и ног, можно изменять темп ходьбы. Более старшие дети ходят на месте и с продвижением вперед, на пятках, на носках, на наружных сводах стопы, с высоким подниманием бедра, приставным шагом, в приседе и полуприседе, с одновременным движением рук и др.

Лечебная ходьба с различной  степенью разгрузки нижних конечностей  от тяжести тела применяется при  ортопедических заболеваниях и травмах  опорно-двигательного аппарата, практикуется ходьба на костылях, ходьба в параллельных брусьях, используется подвесная дорога.

Следовые дорожки, музыкальное  и ритмическое сопровождение  требуются для того, чтобы восстановить равномерную длину шага.

Ходьба применяется для лечения  не только заболеваний опорно-двигательного  аппарата, но и сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Бег отличается от ходьбы не только быстротой  передвижения, но и самим характером перемещения, так же, как и ходьба, являясь основным движением циклического типа. В отличие от ходьбы при  беге происходит одновременный отрыв  обеих ног от опоры в фазе полета – определенной фазе бега. Стопы  во время бега имеют меньший разворот носков, руки слегка согнуты в локтях и работают энергичней. Правильный бег характеризуется свободной, естественной осанкой, перекрестными  движениями рук и ног, наличием фазы полета, соблюдением направления.

У детей 1-го и 2-го года жизни отсутствует  фаза полета, она возникает только на 3-м году, поэтому бег как  средство лечебной физкультуры начинают использовать с 3 – 4-летнего возраста.

Старшим детям и взрослым рекомендуются  бег на месте в разном темпе, бег  вперед, с высоким подниманием  бедра, широким шагом, с препятствиями. С детьми можно проводить подвижные  игры с ловлей, увертываниями, бег наперегонки.

Большая группа мышц вовлекается в  работу при ползании и лазанье  – движениях циклического типа, но в то же время нагрузка на позвоночный столб оказывается небольшой. В медицине используются самые разные виды этих упражнений: подлезания, перелезания, влезания и пролезания.

Ползание – главный способ передвижения у детей к концу первого  полугодия жизни. Ползание на четвереньках у детей 2-го и 3-го года жизни способствует развитию и укреплению мышц туловища и конечностей, а также формированию правильной осанки.

В ЛФК практикуются лазанье вверх  и вниз по гимнастической стенке, наклонной  лестнице, лазанье с опорой на руки и ноги, по ступенькам лестницы, по гимнастической скамейке, ползание по-пластунски и  другие подобные упражнения.

Ползание и лазанье рекомендуют  в тех случаях, когда требуется  укрепить мышцы туловища или увеличить  подвижность позвоночника.

К упражнениям ациклического типа относятся прыжки. Мышечное усилие при прыжках сильное, но кратковременное, с последующим снижением нагрузки. Прыжковые упражнения достаточно сложны по координации. При их выполнении возрастает нагрузка на нижние конечности, и особенно стопы. Они способствуют развитию координации  движений, ловкости и ритмичности.

В лечебной физкультуре прыжки используются не очень часто, так как достаточно сложно усвоить технику прыжка. В  процессе выполнения прыжка различают 4 фазы: подготовительную, отталкивания, полета и приземления. Правильный прыжок характеризуется сильным толчком при отрыве от опоры, легким, без потери равновесия приземлением.

В педиатрии прыжки вводят только на 3-м году жизни. На 1-м году рекомендуются  приседания и полуприседания, на 2-м  – подпрыгивания на двух ногах. С 3-го года можно применять подготовительные прыжки: подпрыгивания, спрыгивания  с высоты, прыжки со скакалкой, простейшие прыжки в длину и высоту.

Одним из скоростно-силовых видов  прикладных упражнений являются метания: различные броски и ловля предметов, которые развивают и укрепляют  мышцы плечевого пояса, развивают  ловкость и координацию движений.

В ЛФК метания являются упражнениями, необходимыми для воздействия на мышцы плечевого пояса, для растяжения плевральных спаек, для повышения  общей работоспособности. Обычно метания  поднимают у больных настроение.

Можно метать мячи, мешочки с песком, кольца и т. д., одной рукой или двумя, из разных исходных положений и в разных направлениях.

Виды метательных упражнений, рекомендуемых  в детском возрасте: метание мячей, прокатывание их через определенные цели, подбрасывание и ловля предметов, перебрасывание предметов, метание  в цель.

Упражнения на равновесие развивают  координацию движений, активизируют вестибулярные рефлексы, нормализуют  тонус мышц. Равновесие бывает статическое (на месте) и динамическое (в движении). Такие упражнения проводят на полу, на доске, на гимнастической скамейке, бревне, лесенке и сочетают с ходьбой и другими гимнастическими упражнениями.

Лечебные задачи упражнений на равновесие – восстановление и улучшение  мышечного тонуса и чувства равновесия. В некоторых случаях упражнения такого рода могут оказывать влияние  на функции внутренних органов, что  тоже используется в ЛФК.

Необходимым средством организации  занятий в группах являются строевые упражнения, которые помогают быстро разместить людей в зале, соблюдать  определенный порядок, согласовывать  движения одних участников с движениями других. Кроме того, они оказывают  общеукрепляющее действие, способствуют формированию правильной осанки, создают  эмоциональный настрой.

К строевым упражнениям относятся  построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты. Среди построений практикуют построение в колонну  по одному, когда люди строятся в  затылок друг за другом на расстоянии вытянутой руки; построение в шеренгу (пациенты стоят рядом друг с другом лицом в одну сторону); построение в круг или полукругом. Перестроение в круг выполняется из шеренги. Размыкания и смыкания необходимы, когда происходит подготовка к выполнению упражнений и когда упражнения окончены.


Информация о работе Прикладные упражнения