Методика проведения
и содержание урока должны всегда
стимулировать активную деятельность
учащихся на уроке, побуждать к сознательному
освоению нового материала
Необходимо оптимальное
сочетание коллективной и индивидуальной
работы учащихся.
Активная деятельность
школьников на уроке лыжной подготовки
должна быть разнообразной не только
по содержанию материала, но и характеру
напряжений. В связи с этим очень
важно то, в какой форме проводится
урок. Этот вопрос мы рассмотрели во
второй главе нашей работы.
В школах, как
правило, применяются традиционные
способы организации выполнения
упражнений при обучении и совершенствовании
двигательных умений и навыков: фронтальные,
поточные, индивидуальные, групповые.
Основными методами обучения являются
объяснение, показ и опробование.
Объяснение (рассказ) о данном ходе
(упражнении) должен быть кратким, ёмким
и понятным.
На наш взгляд,
очень интересная и эффективная
групповая форма работы на уроке.
Групповой форме урока наиболее
соответствуют различные игровые
методики обучения. Длительное, довольно
монотонное передвижение на лыжах вызывает
не только физическое, но и психическое
утомление, особенно если уроки постоянно
проходят в одном месте. Применение
игр и игровых заданий не только
в значительной мере повышает эмоциональность
урока, но и увеличивает интенсивность
нагрузки, моторную плотность, интерес
школьников и в то же время тормозит
развитие утомления
Все игры и игровые
задания на лыжах в зависимости
от поставленных задач можно условно
разделить на две группы: игры для
обучения и совершенствования техники
способов передвижения на лыжах; игры
на развитие физических качеств. В нашей
работе мы привели несколько игровых
методик.
Так, для обучения
технике классических лыжных ходов
целесообразно применять игровые
упражнения с элементами соревнований.
Совершенствованию техники скользящего
шага поможет проведение игры «Сороконожка
на лыжах», «Слалом на равнине». Развитию
скорости передвижения способствуют такие
игры, как «Догони», «Кто первый?».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Аграновский,
М.А. Лыжный спорт: учебник для институтов
физической культуры / М.А. Аграновский.
– М.: Физкультура и спорт, 1980.
– 315 с.
- Акинин, П.В.
Физическая культура и спорт в системе
высшего профессионального образования:
сборник научных трудов по материалам
Всероссийской Научно-практической конференции
21-22 апреля 2005 г. / П.В. Акинин. – Ставрополь,
2005. – 112 с.
- Антонова,
О.А. Лыжная подготовка: методика преподавания:
учеб. пособие / О.А. Антонова. – М.: Академия,
1999. – 208 с.
- Баталов,
А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»:
учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская,
П.В. Головкин и др. - М.: Наука, 2004. – 320 с.
- Богданов,
В.П. Лыжный спорт в школе: пособие для
учителей / В.П. Богданов. - М.:Просвещение,
1975. - 192 с.
- Бутин, И.М.
Дифференцированное обучение на уроках
по лыжной подготовке / И.М. Бутин // Физическая
культура в школе. - 1991. - № 1. - С. 27-32.
- Бутин, И.М.
Лыжный спорт: учебное пособие / И.М. Бутин.
- М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
- Верхошанский,
Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса / Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура
и спорт, 1985. - 175 с.
- Глязер, С.В.
Зимние игры, развлечения / С.В. Глязер.
- М.: Физкультура и спорт, 1973. - 80 с.
- Гурская,
Л.А. Организация, содержание и проведение
уроков лыжной подготовки в общеобразовательной
школе: учебное пособие / Л.А. Гурская. –
Смоленск: СГИФК, 1996. - 73 с.
- Должиков,
И.И. Планирование содержания уроков физической
культуры I-XI классы / И.И. Должников // Физическая
культура в школе. – 1997. - № 4.
- Донской,
Д.Д., Гросс, Х.Х. Техника лыжника гонщика
/ Д.Д. Донской, Х.Х. Гросс. – М.: Физкультура
и спорт, 1999. – 130 с.
- Дронов В.Я.
Физическая культура. Лыжная подготовка
детей школьного возраста: метод. пособие
/ В.Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. –
88 с.
- Друзь, В.А.
Спортивная тренировка и соревнования
/ В.А. Друзь. – СПб.: Питер, 2004.– 118 с.
- Евстратов,
В.Д., Чукардин, Г.В., Сергеев, Б.И. Лыжный
спорт: учебник для институтов и техникумов
физической культуры / В.Д. Евстратов, Г.В.
Чукардин, Б.И. Сергеев. – М.: Физкультура
и спорт, 1989. – 319 с.
- Ермаков,
Е.Е. Техника лыжных ходов / Е.Е. Ермаков.
– Смоленск: СГИФК, 1995. – 77 с.
- Капланский,
В.Е. Уроки лыжной подготовки / В.Е. Капланский
// Физическая культура в школе. - 1990. - №
11. - С15-19.
- Квашук, П.В.
Лыжный спорт: программа для системы дополнительного
образования детей / Квашук П.В., Бакланов
Л.Н., Левочкина О.Е. - М.: Советский спорт,
2003. - 72 с.
- Кофман, Л.Б.
Настольная книга учителя физической
культуры / Л.Б. Кофман. - М.: Физкультура
и спорт, 1998.
- Кузнецов,
А.К. Физическая культура / А.К. Кузнецов.
– СПб.: Нева, 2004. – 324 с.
- Лукьянов,
П.И. Зимние спортивные походы / П.И. Лукьянов.
- М.: Физкультура и спорт, 1979. – 150 с.
- Лях, В.И.,
Мейксон, Г.Д. Физическое воспитание учащихся
I-XI классов с направленным развитием двигательных
способностей / В.И. Лях, Г.Д. Мейксон // Физическая
культура в школе. – 1994. - № 1-3.
- Макаров,
А.А. Методика начального обучения технике
лыжных ходов: метод. пособие / А.А. Макаров.
- М., 1993. - 63 с.
- Манжосев
В.М. Марков В.П. Техника передвижения на
лыжах. – М., 1990.
- Манжосов,
В.Н. Техника передвижения на лыжах: метод.
разработки / В.Н. Манжосов, В.П. Маркин.
- М., 1990. - 82 с.
- Манжосов,
В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков (очерки
теории и методики) / В.Н. Манджосов. - М.:Физкультура
и спорт, 1986. – 86 с.
- Марков, Д.
Первые шаги на лыжах /Д. Марков. – Свердловск:
Свердлгиз, 1942. – 14 с.
- Маслеников,
И.Б., Капланский, В.Е. Лыжный спорт. - М.:
Физкультура и спорт, 1988. – 111 с.
- Матвеев,
Л.П. Теория и методика физической культуры.
Введение в предмет: учеб. для высших специальных
физкультурных учебных заведений / Л.П.
Матвеев. - СПб.: Лань, 2004. – 543 с.
- Миненков,
Б.В. Первая лыжня / Б.В. Миненков. – М.: Физкультура
и спорт,1964. – 88 с.
- Осинцев
В.В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.:
метод, пособие / В.В. Осинцев. - М.: Владос-Пресс,
2001. - 272 с.
- Преображенский
В.С. Учись ходить на лыжах / В.С. Преображенский.
– М.: Советский спорт, 1989. – 40 с..
- Раменская,
Т.И., Баталов, А.Г. Лыжный спорт: учебное
пособие / Т.И. Раменкая, А.Г. Баталов. - М.:
Наука, 2004. – 320 с.
- Раменская,
Т.И. Организация многолетней подготовки
лыжников-гонщиков в спортивных школах:
методические разработки / Т.И. Раменская.
- М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 39 с.
- Раменская,
Т.И. Специальная подготовка лыжника /
Т.И Раменская. – М.: СпортАкадемПресс,
2001. – 227 с.
- Раменская,
Т.И. Техническая подготовка лыжника /
Т.И. Раменская. – М., 2000. – 264 с.
- Рыженков,
В.Н. Занятия на лыжах с лицами различного
возраста и физической подготовленности:
учебное пособие / В.Н. Рыженков. – Смоленск:
СГИФК, 1996. - 52 с.
- Сорокин,
С.Г. Лыжная подготовка в физкультурных
вузах: учебное пособие / С.Г. Сорокин. -
Омск, 1999. – 84 с.
- Теория и
методика физического воспитания / под
ред. Б.А. Ашмарина, М.Я. Вилевскиого, К.Х.
Грантыниного. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 288 с.
- Тер-Ованесян,
А. А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание
/ А.А. Тер-Ованесян. – М., 2003. – 168 с.
- Физическая
культура / под ред. С.К. Елисеевой. – М.:
Логос, 2003. – 324 с.
- Физическое
воспитание / под ред. А.Д. Потапова. – Ростов
н/Д: Феникс, 2004. – 266 с.
- Филин, В.П.
Теория и методика юношеского спорта /
В.П. Филин. - М.,- Физкультураи спорт. 1987.-
128с.
- Холодов,
Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С.
Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
- Энциклопедический
словарь по физической культуре и спорту.
– М.: Физкультура и спорт, 2003. – 300 с.