Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:26, дипломная работа
В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов
1.1 Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода
1.2 Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах
1.3 Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов
2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов
2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
При изучении и закреплении навыков в технике лыжных ходов или отдельных элементов и для развития равновесия в 5-7 классах можно использовать разнообразные игровые упражнения (задания).
Для совершенствования
техники двухшажного
1. С небольшого
разбега проскользить на одной
лыже до полной остановки.
2. Преодолеть
с места или с
3. Пройти без
палок скользящим шагом
4. Пройти скользящим
шагом по лыжне, размеченной
флажками. Расстояние между ориентирами
(флажками, ветками) один полный
скользящий шаг. Постепенно с
овладением техникой
Совершенствованию техники скользящего шага поможет проведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передвигаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведет команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники еще не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне.
Для совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах в целом применяются следующие игры-задания:
1. Пройти заданный
отрезок одновременным
2. Пройти заданный
отрезок одновременным ходом,
отталкиваясь у ориентиров. Условия
те же, что и в упражнении
для скользящего шага, но учитываются
и изучаемый одновременный ход,
3. Одновременными
ходами пройти участок с
Для совершенствования отталкивания ногой, воспитания чувства равновесия и улучшения координации при управлении лыжами используется передвижение коньковым ходом на равнине и под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан). Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний).
В 5-7 классах для совершенствования техники двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием можно провести соревнование-эстафету «Слалом на равнине». Школьники делятся на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыжных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу скользящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочередно.
В конце трассы
соревнующиеся обходят
Победителем объявляется
команда, закончившая эстафету первой.
Трассу «слалома» можно усложнить,
сокращая расстояние между флажками
или расставляя их в шахматном
порядке (школьники в этом случае
обходят флажки с наружной стороны).
Учитель может подготовить
Подобные эстафеты
могут проводиться и для
Если класс
большой, учащиеся разбиваются на подгруппы.
В каждую подгруппу включаются школьники,
примерно равные по силам. Правила игры
заключаются в следующем. Школьники
медленно передвигаются группой
по замкнутой лыжне. Когда подгруппа
проходит по одной из длинных сторон,
учитель подает сигнал, по которому
ученики должны быстро повернуться,
занять одну из ближайших коротких
лыжней и с максимальной скоростью
пересечь площадку до другой лыжни. Пришедшему
первым присуждается одно очко, второму
- два и т.д. Затем игра повторяется:
ученики опять медленно идут по кругу
и по сигналу вновь бегут поперек
площадки. Победитель определяется по
наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых
отрезков, количество повторении (игр)
зависят от пола, возраста и подготовленности
школьников. Можно уплотнить занятие,
чтобы школьники не простаивали
- подгруппы идут одна за другой. Игра
способствует развитию двигательной реакции
и быстроты передвижения на лыжах. Если
кто-то из школьников повернет на короткую
лыжню до сигнала, нарушитель наказывается
штрафом: к сумме его очков
за каждое нарушение добавляется
штрафное очко. Равенство сил участников
в подгруппе значительно
Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры, например «Догони». Две колонны (команды), равные по количеству участников передвигаются по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказавшиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» большее число участников. Площадка для игры должна быть достаточно просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между параллельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как эстафеты проходят более эмоционально.
Можно использовать и другие варианты игр на развитие быстроты, например «Кто первый?». На учебной площадке игры, связанные с длительным передвижением на лыжах, способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной подготовки ограничено ввиду недостатка времени. В то же время они должны широко использоваться во внеклассной работе и в различных физкультурно-массовых мероприятиях, например игра «Охота на лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все остальные участники игры - «охотники» - идут на поиск. «Лисы» убегают, прячутся в овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются поймать «лис». Затем по сигналу через 20-25 мин все возвращаются на место сбора. Каждый раз «лисы» меняются.
Лучше все эти
игры организовать по выходным дням и
в каникулы во время вылазок и
прогулок на лыжах. Кроме того, они
должны обязательно включаться в
программу зимних праздников.
Выводы
по второй главе
Основной формой
обучения в лыжном спорте является
урок. В школах, как правило, применяются
традиционные способы организации
выполнения упражнений при обучении
и совершенствовании
Основными методами обучения являются объяснение, показ и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.
Учителю необходимо учитывать основные моменты (условия) которые могут отрицательно влиять на освоение техники.
На наш взгляд, очень интересная и эффективная групповая форма работы на уроке.
Групповой форме урока наиболее соответствуют различные игровые методики обучения. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в одном месте. Применение игр и игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность нагрузки, моторную плотность, интерес школьников и в то же время тормозит развитие утомления
Все игры и игровые
задания на лыжах в зависимости
от поставленных задач можно условно
разделить на две группы: игры для
обучения и совершенствования техники
способов передвижения на лыжах; игры
на развитие физических качеств. В этой
главе мы привели несколько игровых
методик обучения, направленных на
то и на другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе
нашего исследования выполнения мы должны
были достигнуть следующей цели выпускной
квалификационной работы нашей –
рассмотреть особенности
В первой главе
мы рассмотрели основы подготовки школьников
к обучению техники лыжного хода,
технику и методику обучения классическим
способам передвижения на лыжах, а также
общие вопросы организации
В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы.
Классической
школьной программой предусмотрено: овладение
учащимися умениями и навыками в
основных способах передвижения на лыжах;
навыками самостоятельных занятий,
сообщение теоретических
В 5-6 классах
продолжается изучение и совершенствование
техники попеременного
В результате освоения учебной программы по лыжной подготовке в 5-7 классах учащиеся должны:
- овладеть умениями и навыками основных способов передвижения на лыжах;
- развить важнейшие физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);
- воспитать морально-волевые качества (смелость, настойчивость, дисциплинированность и др.);
- повысить общую работоспособность;
- оздоровление и закаливание учащихся;
- сформировать навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий.
В 5-7 классах
школьники, как правило, изучают
и совершенствуют свои навыки владения
техников классического лыжного
хода. Основными классическими
Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями. Соответственно к урокам по лыжной подготовке предъявляются определенные требования.
На каждом уроке лыжной подготовки решаются конкретные образовательные, а также оздоровительные и воспитательные задачи. При этом каждый урок неразрывно связан с предыдущими и последующими в единую систему уроков по лыжной подготовке и в то же время он является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы.
Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физических качеств на уроке лыжной подготовки всегда должны соответствовать программному материалу, поставленным задачам, полу и возрасту школьников.
Информация о работе Методика обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов (диплом)