Методика обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов (диплом)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:26, дипломная работа

Краткое описание

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

1.1 Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

1.2 Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

1.3 Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.11 Кб (Скачать)

- овладеть умениями  и навыками основных способов  передвижения на лыжах; 

- развить важнейшие  физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);

- воспитать морально-волевые  качества (смелость, настойчивость,  дисциплинированность и др.);

- повысить общую  работоспособность; 

- оздоровление  и закаливание учащихся;

- сформировать  навыки и умения, необходимые  для самостоятельных занятий. 

В 5-7 классах  школьники, как правило, изучают  и совершенствуют свои навыки владения техников классического лыжного  хода. Основными классическими лыжными  ходами являются: попеременными (двухшажный и четырехшажный), одновременными (бесшажный, одношажный, двухшажный).   

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНИКЕ КЛАССИЧЕСКИХ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ ДЛЯ  ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ  

2.1 Общие методические  рекомендации к  проведению урока  по технике классических  лыжных ходов для  5-7 классов  

Основной формой обучения в лыжном спорте является урок. Для полного и быстрого овладения  техникой передвижения на лыжах занятия  проводятся комплексно, в выше указанной  последовательности.

Программный материал распределяется так, чтобы обучающиеся  имели время прочно освоить технику  ходов, научиться применять их на пересеченной местности в соответствии с её особенностями.

В школах, как  правило, применяются традиционные способы организации выполнения упражнений при обучении и совершенствовании  двигательных умений и навыков: фронтальные, поточные, индивидуальные, групповые.

Обучение всем видам техники лыжного хода разделяется  на три этапа.

Первый этап:

1. Создать у  занимающихся целостное представление  о способе передвижения.

2. Освоить отдельные  элементы необходимые для овладения  способом в целом. 

3. Научить выполнять  способ передвижения с полной  координацией.

4. Устранить  излишние движения и ненужные  мышечные напряжения.

Второй этап:

1. Освоить к  уточнить отдельные детали техники  способа передвижения на лыжах. 

2. Овладеть слитным  свободным и точным выполнением  способа передвижения в целом.  Понять закономерность цикла  данного способа (пространственных  временных и динамических характеристик).

Третий этап:

1. Освоение вариантов  техники и их применение при  различных внешних условиях.

2. Учет индивидуальных  особенностей.

3. Использование  техники на высших скоростях  и напряжениях. 

4. Совершенствование  техники при повышении функционального  состояния и физического развития.

Основными методами обучения являются объяснение, показ  и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.

Подробное объяснение даёт лучшие результаты после показа, когда у учащихся создалось общее  представление об изучаемом ходе (упражнении).

Показ должен быть доступен для восприятия. Показывать упражнение надо первый paз в обычном  темпе, затем в замедленном, под  счет. Очень хорошие результаты дает показ в замедленном темпе  с акцентированием на основные элементы упражнения посредством их выделения  за счет увеличения амплитуды или  более выразительного движения в  сопровождении краткого объяснения. В заключении полезно определить нужный ритм для выполнения упражнений обучаемых с учетом их возможностей. Для этого также используют счёт, но с точным соблюдением соотношений  интервалов между элементами.

При обучении детей  способам передвижения на лыжах показ  имеет большее значение, чем объяснение, так как дети больше склонны к  подражанию и меньше к теоретическому анализу.

В практике обучения способам передвижения на лыжах могут  быть использованы приёмы, облегчающие  усвоение техники.

Во-первых, можно  относительно уменьшить силу действия внешних раздражителей на лыжника. Для этого следует облегчить  учебный материал: снизить скорость передвижения, изменить условия, в которых  происходит обучение (качество подготовки лыжни, профиль учебного круга и  т.д.).

Но нельзя забывать, что излишнее облегчение в дальнейшем затрудняет процесс обучения.

Во-вторых, при  изучении сложных движений, которые  невозможно разделить, не нарушая структуры  двигательного акта в целом, внимание обучаемых нужно направить на тот элемент движения, усвоение которого наиболее сложно для обучаемого.

Одна из наиболее распространенных схем последовательности обучения такова:

1. Название упражнения.

2. Показ в  обычном или в соревновательном  теме.

3. Показ в  замедленном темпе под счет.

4. Показ с  выделением главных элементов  в сопровождении короткого объяснения.

5. Опробование  изучаемого упражнения учащимися. 

6. Имитация упражнения  в целом или главных его  элементов под счет, с остановкой  на каждый счет и уточнением  положения отдельных частей тела  на этот счет.

7. Имитация упражнения  под счет без остановки. 

8. Выполнение  упражнения в целом или отдельных  элементов на лыжне в максимально  упрощенных условиях, в темпе,  наиболее благоприятном для учащихся.

9. Выполнение  упражнения в условиях постепенного  усложнения. На первом этапе обучения  проводится освоение упражнений  и элементов из «школы лыжника».

10. Учащемуся  не умеющему стоять на лыжах,  они мешают. Носки и пятки лыж  перекрещиваются, задевают одна  за другую и за снег, при  потере бокового равновесия лыжи  мешают быстро переставить ногу  это приводит к частым падениям, которые тормозят обучение. Следовательно,  с такими учащимися еще до  обучения отдельным способам  передвижения надо освоить общие  основы владения лыжами. На первых  занятиях ставятся задачи: овладеть  лыжами как снарядом (чувство  лыжи), развить чувство сцепления  лыжи со снегом (чувство снега) [30, с. 89].

Эти задачи решаются упражнениями:

1. Поочередное  поднимание ноги с лыжей и  движение ею по воздуху вниз  и вверх, вправо и влево. 

2. Поочередное  поднимание носков лыж и движение  ими вправо, влево, вверх и вниз, не отрывая пяток лыж от  снега; то же, не поднимая пятки  лыж, не отрывая носков лыж  от снега. 

3. Повороты переступанием  на месте вокруг пяток и  вокруг носков лыж. 

4. Боковые приставные  шаги.

5. Повороты махом  кругом.

6. Ходьба ступающим  шагом по неглубокому снегу  с изменением направления от 20 до 60 градусов по команде учителя. 

7. Подъемы на  пологих склонах прямо, наискось, ступающим шагом, лесенкой ёлочкой,  полуёлочкой [24, с. 112].

Следует добиваться четкого их выполнения путем многократного  их исполнения и постоянного контроля со стороны учителя. Только после  этого переходят к обучению способам передвижения на лыжах.

Учителю необходимо помнить, что существуют моменты (условия) которые могут отрицательно влиять на освоение техники. Их можно разделить  на объективные и субъективные.

Объективные: плохой инвентарь, одежда, обувь, учебная лыжня, плохая погода, плохо подобрана мазь.

Субъективные: пассивное  отношение занимающихся к данному  упражнению, неуверенность, пониженное самочувствие занимающихся.

Другая важная проблема- это формы работы на уроках по лыжной подготовке. Как сделать  урок интересным, необычными и эффективным?

На наш взгляд, очень интересная и эффективная  групповая форма работы на уроке. Этот способ организации занятий  для учащихся очень интересен, динамичен, что позволяет обеспечить оптимальную  по объему и интенсивности нагрузку, также обеспечивает высокую моторную плотность, а высокая эмоциональность  проведения урока во многом способствует повышению его качества.

Эту форму урока  можно использовать следующим образом: учащиеся делятся на небольшие группы 4-6 человек. К каждой группе прикрепляется  консультант (обычно наиболее подготовленный ученик). В начале урока консультанты получают задания, с ними проводится инструктаж. Затем каждый консультант  работает со своей группой по специальному заданию (например, первая группа - классический ход, вторая группа - коньковый ход, третья группа отрабатывает малый спуск, четвертая группа отрабатывает подъем). Через определенное время группа переходит к другому консультанту и выполняет следующее задание.

Причем следует  отметить, что группы могут быть разноуровневыми и одноуровневыми (например, сильные - сильные, слабые-слабые; сильные-слабые). Например, в группу могут объединяться учащиеся с общей  проблемой - плохо получается коньковый  ход и т.д. Важно отметить, что  такой подход позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении, т.е. давать задание по силам, а это, в свою очередь, помогает учащемуся  сделать выбор своей образовательной  траектории на основе осознания своих  возможностей и выбора форм учебной  деятельности.

Какова же роль учителя в процессе обучения школьников лыжному ходу? Учитель выступает  в роли инструктора, консультанта, наставника. При такой форме организации  урока учитель может осуществлять и индивидуальный подход к учащимся. В результате на уроке формируются  различные умения, совершенствуются навыки, происходит смена деятельности, что не вызывает утомляемости и однообразия  у ребят. А когда в роли учителя  выступает ученик - это тоже своеобразным образом мотивирует и воспитывает  ребят.

В конце урока  обычно между командами - группами проводятся соревнования, лыжные гонки, эстафеты, а также учащиеся (по желанию) демонстрируют  лучшие свои умения и навыки.  

2.2 Игровые методы  обучения технике  классических лыжных  ходов в 5-7 классах  

Одним из важнейших  средств физического воспитания школьников являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации  в связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания  получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в  одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр  и игровых заданий не только в  значительной мере повышает эмоциональность  урока, но и увеличивает интенсивность  нагрузки, моторную плотность, интерес  школьников и в то же время тормозит развитие утомления.

В процессе игр  можно целенаправленно воспитывать  такие важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой являются незаменимым  средством в воспитании морально-волевых  качеств у школьников при организации  уроков по лыжной подготовке и спортивно-массовых мероприятий в школе. Особенно важно  применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной подготовки в начальной школе. Они играют исключительно важную роль при организации  уроков в начальной школе в  связи с началом обучения с  шести лет. Дети младшего школьного  возраста ввиду особенностей развития центральной нервной системы  быстро теряют интерес к многократным, однотипным повторениям элементов  ходов и т.д.

Применение игр  очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного  спорта игры и игровые задания  применяются при обучении и совершенствовании  техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу  зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые  задания на лыжах в зависимости  от поставленных задач можно условно  разделить на две группы: игры для  обучения и совершенствования техники  способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут  быть использованы и для развития физических качеств.

Информация о работе Методика обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов (диплом)