Методика обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов (диплом)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:26, дипломная работа

Краткое описание

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

1.1 Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

1.2 Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

1.3 Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.11 Кб (Скачать)

Можно устроить небольшие соревнования: учащиеся проходят по параллельным лыжням (отрезок 50-100 м) на скорость (кто быстрее). Это задание  можно давать, если ученики хорошо освоили технику хода. Здесь внимание обращается на силу отталкивания. Недопустимо  применение этого упражнения при  наличии ошибок в цикле хода. Целесообразно применять упражнение и на освоение техники одновременных ходов по ориентирам (флажкам, воротам из палок и др.) [7, с. 185-187].

С появлением пластиковых  лыж, у которых трение меньше, мастера  почти перестали применять двухшажный ход. Он с лыжной «сцены» постепенно сходит, уступая место одношажному.   

1.3 Общие вопросы  организации уроков  по технике классических  лыжных ходов в  5-7 классах  

Успешное решение  задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной  подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной  работы с учащимися и родителями.

Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация  урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные  программами по физической культуре для общеобразовательных школ в  целом и разделом «Лыжная подготовка»  в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических  и психологических особенностей школьников. На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание  учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловкости и др.); воспитание морально-волевых  качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых  для самостоятельных занятий, и  т.д.

К каждому отдельному уроку и ко всему учебно-воспитательному  процессу по лыжной подготовке предъявляется  целый ряд требований, которые  базируются на принципах дидактики  и отечественной системы физического  воспитания.

1. На каждом  уроке лыжной подготовки решаются  конкретные образовательные, а  также оздоровительные и воспитательные  задачи. Если образовательные задачи  обязательно планируются и точно  формулируются на каждый урок, то оздоровительные и воспитательные  задачи обычно на каждый урок  не планируются. 

Воспитание морально-волевых  качеств, оздоровление и закаливание  школьников, как правило, осуществляются всей системой уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и применением  упражнений из других разделов, включенных в школьную программу. В ряде случаев  воспитательные и оздоровительные  задачи могут планироваться как  частные на отдельные уроки или  систему взаимосвязанных уроков. Для решения указанных задач  учитель должен подобрать комплекс упражнений из средств лыжного спорта, необходимо также предусмотреть  и условия их проведения. Например, для воспитания смелости на нескольких взаимосвязанных уроках лыжной подготовки можно планировать спуски в различных  стойках с постепенным увеличением  крутизны склонов и с переходом  на неровные склоны.

2. Каждый урок  неразрывно связан с предыдущими  и последующими в единую систему  уроков по лыжной подготовке, и в то же время он является  вполне самостоятельной и целостной  частью учебной работы. Большинство  способов передвижения на лыжах  школьники не в состоянии освоить  на одном уроке. Для изучения  даже простых ходов, поворотов  в движении и других элементов  отводится несколько уроков, связанных  между собой. Так как каждый  способ требует разного времени  обучения, то, как правило, изучение  одного заканчивается, другого  начинается, а какого-либо третьего  еще продолжается. При планировании  данной системы уроков необходимо  учитывать взаимодействие навыков,  максимально используя такое  явление, как положительный перенос.

3. Руководящая  роль учителя - важнейшее требование  к уроку лыжной подготовки. Урок  по лыжной подготовке имеет  свои организационные особенности,  связанные с выдачей инвентаря,  его подготовкой и возвращением  на базу после окончания урока,  с затратой времени при передвижении  к месту занятий, с влиянием  погодных условий на процесс  обучения и т.п. С тем чтобы  избежать значительных потерь  времени, требуются четкая организация  урока, высокая дисциплинированность  и активность учеников; оптимальное  планирование времени, отводимого  на различные части урока и  отдельные организационные мероприятия.  Решение поставленных задач во  многом определяется предварительной  подготовкой, различного рода  организационными мероприятиями  и личной готовностью учителя  к каждому конкретному уроку.  При подготовке к уроку, в  процессе его проведения учитель  должен быть организатором и  руководителем школьников, всегда  проявлять высокую требовательность  и направлять деятельность учеников, активизируя их на решение  поставленных задач.

4. Содержание, нагрузка, методы обучения и развития  физических качеств на уроке  лыжной подготовки всегда должны  соответствовать программному материалу,  поставленным задачам, полу и  возрасту школьников. Для решения  конкретных задач урока учитель  должен подобрать средства (подводящие  и специальные упражнения), методы  и методические приемы, которые  способствовали бы более быстрому  и прочному овладению техникой  способов передвижения на лыжах.  При этом необходимо всегда  учитывать соответствие трудности  изучаемого материала уровню  подготовленности школьников (как  двигательной, так и физической). Помимо этого, необходимо тщательно  спланировать объем и интенсивность  нагрузки, направленной на развитие  физических качеств средствами  лыжной подготовки, с учетом тех  конкретных условий, в которых  будут проводиться уроки.

По сравнению  с другими видами физических упражнений (например, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и  монотонно, поэтому одной из важнейших  задач учителя является повышение  эмоциональности урока, что будет  способствовать более быстрому и  прочному усвоению учащимися учебного материала. С этой целью необходимо своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями  на склоне по изучению элементов горнолыжной  техники, включать игры и игровые  задания, разнообразить методы обучения и т.д.

Уроки лыжной подготовки, учитывая внешние погодные условия, имеют свою специфику - при морозе и ветре недопустимы длительные паузы в передвижении по учебному кругу, объяснение и показ должны быть оптимально краткими и точными  и в то же время объемными по информации. В целом плотность  урока по лыжной подготовке выше по сравнению с другими видами занятий  физическими упражнениями. А это  обязывает учителя внимательно  контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае необходимости) вносить поправки в дозировку  упражнений на лыжах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией учеников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам (изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показателям - частоте сердечных сокращений (ЧСС).

При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна быть в  пределах 120-160 уд/мин, что говорит  о допустимой нагрузке на уроке. На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показатель может достигать 160-180 уд/мин, а в  паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен снижаться  до 110-120 уд/мин. При оценке ЧСС необходимо учитывать и возраст учащихся. Помимо этого, всегда следует сопоставлять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью.

5. Методика проведения  и содержание урока должны  всегда стимулировать активную  деятельность учащихся на уроке,  побуждать к сознательному освоению  нового материала. При планировании  учебной работы необходимо предусмотреть  применение методов и методических  приемов, активизирующих сознательное  отношение школьников к изучению  нового материала и проявление  самостоятельности. Для повышения  эмоциональности урока следует  широко включать элементы соревнования, игры и игровые задания. При  закреплении навыков в технике  способов передвижения целесообразно  проводить состязание на достижение  более высоких количественных  показателей (пройти отрезок за  наименьшее количество скользящих  шагов, при спуске подобрать  больше расставленных флажков  и др.). Однако недопустимо превращение  урока в чисто развлекательное  мероприятие, в этом случае  будет страдать решение образовательных,  а порой и воспитательных задач.

Правильное соотношение  применяемых подводящих упражнений с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упражнениями и заданиями будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.

6. Необходимо  оптимальное сочетание коллективной  и индивидуальной работы учащихся. Вначале, при изучении нового  способа передвижения, всегда применяется  коллективное обучение. Однако различная  степень подготовленности школьников  приводит к тому, что часть  из них опережает товарищей  в освоении нового материала.  С тем чтобы не тормозить  процесс обучения и не снижать  активность учащихся, целесообразно  на определенном этапе обучения  распределить учеников на подгруппы  по подготовленности так, чтобы,  передвигаясь по разным лыжням (по внутреннему и наружному  кругу), они могли успешно осваивать  технику, не мешая друг другу.  Ученики, хуже осваивающие изучаемый  ход, передвигаются по внутреннему  (ближе к учителю) кругу.

В дальнейшем по мере освоения способа передвижения следует перейти к индивидуальному  исправлению ошибок у отдельных  школьников, поочередно вызывая отстающих  на внутренний круг, не останавливая всего  класса. Подобный подход необходим  и при развитии физических качеств, следует разбивать учеников на подгруппы  с одинаковой подготовленностью. В  этом случае все ученики в подгруппе  будут двигаться примерно с одинаковой скоростью, не мешая друг другу. В  то же время такой подход позволит избежать перегрузки школьников, что  может случиться, если в подгруппе  хорошо подготовленных школьников окажется один-два слабых ученика. При обучении технике можно составлять пары из учеников различной подготовленности (в этом случае лучше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ - следом, перенимая навыки техники).

В процессе уроков необходимо варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Так, при развитии быстроты передвижения на одном из уроков целесообразно  проводить эстафеты (командные гонки), а на другом уроке наоборот - индивидуальное прохождение отрезка на скорость с раздельного старта (через 5-10 с). Такое сочетание различных методов  проведения обучения и развития физических качеств во многом будет способствовать повышению эффективности урока.

7. Активная деятельность  школьников на уроке лыжной  подготовки должна быть разнообразной  не только по содержанию материала,  но и характеру напряжений. Применение  разнообразных подводящих, имитационных  и основных упражнений в передвижении  на лыжах в различных сочетаниях (чередование обучения на учебной  площадке, на учебном склоне и  на учебно-тренировочной лыжне)  с разнообразной интенсивностью  позволяет не только переключать  внимание, но и поддерживать на  оптимальном уровне работоспособность  учеников на протяжении всего  урока.

Следует отметить, что все это чередуется с образовательными элементами, рассказом, объяснением, пояснением деталей и другими методами сообщения  знаний по изучаемому способу передвижения или применяемому методу и т.д. Выполнение всех этих требований к уроку во многом будет способствовать повышению  его эффективности. Особенно важно  применять методы, повышающие интерес  школьников к изучаемым элементам, побуждающие умственную активность школьников, повышающие их внимание и  самостоятельный поиск знаний, изучение вариантов ходов в разнообразных  условиях и т.п.  

Выводы  по первой главе  

Обучение двигательным действиям занимает центральное  место в физическом образовании, являясь важной стороной физического  воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и  навыки.

Обучение –  это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование  человека.

Результатом обучения является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих  в основе правильно организованного  физического воспитания.

В результате освоения учебной программы по лыжной подготовке в 5-7 классах учащиеся должны:

Информация о работе Методика обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов (диплом)