Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа
Таким образом, исходя из актуальности темы сформулирована цель курсовой работы: изучить особенности музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Задачи работы:
1. Раскрыть физиологические основы влияния музыки на организм занимающихся.
2. Рассмотреть жанры музыки, используемых для сопровождения движений.
3. Раскрыть основы методики использования музыки на уроках физкультуры.
Введение................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыки на занятиях физическими упражнениями..................................................................
5
1.1. Роль музыки в повышение эмоционального состояния школьников на занятиях.........................................................................
5
1.2. Организация прикладного использования функциональной музыки в процессе физического воспитания школьников..............................................................................................
10
1.2.1. Встречающая музыка ........................................................ 10
1.2.2. Музыка врабатывания........................................................ 11
1.2.3. Лидирующая музыка.......................................................... 15
1.2.4. Успокаивающая музыка..................................................... 18
1.2.5 Провожающая музыка......................................................... 19
Глава 2. Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников..................................................
20
2.1. Основные принципы применения функциональной музыки.......................................................................................................
20
2.2. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе.................................................................
24
Выводы..................................................................................................... 30
Литература..................................
Выводы
1. Музыкальные воздействия на физиологическом и низшем психическом уровнях восприятия осуществляются через внешнюю (физическую) сторону музыкальной формы. К ней относятся смена тембров, направление мелодического движения и его рисунков (плавный, скачкообразный), динамическая кривая (изменение громкости), темп и общий характер ритмики. Эта сторона музыкальной формы может оказывать эмоциональное воздействие лишь своим общим звучанием, без понимания его смыслового содержания. Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоциональное состояние как процесс движения, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций. С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка может успешно отражать и передавать самые различные настроения
2. Музыка является эффективным средством повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры. Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности. Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания, выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока, во время совершенствования ранее изученных упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части урока.
3.
Оптимальная система музыкальной стимуляции
традиционного 40– минутного урока
осуществляется в форме трансляции
на место занятий ограниченных (по 5 –10
минут) автономных сеансов: музыки врабатывания-
для повышения эффективности вводной
части урока; лидирующей музыки – для
активизации уставших учащихся в основной
части урока; успокаивающей музыки – для
оптимизации заключительной части урока.
Литература
Приложение
План- конспект
урока по гимнастике для учащихся 3 класса
с
использованием функциональной
музыки
Задачи урока:
Продолжительность урока – 40 минут.
Место проведения – спортивный зал школы.
Инвентарь и оборудование – гимнастические
маты, бревно, скамейки,
Содержание урока | Дозировка упражнений | Методические указания |
1 | 2 | 3 |
Подготовительная
часть
1 |
10 мин.
20 сек. 1 мин. 30 сек. 3 мин. 20
сек 2 |
Для более успешного, чем обычно, переключения внимания учащихся и возбуждения у них положительного эмоционального настроя с самого начала урока построение осуществляется по выразительным, заранее оговоренным позывным: фрагмент музыкального вступления из мультфильма «Бременские музыканты» (Г.Гладков – Ю.Энтин). Время звучания – 20 секунд. В связи
с трудностью и вредностью совершения
рабочих разговоров с восприятием
музыки упражнения разделов 2 -3 проводятся
в обычных условиях, то есть без
музыки. Упражнения раздела 4 стимулируются бодрыми, призывными звуками музыкального произведения «Вместе весело шагать» (В Шаинский – М.Матусовский). Продолжительность звучания – 3 мин 20 сек.
3 |
2 – и.п. 3 – тоже в другую сторону 4 – и.п.
1 – руки вверх, шаг левой ногой в сторону. 2 – и.п. 3 – руки вверх, шаг правой ногой в сторону. 4 – и.п.
1-3 – наклон влево, левую руку на пояс, правую за голову. 4 – и.п. 1-3 – тоже в другую сторону. 4 – и.п.
1 – поворот налево, полуприсед, наклон головы в левую сторону, руки в сторону. 2 – и.п. 3 – тоже в другую сторону 4 – и.п.
1 – руки вверх, шаг левой ногой в сторону. 2 – и.п. 3 – руки вверх, шаг правой ногой в сторону.
1–
наклон туловища вперед в 2 – наклон туловища вперед 3 –
наклон туловища вперед в 1 |
20 сек. 3 мин
30 сек 2 раза 2 раза 5 раз 2 раза 2 раза 5 раз 2 |
По окончании
данного произведения в музыкальном
сопровождении следует 20- секундная
пауза, во время которой учитель
без излишней звуковой конкуренции
осуществляет запланированное перестроение
и дает необходимые устные указания
к выполнению общеразвивающих упражнений
на месте. В
комплексе музыкально 1) Песенка Красной Шапочки По окончании
музыкального произведения подготовительная
часть завершается и магнитофон
выключается. |
1 – тоже в правую сторону 2 – вперед 3 – в левую сторону 4 – поворот в левую сторону, руки в сторону.
1 – шаг левую сторону, левую руку вверх. 2 – о.с., полуприсед, руки вперед 3 – шаг в левую сторону, правую руку вверх. 4 – о.с., полуприсед, руки вперед Тоже выполнить в правую сторону
1 –
наклон вперед в левую сторону, 2 – наклон вперед, касаясь руками пола. 3 -
наклон вперед в правую 4 – и.п.
1 – выпад в левую сторону, руки в сторону. 2 – и.п. 3 - выпад в правую сторону, руки в сторону. 4 – и.п.
1 – выпад в перед, руки в перед. 2 – и.п. 3 - выпад в перед, руки в перед. 4 – и.п.
1 – наклон вперед, касаясь руками пола 2 – упор присев, руки вперед 3 – наклон вперед, касаясь руками пола 4 – и.п.
1-4 – приставные прыжки в левую сторону, на 4 - хлопок рукой. Тоже самое в другую сторону 1-4 –
поворот в левую сторону,
1 |
4 раза 5 раз 2 раза 2 раза 4 раза 5 раз 2 |
3 |
Краткое объяснение содержания и порядка предстоящей работы под музыку.
Заключительная часть
|
25 мин. 8 мин 1 мин. 2 серии 2 серии 2 серии 5 мин 1 мин |
В связи с правилом дискретного применения функциональной музыки и обилием трудно совместимых с ней устных объяснений и корректирующих замечаний учителя, упражнения разделов 1-3 основной части урока осуществляются в обычных условиях. Поэтому эти упражнения я не раскрываю. Прыжки
со скакалкой стимулируются
Между музыкальными произведениями следует минутная пауза, во время которой учитель может сделать те устные замечания и уточнения, в которых возникает необходимость. По завершению
последней серии прыжков синхронно
заканчивается и их музыкальное сопровождение,
после чего в обычных условиях осуществляется
переход к заключительной части урока. Для более быстрого приведения организма учащихся в относительно спокойное состояние упражнения разделов 2-4 заключительной части урока сопровождаются плавной, непроизвольно успокаивающей мелодией вальса «Школьные годы» Время звучания – 3 мин 45 сек |