Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:26, дипломная работа
В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Введение
 
Глава 1. Теоретические  основы обучения технике  классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов
 
1.1 Основы подготовки  школьников к обучению технике  лыжного хода 
 
1.2 Техника и  методика обучения классическим  способам передвижения на лыжах 
 
1.3 Общие вопросы  организации уроков по технике  классических лыжных ходов в  5-7 классах 
 
Выводы по первой главе 
 
Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для  школьников 5-7 классов
 
2.1 Общие методические  рекомендации к проведению урока  по технике классических лыжных  ходов для 5-7 классов
 
2.2 Игровые методы  обучения технике классических  лыжных ходов для 5-7 классов
 
Выводы по второй главе 
 
Заключение
 
Библиографический список
- овладеть умениями и навыками основных способов передвижения на лыжах;
- развить важнейшие физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);
- воспитать морально-волевые качества (смелость, настойчивость, дисциплинированность и др.);
- повысить общую работоспособность;
- оздоровление и закаливание учащихся;
- сформировать навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий.
В 5-7 классах 
школьники, как правило, изучают 
и совершенствуют свои навыки владения 
техников классического лыжного 
хода. Основными классическими 
ГЛАВА 
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ 
ПО ТЕХНИКЕ КЛАССИЧЕСКИХ 
ЛЫЖНЫХ ХОДОВ ДЛЯ 
ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ  
2.1 
Общие методические 
рекомендации к 
проведению урока 
по технике классических 
лыжных ходов для 
5-7 классов  
Основной формой обучения в лыжном спорте является урок. Для полного и быстрого овладения техникой передвижения на лыжах занятия проводятся комплексно, в выше указанной последовательности.
Программный материал распределяется так, чтобы обучающиеся имели время прочно освоить технику ходов, научиться применять их на пересеченной местности в соответствии с её особенностями.
В школах, как правило, применяются традиционные способы организации выполнения упражнений при обучении и совершенствовании двигательных умений и навыков: фронтальные, поточные, индивидуальные, групповые.
Обучение всем видам техники лыжного хода разделяется на три этапа.
Первый этап:
1. Создать у 
занимающихся целостное 
2. Освоить отдельные 
элементы необходимые для 
3. Научить выполнять способ передвижения с полной координацией.
4. Устранить излишние движения и ненужные мышечные напряжения.
Второй этап:
1. Освоить к 
уточнить отдельные детали 
2. Овладеть слитным 
свободным и точным 
Третий этап:
1. Освоение вариантов техники и их применение при различных внешних условиях.
2. Учет индивидуальных особенностей.
3. Использование техники на высших скоростях и напряжениях.
4. Совершенствование 
техники при повышении 
Основными методами обучения являются объяснение, показ и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.
Подробное объяснение даёт лучшие результаты после показа, когда у учащихся создалось общее представление об изучаемом ходе (упражнении).
Показ должен быть доступен для восприятия. Показывать упражнение надо первый paз в обычном темпе, затем в замедленном, под счет. Очень хорошие результаты дает показ в замедленном темпе с акцентированием на основные элементы упражнения посредством их выделения за счет увеличения амплитуды или более выразительного движения в сопровождении краткого объяснения. В заключении полезно определить нужный ритм для выполнения упражнений обучаемых с учетом их возможностей. Для этого также используют счёт, но с точным соблюдением соотношений интервалов между элементами.
При обучении детей способам передвижения на лыжах показ имеет большее значение, чем объяснение, так как дети больше склонны к подражанию и меньше к теоретическому анализу.
В практике обучения способам передвижения на лыжах могут быть использованы приёмы, облегчающие усвоение техники.
Во-первых, можно относительно уменьшить силу действия внешних раздражителей на лыжника. Для этого следует облегчить учебный материал: снизить скорость передвижения, изменить условия, в которых происходит обучение (качество подготовки лыжни, профиль учебного круга и т.д.).
Но нельзя забывать, что излишнее облегчение в дальнейшем затрудняет процесс обучения.
Во-вторых, при изучении сложных движений, которые невозможно разделить, не нарушая структуры двигательного акта в целом, внимание обучаемых нужно направить на тот элемент движения, усвоение которого наиболее сложно для обучаемого.
Одна из наиболее распространенных схем последовательности обучения такова:
1. Название упражнения.
2. Показ в 
обычном или в 
3. Показ в замедленном темпе под счет.
4. Показ с 
выделением главных элементов 
в сопровождении короткого 
5. Опробование 
изучаемого упражнения 
6. Имитация упражнения 
в целом или главных его 
элементов под счет, с остановкой 
на каждый счет и уточнением 
положения отдельных частей 
7. Имитация упражнения под счет без остановки.
8. Выполнение 
упражнения в целом или 
9. Выполнение 
упражнения в условиях 
10. Учащемуся 
не умеющему стоять на лыжах, 
они мешают. Носки и пятки лыж 
перекрещиваются, задевают 
Эти задачи решаются упражнениями:
1. Поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево.
2. Поочередное 
поднимание носков лыж и 
3. Повороты переступанием на месте вокруг пяток и вокруг носков лыж.
4. Боковые приставные шаги.
5. Повороты махом кругом.
6. Ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу с изменением направления от 20 до 60 градусов по команде учителя.
7. Подъемы на 
пологих склонах прямо, 
Следует добиваться четкого их выполнения путем многократного их исполнения и постоянного контроля со стороны учителя. Только после этого переходят к обучению способам передвижения на лыжах.
Учителю необходимо помнить, что существуют моменты (условия) которые могут отрицательно влиять на освоение техники. Их можно разделить на объективные и субъективные.
Объективные: плохой инвентарь, одежда, обувь, учебная лыжня, плохая погода, плохо подобрана мазь.
Субъективные: пассивное отношение занимающихся к данному упражнению, неуверенность, пониженное самочувствие занимающихся.
Другая важная проблема- это формы работы на уроках по лыжной подготовке. Как сделать урок интересным, необычными и эффективным?
На наш взгляд, очень интересная и эффективная групповая форма работы на уроке. Этот способ организации занятий для учащихся очень интересен, динамичен, что позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, также обеспечивает высокую моторную плотность, а высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению его качества.
Эту форму урока 
можно использовать следующим образом: 
учащиеся делятся на небольшие группы 
4-6 человек. К каждой группе прикрепляется 
консультант (обычно наиболее подготовленный 
ученик). В начале урока консультанты 
получают задания, с ними проводится 
инструктаж. Затем каждый консультант 
работает со своей группой по специальному 
заданию (например, первая группа - классический 
ход, вторая группа - коньковый ход, 
третья группа отрабатывает малый спуск, 
четвертая группа отрабатывает подъем). 
Через определенное время группа 
переходит к другому 
Причем следует 
отметить, что группы могут быть 
разноуровневыми и 
Какова же роль 
учителя в процессе обучения школьников 
лыжному ходу? Учитель выступает 
в роли инструктора, консультанта, наставника. 
При такой форме организации 
урока учитель может 
В конце урока 
обычно между командами - группами проводятся 
соревнования, лыжные гонки, эстафеты, 
а также учащиеся (по желанию) демонстрируют 
лучшие свои умения и навыки.  
2.2 
Игровые методы 
обучения технике 
классических лыжных 
ходов в 5-7 классах  
Одним из важнейших средств физического воспитания школьников являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации в связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр и игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность нагрузки, моторную плотность, интерес школьников и в то же время тормозит развитие утомления.
В процессе игр 
можно целенаправленно 
Применение игр 
очень разнообразно. На уроках лыжной 
подготовки и в школьной секции лыжного 
спорта игры и игровые задания 
применяются при обучении и совершенствовании 
техники способов передвижения на лыжах, 
и при развитии физических качеств. 
Вместе с тем игры необходимо широко 
включать в различные физкультурно-
Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от поставленных задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут быть использованы и для развития физических качеств.
Информация о работе Методика обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов (диплом)