Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, исходя из актуальности темы сформулирована цель курсовой работы: изучить особенности музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Задачи работы:
1. Раскрыть физиологические основы влияния музыки на организм занимающихся.
2. Рассмотреть жанры музыки, используемых для сопровождения движений.
3. Раскрыть основы методики использования музыки на уроках физкультуры.

Оглавление

Введение................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыки на занятиях физическими упражнениями..................................................................
5
1.1. Роль музыки в повышение эмоционального состояния школьников на занятиях.........................................................................
5
1.2. Организация прикладного использования функциональной музыки в процессе физического воспитания школьников..............................................................................................

10
1.2.1. Встречающая музыка ........................................................ 10
1.2.2. Музыка врабатывания........................................................ 11
1.2.3. Лидирующая музыка.......................................................... 15
1.2.4. Успокаивающая музыка..................................................... 18
1.2.5 Провожающая музыка......................................................... 19
Глава 2. Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников..................................................
20
2.1. Основные принципы применения функциональной музыки.......................................................................................................
20
2.2. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе.................................................................
24
Выводы..................................................................................................... 30
Литература..................................

Файлы: 1 файл

Использов.музыки в ФВ, И.П., 2007.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Выводы

     1. Музыкальные воздействия на физиологическом и низшем психическом уровнях восприятия осуществляются через внешнюю (физическую) сторону музыкальной формы. К ней относятся смена тембров, направление мелодического движения и его рисунков (плавный, скачкообразный), динамическая кривая (изменение громкости), темп и общий характер ритмики. Эта сторона музыкальной формы может оказывать эмоциональное воздействие лишь своим общим звучанием, без понимания его смыслового содержания. Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоциональное состояние как процесс движения, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций. С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка может успешно отражать и передавать самые различные настроения

      2. Музыка является эффективным средством повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры. Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности. Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания, выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока, во время совершенствования ранее изученных  упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление  в заключительной части урока.

      3. Оптимальная система музыкальной стимуляции традиционного 40– минутного урока  осуществляется в форме  трансляции на место занятий ограниченных (по 5 –10 минут) автономных сеансов: музыки врабатывания- для повышения эффективности вводной части урока; лидирующей музыки – для активизации уставших учащихся в основной части урока; успокаивающей музыки – для оптимизации заключительной части урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Андерсон Н. «Суэт системз» // Материалы семинара подготовки инструкторов по аэробике. - М.: Национальная школа аэробики. 1990.
  2. Герасимова Е., Романенко И. Аэробика для малышей. // Физкультура и спорт. 1996, № 9. - С. 18— 19.
  3. ГригоренкоА., Лин И. Тренировочная нагрузка на занятиях по базовой аэробике. //Аэробика. 1999, № 2.- С. 2— 11.
  4. Иванова О.А. Танцевальные упражнения в американской аэробике. // Учебное пособие. -М.: НПЦ ЦНИИ «Спорт» Гос-комспортСССР. 1990. - 34 с.
  5. Каджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. — М.: Физкультура и спорт. 1987. - 64 с.
  6. КрючекЕ.С. КудашоваЛ.Т., СомкинА.А.,Малышева О.М. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе. // Учебное пособие.С-Пб.: СПбГАФК им.П-.Ф.Лесгафта. 1994. - 76 с.
  7. Назаренко Л.Д., Игнатьева Ж.А. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности /Физическая культура // Детский тренер (журнал в журнале). – М. ФИС, 2001. - №1. – С. 21-24.
  8. Нестерова Т.В., Овчинникова Н.А. Теория и методика преподавания аэробики // Методические материалы. - Киев: УГУФВС.1998.-ЗЗс.
  9. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика // Учебное пособие. — М.: Просвещение.,1989.-175с.
  10. Селуянов В.Н. Теория оздоровительной физической культуры. //Теория и практика физической культуры. 1994, - № 3.
  11. Сиднева Л.В. Фанданс аэробикс. Методическое пособие. — М.: ФАР, 1997.
  12. Столбова Т.Г., Иванова О.А. Построение танцевальных комбинаций в аэробике (по материалам видеозаписи учебной программы калифорнийского клуба «Кирпичные тела» -США). — М.: Гос.ком. спорт СССР, 1989. - 30 с.
  13. Филиппова Ю. С. Оздоровительная аэробика // Методическое пособие. — Новосибирск, 1995. - 41 с.
 
 

Приложение 

План- конспект

урока по гимнастике для  учащихся 3 класса

с использованием функциональной музыки 

     Задачи урока:

  1. Акробатика (разучить технику кувырка назад).
  2. Равновесие (закрепить умение ходить по бревну).
  3. Развитие, двигательных качеств (прыжки через скакалку).                                                                                                                                                              

         Продолжительность  урока – 40 минут.

     Место проведения – спортивный зал школы.

         Инвентарь и оборудование – гимнастические маты, бревно, скамейки,                                                                                                                                                                магнитофон, кассета со звукозаписью программы музыкальной стимуляции  данного урока.

Содержание урока Дозировка упражнений Методические  указания
1 2 3
Подготовительная  часть
  1. Построение учащихся.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Сообщение задач урока. Краткие инструкции о порядке проведения уплотненной  разминки под музыку методом показа.
  2. Строевые упражнения: повороты на месте налево, направо, кругом.
  3. Ходьба, ходьба на носках, на пятках, переходящая в бег умеренного темпа, ходьба.
 
 

1

10 мин.

20 сек. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 мин. 
 
 
 
 

30 сек. 
 

3 мин. 20 сек 
 
 
 
 

2

 
Для более  успешного, чем обычно, переключения внимания учащихся и возбуждения у них положительного эмоционального настроя с самого начала урока построение осуществляется по выразительным, заранее оговоренным позывным: фрагмент музыкального вступления из мультфильма «Бременские музыканты» (Г.Гладков – Ю.Энтин). Время звучания – 20 секунд. 

В связи  с трудностью и вредностью совершения рабочих разговоров с восприятием  музыки упражнения разделов 2 -3 проводятся в обычных условиях, то есть без  музыки. 
 
 
 
 

Упражнения  раздела 4 стимулируются бодрыми, призывными звуками музыкального произведения «Вместе весело шагать» (В Шаинский – М.Матусовский). Продолжительность звучания – 3 мин 20 сек.

 

3

  1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (интервал и дистанция – 1,5 м) для общеразвивающих упражнений на месте. Остановка и поворот налево.
  2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте:
  3. И.п. – о.с., руки на пояс.
    1 – поворот  налево, полуприсед, наклон головы  в левую сторону.

    2 –  и.п.

    3 –  тоже в другую сторону

    4 –  и.п.

  1. И.п. – о.с., руки на пояс.

    1 –  руки вверх, шаг левой ногой  в сторону.

    2 –  и.п.

    3 –  руки вверх, шаг правой ногой  в сторону.

    4 –  и.п.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в сторону.

    1-3 –  наклон влево, левую руку на  пояс, правую за голову.

    4 –  и.п.

    1-3 –  тоже в другую сторону.

    4 –  и.п.

  1. И.п. – о.с., руки на пояс.

    1 –  поворот налево, полуприсед, наклон головы в левую сторону, руки в сторону.

    2 –  и.п.

    3 –  тоже в другую сторону

    4 –  и.п.

  1. И.п. – о.с., руки на пояс.

    1 –  руки вверх, шаг левой ногой  в сторону.

    2 –  и.п.

    3 –  руки вверх, шаг правой ногой  в сторону.

  1. И.п. – стойка ноги врозь.

    1–  наклон туловища вперед в левую  сторону, левая рука перед лбом, правая за спиной.

    2 –  наклон туловища вперед

    3 –  наклон туловища вперед в правую  сторону.

1

20 сек. 
 
 
 
 
 
 

3 мин  30 сек 
 

2 раза 
 
 
 

2 раза 
 
 
 
 

5 раз 
 
 
 
 

2 раза 
 
 
 
 

2 раза 
 
 
 

5 раз 
 
 
 
 

2

По окончании  данного произведения в музыкальном  сопровождении следует 20- секундная  пауза, во время которой учитель  без излишней звуковой конкуренции  осуществляет запланированное перестроение и дает необходимые устные указания к выполнению общеразвивающих упражнений на месте. 
 
 
 

 В  комплексе музыкально стимулируемых  ОРУ целесообразно включать упражнения, не требующие специального разучивания  и выполняемые сразу же по  мере их показа. По предварительной  договоренности показ учителем  первых циклов предстоящего упражнения является условным сигналом учащимся для безостановочного перехода к его выполнению, продолжающемуся до показа следующего упражнения и т. д. общеразвивающие упражнения из раздела 6  стимулируются музыкальным произведением энергичного характера с четким ритмом:

1) Песенка  Красной Шапочки  

По окончании  музыкального произведения  подготовительная часть завершается и магнитофон выключается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 – поворот  в правую сторону, руки в  сторону.

    1 –  тоже в правую сторону

    2 –  вперед

    3 –  в левую сторону

    4 –  поворот в левую сторону, руки  в сторону.

  1. И.п. – о.с., руки вперед

    1 –  шаг левую сторону, левую руку  вверх.

    2 –  о.с., полуприсед, руки вперед 

    3 –  шаг в левую сторону, правую  руку вверх.

    4 –  о.с., полуприсед, руки вперед

    Тоже  выполнить в правую сторону

  1. И.п. – стойки ноги врозь, руки в сторону.

    1 –  наклон вперед в левую сторону,  касаясь руками пола.

    2 –  наклон вперед, касаясь руками  пола.

    3 -  наклон вперед в правую сторону,  касаясь руками пола.

    4 –  и.п.

  1. И.п. – о.с., руки на пояс

    1 – выпад в левую сторону, руки в сторону.

    2 –  и.п.

    3 - выпад  в правую сторону, руки в  сторону.

    4 –  и.п.

  1. И.п. – о.с., руки на пояс

    1 –  выпад в перед, руки в перед.

    2 –  и.п.

    3 - выпад  в перед, руки в перед.

    4 –  и.п.

  1. И.п. – о.с., руки на пояс.

    1 –  наклон вперед, касаясь руками пола

    2 –  упор присев, руки вперед

    3 –  наклон вперед, касаясь руками  пола

    4 –  и.п.

  1. И.п. –о.с., руки на пояс

    1-4 –  приставные прыжки в левую  сторону, на 4 - хлопок рукой.

    Тоже  самое в другую сторону

    1-4 –  поворот в левую сторону, хлопок  рукой (тоже в другую сторону) 

     

    1

 
 
 
 
 
 
4 раза 
 
 
 
 
 

5 раз 
 
 
 
 
 

2 раза 
 
 
 
 

2 раза 
 
 
 

4 раза 
 
 
 
 

5 раз 
 
 
 
 
 
 

2

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
    Основная  часть 
  1. Акробатика. Изучение техники кувырка назад.
  2. Игровая разрядка – «Ловкое выведение из равновесия»
  3. Равновесие. Закрепление умения ходить по бревну большими шагами.
  4. Развитие двигательных качеств в прыжках через скакалку.

    Краткое объяснение содержания и порядка предстоящей  работы под музыку.

    1. И.п. – о.с., скакалка сзади, держа ее согнутыми руками за концы. Прыжки со скакалкой, чередуя способы, - на двух ногах с промежуточным прыжком и без промежуточного прыжка, гарцующий бег на месте;
    2. И.п. – тоже. Прыжки со скакалкой, продвигаясь вперед с одной ноги на другую по прямой линии;
    3. И.п. – тоже. Прыжки со скакалкой, продвигаясь вперед с одной ноги на другую по кругу.
 

Заключительная  часть

    1. Лаконичное пояснение по выполнению упражнений заключительной части под музыку.
    2. Ходьба с выполнением движений в темпе музыки.
    3. Ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями.
    4. Ходьба в сочетании с упражнениями на расслабление утомленных мышечных групп:
    5. Подведение итогов урока. Задание на дом. 
25 мин. 
 
 
 
 
 

8 мин 
 

1 мин. 
 
 

2 серии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 серии 
 
 
 

2 серии 
 
 
 

5 мин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 мин

 
В связи  с правилом дискретного применения функциональной музыки и обилием трудно совместимых с ней устных объяснений и корректирующих замечаний учителя, упражнения разделов 1-3 основной части урока осуществляются в обычных условиях.  Поэтому эти упражнения я не раскрываю.

 Прыжки  со скакалкой стимулируются двумя  музыкальными произведениями соответствующего  характера (из популярных для  детей этого возраста мультфильмов):

    1. «Песенка крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка» время звучания – 3 мин. 30 сек.
    2. «Голубой вагон» из мультфильма «Старуха Шапокляк» Время звучания – 3 мин 30 сек.

Между музыкальными произведениями следует  минутная пауза, во время которой  учитель может сделать те  устные замечания и уточнения, в которых  возникает необходимость.

По завершению последней серии прыжков синхронно заканчивается и их музыкальное сопровождение, после чего в обычных условиях осуществляется переход к заключительной части урока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Для более  быстрого приведения организма учащихся в относительно спокойное состояние  упражнения разделов 2-4 заключительной части урока сопровождаются плавной, непроизвольно успокаивающей мелодией вальса «Школьные годы» Время звучания – 3 мин 45 сек

Информация о работе Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников