Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, исходя из актуальности темы сформулирована цель курсовой работы: изучить особенности музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Задачи работы:
1. Раскрыть физиологические основы влияния музыки на организм занимающихся.
2. Рассмотреть жанры музыки, используемых для сопровождения движений.
3. Раскрыть основы методики использования музыки на уроках физкультуры.

Оглавление

Введение................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыки на занятиях физическими упражнениями..................................................................
5
1.1. Роль музыки в повышение эмоционального состояния школьников на занятиях.........................................................................
5
1.2. Организация прикладного использования функциональной музыки в процессе физического воспитания школьников..............................................................................................

10
1.2.1. Встречающая музыка ........................................................ 10
1.2.2. Музыка врабатывания........................................................ 11
1.2.3. Лидирующая музыка.......................................................... 15
1.2.4. Успокаивающая музыка..................................................... 18
1.2.5 Провожающая музыка......................................................... 19
Глава 2. Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников..................................................
20
2.1. Основные принципы применения функциональной музыки.......................................................................................................
20
2.2. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе.................................................................
24
Выводы..................................................................................................... 30
Литература..................................

Файлы: 1 файл

Использов.музыки в ФВ, И.П., 2007.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, осуществляется переключение функционального состояния организма на новые уровни жизнедеятельности, соответствующие возникшему эмоциональному состоянию.

     Экспериментально  установлено, что во время работы положительные эмоции снижают объективные  и субъективные симптомы утомления, стимулируют внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Эмоциональная активация приводит к повышению уровня максимальных возможностей организма, вызывает вдохновение, творческий подъем, неожиданно порождает долгожданные идеи, догадки и ассоциации. Эмоциональная мобилизация и напряжение сил организма дают нервным клеткам такой   высокий  стимул  деятельности,   который   намного превосходит сознательные, волевые команды.

     Таким образом, при эмоциональном воздействии  на двигательную активность занимающегося физическими упражнениями психофизиологическая стимуляция работоспособности осуществляется посредством  повышения лабильности  корковых  центров, оптимизации энергообеспечения и ускорения восстановительных процессов.

     Целенаправленно организованная музыка, неся заряд положительных эмоций, улучшает настроение, содействует предупреждению утомления и снижению психического напряжения спортсменов. Воздействуя, прежде всего на психику, центральную нервную систему спортсмена, музыка через них опосредованно влияет на спортивную работоспособность.

     1.2. Организация прикладного  использования функциональной  музыки в процессе  физического воспитания  школьников

     1.2.1. Встречающая музыка 

     Встречающая музыка — это своеобразный музыкальный заслон от неприятных эмоций, переживаний и впечатлений, которые ученики не должны нести с собой на урок  во  избежание   снижения  ее  эффективности.

     Задачи  этой разновидности функциональной музыки таковы: поднять настроение, снять возможное чувство пресыщения или усталости, эмоционально взбодрить школьника и одновременно разгрузить его нервную систему от предшествующего нежелательного психоэмоционального напряжения. Начинается встречающая музыка на перемене, заканчивается по звонку на урок.

     Для решения поставленных выше задач встречающая музыка в самом начале отражает спокойный, неторопливый характер ритмики прибывающих на урок школьников. Через 2—3 мин она приобретает призывный, устремленный, импульсивный, маршеобразный характер, дает занимающимся яркие и свежие впечатления. Включаемые в нее легкие, игривые звуки танцевальных мелодий настраивают слушателей на безмятежный лад, а твердые, поступательные аккорды спортивного или военного марша заставляют подтянуться, приосаниться, поднимают душевные силы и приводят их в четко ритмизированную организацию.

     Коммуникативные свойства встречающей музыки проявляются в ясности, живости, завлекательности изложения, поддерживающих у спортсмена высокий тонус восприятия. Гармонические и ладомелодические тяготения в отобранных произведениях передают ощущения стремления, влечения, желания активной деятельности.

     Начинать  трансляцию встречающей музыки целесообразно со спокойного музыкального произведения, после которого можно включать марши или маршеобразные спортивные и молодежные песни с веселыми и бодрящими сюжетами и танцевальные мелодии.

     В связи с тем что в задачи встречающей музыки еще не входит точное согласование движений с ритмом воспринимаемой музыки, в применяемых музыкальных сочинениях можно использовать самые широкие ритмические группы. Лучше всего их исполнять в темпах:

- Умеренно медленный темп, соответствующий спокойному шагу.

- Немного  быстрее

- Умеренный, энергичный темп.

- Сдержанный темп.

- Подвижный темп.

- Оживленный темп.

- Умеренно быстрый, веселый темп.

     Методика  использования встречающей музыки включает в себя ряд психологических приемов, связанных с отвлечением внимания, изменением эмоционально окрашенных представлений, направленностью мыслей. Это осуществляется с помощью целенаправленного использования богатой палитры средств музыкальной выразительности  и  специально  подобранных  слов   (текстов песен), несущих сенсорную и вербальную информацию на требуемую тему. Содержание музыкальных произведений, придавая отраженным в них явлениям ту или иную эстетическую значимость, тонко и ненавязчиво направляет ценностную ориентацию спортсмена в нужное тренеру русло, детерминирует содержание его сознания в требуемом направлении.

     1.2.2. Музыка врабатывания 

     В связи с психофизиологическими  особенностями деятельности человеческого организма начальный период урока характеризуется пониженной работоспособностью, а ритмика двигательной деятельности в это время не совпадает с ритмикой учебного процесса. Понятно, что эти факторы осложняют процесс проведения урока и требуют соответствующей профилактики.

     Чтобы облегчить и ускорить врабатывание, используется специальная разновидность функциональной музыки, способствующая возбуждению двигательной деятельности и гармоническому поведению всего организма к высоким физическим нагрузкам в основной части занятия.

     Задачи  музыки врабатывания — настроить  двигательный аппарат школьников на ритм учебного процесса, внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекательности и комфорта, содействовать более эффективному решению задач вводной части урока.

     Первые  аккорды музыки врабатывания, имеющие  светлую окраску звучания (мажорную), раздаются в момент начала вводной части урока и может продолжаться до ее окончания.

     Музыкальная программа этого периода комплектуется  в основном спортивными, народными и эстрадно-танцевальными мелодиями с четким и ясным ритмическим рисунком, соответствующим ритмическим особенностям выполняемых упражнений, а также произведениями декламационного, повествовательного характера, кипуче-энергичными или мужественно-суровыми, заставляющими сосредоточиться на выполняемых движениях и соразмерить их с воспринимаемой музыкой.

     Музыкальная форма подсознательно вынуждает занимающихся «укладывать» определенные элементы выполняемых упражнений в строгие рамки времени, ограниченные музыкальным мотивом и фразой или музыкальным предложением, синхронизировать целостный двигательный акт с определенным числом музыкального счета.

     Динамические  оттенки в функциональной музыке (нарастание или ослабление громкости, плавность или прерывистость звучания и т.д.) стимулируют степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость двигательных действий.

     Возникающая гармония музыки и пластики тела, порождая четкость, выразительность и грациозность движений, доставляет школьникам эстетическое удовольствие, усиливает мотивацию к активизации разминки, от которой в немалой степени зависит эффективность всего урока. Естественно, что музыка с завуалированным ритмом или с неясной выраженной мелодией для разминки непригодна.

     Особенности подбираемого для стимуляций разминки музыкального материала характеризуется  яркостью и логичностью структурных построений, равными по продолжительности, преимущественно короткими музыкальными фразами, четким членением на мотивы.

     Наиболее  предпочтительные темпы исполнения произведений музыки врабатывания —  живой темп; очень живой темп; быстрый темп. Медленные темпы здесь применяются гораздо реже, в основном по желанию учителя. Смена темпов исполнения музыкальных произведений отражает запланированную тренером динамику темпов тренировочного занятия.

     Структура и содержание музыки врабатывания в  значительной мере обусловливаются задачами вводной части урока, составом и последовательностью выполняемых в ней упражнений.

     Согласно  теории физического воспитания и  спорта задачи вводной части урока физкультуры обычно решаются путем выполнения легко дозируемых, доступных и не требующих большого внимания двигательных актов, преимущественно циклического характера, для стимуляции которых подбирается соответствующая функциональная музыка.

     Всевозможные  разминочные разновидности ходьбы (обычная, строевая, спортивная, на носках и пятках, с высоким подниманием  бедра, приставным и скрестным шагом, в полуприседе и приседе и т.д.), а также различные гимнастические упражнения в ходьбе хорошо стимулируются походными маршами или подходящей маршеобразной музыкой. Музыкальные произведения этих жанров отличаются четким ритмом и строгим постоянством темпа. Им свойствен бодрый, мужественный, активный характер. Помимо организации движения они призваны вселять в спортсменов бодрость и спортивный настрой. Музыкальные произведения этого типа имеют характерные ритмические рисунки, ведущие происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов. Им присущи острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты отрывистого и плавного движения. Эти музыкальные произведения обычно выдержаны в размере 2/4 и 4/4. Темпы их исполнения зависят от требуемого темпа ходьбы (медленная, ходьба — 50—60 шагов в минуту, умеренная ходьба — 100, бодрая строевая маршировка — 120, быстрая ходьба— 150).

     Разнообразные прыжки на месте и в движении, на одной или двух ногах сопровождаются яркой танцевальной музыкой в  размерах 2/4 и 4/4. Частые и небольшие прыжки поддерживаются музыкой типа польки, а затянутые, щирокие или высокие прыжки — музыкой типа гавота.

     При выполнении общеразвивающих и специальных  упражнений оптимальная музыкальная  стимуляция при врабатывании строится следующим образом:

     1. Упражнения, характеризующиеся закругленностью  линий, мягкостью переходов, плавностью  и широтой амплитуды движения (сюда относится большинство упражнений для развития гибкости и силы, выполняемых в медленном или умеренном темпе), стимулируются музыкой трехдольного размера, типа вальса, в темпе 50— 100 ММ.

     2. Упражнения порывистого, рывкообразного  характера, с четкими переходами  или с акцентами усилия на  определенную фазу движения (к ним относится большинство скоростно-силовых упражнений, а также упражнения на растягивание мышц и суставных связок, осуществляемые рывками в энергичном темпе, например взмахи рук, ног, наклоны и повороты туловища, головы, пружинистые приседания, выпады, смена ног в выпаде и т. п.) стимулируются музыкой четырехдольного размера, типа марша, в темпе 120—160 ММ. Характерное для произведений этого типа отчетливое подчеркивание сильных долей такта рефлекторно активизирует акцентирование мышечного усилия в соответствующей фазе двигательного акта.

     3. Быстрые и короткие движения (махи, резкие поворот» туловища или головы, движения кистей, стоп, сгибания, и разгибания рук, ног, повороты рук в плечевых суставах, повороты ног в тазобедренных суставах и. т.д.) стимулируются музыкой двухдольного размера, типа польки, в темпе 180—200 ММ.

     Для повышения эффективности вводной части урока в функции музыки врабатывания входит и управление направленностью внимания школьников. Музыка, сначала максимально отвлекает их внимание от всего постороннего и ненужного, а затем постепенно высвобождает и переключает на выполнение упражнения, заставляет активно участвовать в уроке. Это осуществляется с помощью целенаправленной группировки подобранного музыкального материала.

     В  первую половину или 2/з вводной части урока музыка врабатывания включает более яркие новые вокально-инструментальные произведения, привлекающие внимание тренирующихся. Затем, идут песни со словами на иностранных языках, не понятных  занимающимся. В заключение музыка врабатывания строится лишь на знакомой инструментальной музыке, не сопровождаемой вербальной информацией.

     Таким методическим приемом внимание занимающихся, ранее занятое восприятием и осмысливанием сравнительно более интересных и информативных музыкальных произведений, постепенно высвобождается и переключается на выполнение конкретных задач учебного процесса. Музыка же продолжает реализацию своих основных функций через мелодию, гармонию и ритм, воздействующих на моторику школьников, не отвлекая их сознания на новизну музыкальной информации или осмысливание слов текста.

     1.2.3. Лидирующая музыка 

     В практике физического воспитания в первой половине основной части урока или учебно-тренировочного занятия обычно решаются наиболее сложные педагогические задачи, связанные с ознакомлением и детализированным разучиванием принципиально нового материала, овладением действиями большой координационной сложности, обилием теоретической информации и речевых контактов педагога с учениками. Уровни их работоспособности и занятости внимания в этот период весьма высоки, двигательная активность чаще всего ритмически не регламентирована, поэтому музыкальная стимуляция в это время затруднительна и не очень нужна.

     Гораздо более благоприятные условия  для музыкальной стимуляции создаются во второй половине основной части урока при совершенствовании двигательных навыков, когда основные волевые усилия и внимание занимающихся направлены не на способ, а на скорость выполнения заданных движений. Учебный процесс нередко протекает в определенном ритме, с выдерживанием заданного учителем темпа, запланированной скорости задуманного режима мышечных напряжений и расслаблений.

Информация о работе Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников