Методика обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов (диплом)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:26, дипломная работа

Краткое описание

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

1.1 Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

1.2 Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

1.3 Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.11 Кб (Скачать)

При изучении и  закреплении навыков в технике  лыжных ходов или отдельных элементов  и для развития равновесия в 5-7 классах  можно использовать разнообразные  игровые упражнения (задания).

Для совершенствования  техники двухшажного попеременного  хода целесообразно применять следующие  игровые упражнения с элементами соревнований:

1. С небольшого  разбега проскользить на одной  лыже до полной остановки. Упражнение  выполняется поочередно на правой  и левой лыже (естественно, без  потери равновесия).

2. Преодолеть  с места или с предварительного  разбега за 5 скользящих шагов  наибольшее расстояние.

3. Пройти без  палок скользящим шагом заданный  отрезок за наименьшее количество  шагов. В зависимости от возраста  и подготовленности школьников  длина отрезка изменяется от 20 до 40 м. 

4. Пройти скользящим  шагом по лыжне, размеченной  флажками. Расстояние между ориентирами  (флажками, ветками) один полный  скользящий шаг. Постепенно с  овладением техникой скользящего  шага расстояние между ориентирами  увеличивается с учетом условий  скольжения на данном занятии  (уроке).

Совершенствованию техники скользящего шага поможет  проведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передвигаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведет команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники еще не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне.

Для совершенствования  отталкивания в одновременных ходах  и ходах в целом применяются  следующие игры-задания:

1. Пройти заданный  отрезок одновременным бесшажным  ходом за наименьшее количество  отталкиваний.

2. Пройти заданный  отрезок одновременным ходом,  отталкиваясь у ориентиров. Условия  те же, что и в упражнении  для скользящего шага, но учитываются  и изучаемый одновременный ход,  возраст, пол, и подготовленность  школьников.

3. Одновременными  ходами пройти участок с воротами  из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении  наклона.

Для совершенствования  отталкивания ногой, воспитания чувства  равновесия и улучшения координации  при управлении лыжами используется передвижение коньковым ходом на равнине и под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан). Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний).

В 5-7 классах  для совершенствования техники  двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием  можно провести соревнование-эстафету «Слалом на равнине». Школьники делятся  на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу  команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыжных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу скользящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочередно.

В конце трассы соревнующиеся обходят последний  флажок, возвращаются по параллельной лыжне одновременным. Условия передвижения по трассе и обратно заранее оговариваются. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участника. Если школьники  сбили флажки или пропустили, они  обязаны вернуться, поставить их на место и обойти вновь с заданной стороны.

Победителем объявляется  команда, закончившая эстафету первой. Трассу «слалома» можно усложнить, сокращая расстояние между флажками или расставляя их в шахматном  порядке (школьники в этом случае обходят флажки с наружной стороны). Учитель может подготовить различные  варианты таких эстафет с включением разнообразных (в том числе и  искусственных) препятствий. Сложность  трассы зависит от возраста и подготовленности школьников и от поставленных задач.

Подобные эстафеты могут проводиться и для развития физических качеств, в первую очередь  быстроты передвижения на лыжах. В этом случае прокладывается «гладкая» (без  препятствий) и прямолинейная лыжня. Эстафета может носить встречный  характер. Учащиеся при развитии быстроты передвигаются с максимальной скоростью  и на коротких отрезках (в зависимости  от возраста), но не более 200-250 м. Две  противоположные длинные стороны (лыжни) прокладываются обязательно  параллельно одна другой на расстоянии, зависящем от возраста учеников. Эти  две лыжни соединены между  собой короткими (50-150 м) перпендикулярными  лыжнями, проложенными на равном расстоянии друг от друга. Количество таких лыжней должно быть не меньше числа играющих.

Если класс  большой, учащиеся разбиваются на подгруппы. В каждую подгруппу включаются школьники, примерно равные по силам. Правила игры заключаются в следующем. Школьники  медленно передвигаются группой  по замкнутой лыжне. Когда подгруппа  проходит по одной из длинных сторон, учитель подает сигнал, по которому ученики должны быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких лыжней и с максимальной скоростью  пересечь площадку до другой лыжни. Пришедшему первым присуждается одно очко, второму - два и т.д. Затем игра повторяется: ученики опять медленно идут по кругу  и по сигналу вновь бегут поперек  площадки. Победитель определяется по наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых  отрезков, количество повторении (игр) зависят от пола, возраста и подготовленности школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не простаивали - подгруппы идут одна за другой. Игра способствует развитию двигательной реакции  и быстроты передвижения на лыжах. Если кто-то из школьников повернет на короткую лыжню до сигнала, нарушитель наказывается штрафом: к сумме его очков  за каждое нарушение добавляется  штрафное очко. Равенство сил участников в подгруппе значительно повышает соревновательный интерес и дает большой эффект для развития скорости.

Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры, например «Догони». Две колонны (команды), равные по количеству участников передвигаются по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказавшиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» большее число участников. Площадка для игры должна быть достаточно просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между параллельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как эстафеты проходят более эмоционально.

Можно использовать и другие варианты игр на развитие быстроты, например «Кто первый?». На учебной площадке игры, связанные с длительным передвижением на лыжах, способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной подготовки ограничено ввиду недостатка времени. В то же время они должны широко использоваться во внеклассной работе и в различных физкультурно-массовых мероприятиях, например игра «Охота на лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все остальные участники игры - «охотники» - идут на поиск. «Лисы» убегают, прячутся в овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются поймать «лис». Затем по сигналу через 20-25 мин все возвращаются на место сбора. Каждый раз «лисы» меняются.

Лучше все эти  игры организовать по выходным дням и  в каникулы во время вылазок и  прогулок на лыжах. Кроме того, они  должны обязательно включаться в  программу зимних праздников.  

Выводы  по второй главе  

Основной формой обучения в лыжном спорте является урок. В школах, как правило, применяются  традиционные способы организации  выполнения упражнений при обучении и совершенствовании двигательных умений и навыков: фронтальные, поточные, индивидуальные, групповые.

Основными методами обучения являются объяснение, показ  и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.

Учителю необходимо учитывать основные моменты (условия) которые могут отрицательно влиять на освоение техники.

На наш взгляд, очень интересная и эффективная  групповая форма работы на уроке.

Групповой форме  урока наиболее соответствуют различные  игровые методики обучения. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в  одном месте. Применение игр и  игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность  нагрузки, моторную плотность, интерес  школьников и в то же время тормозит развитие утомления

Все игры и игровые  задания на лыжах в зависимости  от поставленных задач можно условно  разделить на две группы: игры для  обучения и совершенствования техники  способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. В этой главе мы привели несколько игровых  методик обучения, направленных на то и на другое.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

Итак, в ходе нашего исследования выполнения мы должны были достигнуть следующей цели выпускной  квалификационной работы нашей –  рассмотреть особенности организации  методики обучения технике классического  лыжного хода школьников 5-7 классов.

В первой главе  мы рассмотрели основы подготовки школьников к обучению техники лыжного хода, технику и методику обучения классическим способам передвижения на лыжах, а также  общие вопросы организации уроков по лыжной подготовке.

В школьной программе  по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы.

Классической  школьной программой предусмотрено: овладение  учащимися умениями и навыками в  основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности  и развитие основных физических и  морально-волевых качеств 

В 5-6 классах  продолжается изучение и совершенствование  техники попеременного двухшажного  хода. Одновременные ходы изучаются  и совершенствуются в 5-7 классах, также  продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов  и начинается изучение попеременного  четырехшажного хода.

В результате освоения учебной программы по лыжной подготовке в 5-7 классах учащиеся должны:

- овладеть умениями  и навыками основных способов  передвижения на лыжах; 

- развить важнейшие  физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);

- воспитать морально-волевые  качества (смелость, настойчивость,  дисциплинированность и др.);

- повысить общую  работоспособность; 

- оздоровление  и закаливание учащихся;

- сформировать  навыки и умения, необходимые  для самостоятельных занятий. 

В 5-7 классах  школьники, как правило, изучают  и совершенствуют свои навыки владения техников классического лыжного  хода. Основными классическими лыжными  ходами являются: попеременными (двухшажный и четырехшажный), одновременными (бесшажный, одношажный, двухшажный).

Успешное решение  задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной  подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями. Соответственно к урокам по лыжной подготовке предъявляются определенные требования.

На каждом уроке  лыжной подготовки решаются конкретные образовательные, а также оздоровительные  и воспитательные задачи. При этом каждый урок неразрывно связан с предыдущими  и последующими в единую систему  уроков по лыжной подготовке и в  то же время он является вполне самостоятельной  и целостной частью учебной работы.

Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физических качеств на уроке лыжной подготовки всегда должны соответствовать программному материалу, поставленным задачам, полу и возрасту школьников.

Информация о работе Методика обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов (диплом)