Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, исходя из актуальности темы сформулирована цель курсовой работы: изучить особенности музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Задачи работы:
1. Раскрыть физиологические основы влияния музыки на организм занимающихся.
2. Рассмотреть жанры музыки, используемых для сопровождения движений.
3. Раскрыть основы методики использования музыки на уроках физкультуры.

Оглавление

Введение................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыки на занятиях физическими упражнениями..................................................................
5
1.1. Роль музыки в повышение эмоционального состояния школьников на занятиях.........................................................................
5
1.2. Организация прикладного использования функциональной музыки в процессе физического воспитания школьников..............................................................................................

10
1.2.1. Встречающая музыка ........................................................ 10
1.2.2. Музыка врабатывания........................................................ 11
1.2.3. Лидирующая музыка.......................................................... 15
1.2.4. Успокаивающая музыка..................................................... 18
1.2.5 Провожающая музыка......................................................... 19
Глава 2. Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников..................................................
20
2.1. Основные принципы применения функциональной музыки.......................................................................................................
20
2.2. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе.................................................................
24
Выводы..................................................................................................... 30
Литература..................................

Файлы: 1 файл

Использов.музыки в ФВ, И.П., 2007.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы использования  музыки на занятиях физическими упражнениями..................................................................  
5
     1.1. Роль музыки в повышение эмоционального  состояния школьников на занятиях.........................................................................  
5
     1.2. Организация прикладного использования  функциональной музыки в процессе  физического воспитания школьников..............................................................................................  
 
10
     1.2.1. Встречающая музыка  ........................................................ 10
     1.2.2. Музыка врабатывания........................................................ 11
     1.2.3. Лидирующая музыка.......................................................... 15
     1.2.4. Успокаивающая музыка..................................................... 18
     1.2.5 Провожающая музыка......................................................... 19
Глава 2. Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников..................................................  
20
     2.1. Основные принципы применения  функциональной музыки.......................................................................................................  
20
      2.2. Методические особенности использования  музыки на уроках физкультуры  в школе.................................................................  
24
Выводы..................................................................................................... 30
Литература................................................................................................ 32
Приложение.............................................................................................. 33
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность. Одним из действенных средств, способствующих пошению эффективности уроков физической культуры в школе, может служить функциональная музыка, под которой понимаются специально подобранные музыкальные произведения различных жанров, призванные направленно стимулировать и регулировать деятельность рабочих функций и психических состояний школьника в процессе урока.

      Функциональная  музыка призвана стимулировать работу и психическое состояние  в процессе урока физической культуры, так как настоящее время музыка занимает среди пристрастий молодежи одной из первых мест.

     Музыка  используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно  повторяемых движений; как лидер задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка может быть использована и как фактор обучения, т. к. движения легче запоминаются.

     С позиции современных научных  знаний ослабить или предупредить отрицательное  влияние монотонии можно путем  систематического нарушения или  видоизменения привычного однообразия ощущений и впечатлений от традиционно выполняемой деятельности.

     Использование музыки весьма перспективно потому, что в необходимый момент под ее влиянием на фоне передаваемых положительных эмоций и ритмических пульсаций можно существенно интенсифицировать учебно-тренировочный процесс и повысить работоспособность занимающихся на уроке физической культуры, минуя сопутствующие психические перенапряжения и связанные с ними отрицательные последствия.

     В целом возможности полезного  использования функциональной музыки в процессе физического воспитания школьников и в спортивной деятельности довольно объемны и разнообразны, но ее практическое применение требует строгого научно обоснованного подхода, с дифференцированным учетом прежде всего специфических особенностей урока физической культуры, педагогических задач озвучиваемого движения и личностных характеристик конкретных слушателей музыки (уровня их общей и музыкальной культуры, потребностей, запросов, интересов и т.д.).

     До  настоящего времени большим препятствием для массового распространения функциональной музыки в в школе являлось отсутствие в литературе теории механизмов ее воздействия на психическую и физическую дееспособность школьников. Без достаточного глубокого знания хотя бы основных психофизических закономерностей влияния музыки на деятельность нервной системы и рабочих функций организма при занятиях физическими упражнениями практикам вряд ли можно было серьезно рассчитывать на извлечение максимальной пользы от данного нововведения.

     Объект  исследования: роль музыки в физическом воспитание школьников.

     Предмет исследования: методика использования музыки на уроках физической культуры в школе.

     Таким образом, исходя из актуальности темы сформулирована цель курсовой работы: изучить особенности музыкального сопровождения на уроках физической культуры.

     Задачи  работы:

     1. Раскрыть физиологические основы  влияния музыки на организм  занимающихся.

     2. Рассмотреть жанры музыки, используемых  для сопровождения движений.

     3. Раскрыть основы методики использования  музыки на уроках физкультуры. 

      Глава 1. Теоретические  основы использования  музыки на занятиях физическими упражнениями

     1.1. Роль музыки в  повышение эмоционального  состояния школьников  на занятиях

     Слушая  музыку, человек порой незаметно  для себя начинает испытывать выражаемые в ней чувства и настроения. Так, не имея особых причин для радости, слушатель музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинает его ощущать в себе самом. Происходит это потому, что музыка обладает специфическим свойством моделировать наши эмоциональные состояния.

     Моделирование эмоциональных состояний в музыке опирается на исторический опыт человека выражать и передавать свои эмоции окружающим прежде всего с помощью соответствующих звуков и движений. В некоторых отношениях музыка подобна интонациям речи, вздохам, модуляциям произносимых звуков, передающим эмоциональное отношение говорящего через изменения высоты, громкости, тембра и других характеристик звучания голоса.

      В литературе подчеркивается, что механизм воздействия музыки на занимающихся определяется следующими факторами:

     1)  способности музыки вызывать  у слушателей необходимые эмоциональные состояния, мысли, представления, психологические установки и действия;

     2)   рефлекторного изменения функциональных  отправлений организма согласно вызванному эмоциональному состоянию;

     3) музыкальной стимуляции и регуляции  двигательной деятельности и  различных ритмических процессов  в организме спортсмена.

     Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоциональное состояние как процесс движения, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций. С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка может успешно отражать и передавать самые различные настроения — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; интеллектуальные и волевые процессы— решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность; обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, пассивность,    наполненность,    широту,    пространственнасть; самые разнообразные характеристики движений — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые; степень мышечного напряжений и т. д.

     По  физиологическому закону соощущения (синестезии) в результате взаимодействия анализаторов в центральной нервной системе  восприятие определенных звуков может вызвать у слушателя зрительные образы (фотизмы). Кроме того, звуковые раздражения способны вызывать у некоторых людей параллельные вкусовые и осязательные, температурные ощущения.

     По  данным физиологии, такое взаимодействие в мозговых отделах анализаторов обеспечивается переходом возбуждения с афферентных путей одного анализатора на афферентные пути другого. Например, в зоне четверохолмия среднего мозга и коленчатых тел промежуточного мозга возможна иррадиация возбуждения со слуховых путей на зрительные пути. Благодаря жизненному и эстетическому опыту человека, приобретаемому в онтогенезе, музыка может порождать у слушателя зрительные образы конкретных явлений окружающего мира, воплощенных в музыкальных изображениях, передающих чувственные признаки этих явлений. Образные картины возникают в сознании слушателя с помощью ассоциаций (раскаты грома — картина грозы, шум прибоя — картина крутого морского берега и разбивающихся о него волн), аналогий (широкий ход в мелодии — представление о просторе) и синестетических связей слуховых ощущений со зрительными, осязательными и другими ощущениями.

     На  основании этого, в частности, высокие  звуки субъективно ощущаются  острыми, тонкими, легкими, светлыми, а  низкие — тупыми, толстыми, тяжелыми, темными.

     Каждое, даже изолированное музыкальное  созвучие вызывает у человека определенную психофизиологическую реакцию: удовольствия или неудовольствия, возбуждения  или успокоения, напряжения или расслабления, различные пространственные ассоциации и синестетические ощущения (тяжести или легкости, темноты или света, тепла или холода и т. п.). Разнообразное сочетание этих компонентов в целостных организованных музыкальных структурах значительно раздвигает масштабы целенаправленных музыкальных воздействий на занимающегося.

     Музыкальные формы позволяют действовать  на организм слушателя на физиологическом, низшем и высшем психическом уровнях восприятия.

     Музыкальные воздействия на физиологическом  и низшем психическом уровнях  восприятия осуществляются через внешнюю  (физическую) сторону музыкальной формы. К ней относятся смена тембров, направление мелодического движения и его рисунков (плавный, скачкообразный), динамическая кривая (изменение громкости), темп и общий характер ритмики. Эта сторона музыкальной формы может оказывать эмоциональное воздействие лишь своим общим звучанием, без понимания его смыслового содержания.

     Воздействие музыки на высшем психическом уровне восприятия осуществляется через внутреннюю (языковую) сторону музыкальной формы, включающую в себя осмысленные звукосопряжения (мелодические, гармонические, ритмические обороты), потенциальные звучания которых в общих чертах уже известны слушателю и вызывают у него сопутствующие представления, объединенные определенной сюжетной линией.

     Для более широкого осмысления заключенных в музыке идей композиторы намеренно выходят за границы чисто инструментальной, не программной музыки и используют в качестве носителя конкретных смысловых понятий слова. Это можно наблюдать в вокальной и программной инструментальной музыке, имеющей определенную поэтическую, картинную или сюжетную программу, раскрывающую запечатленное в ней содержание. С помощью словесного компонента музыка формирует в сознании слушателя новые типы музыкальных образов, более тесно связанных с выражаемыми понятиями и идеями, что заметно обогащает направленное эмоциональное воздействие музыки на занимающегося ребенка.

     По  данным нейрофизиологии, центральный  нервный аппарат эмоций представлен  совокупностью мозговых образований  различных уровней, включая и лимбическую систему (гиппокамп, миндалина, гипоталамус). Лимбические структуры, взаимодействуя с ретикулярной формацией стволовой части головного мозга, образуют центральный нервный субстрат эмоций. При раздражениях этой системы у человека возникают эмоциональные ощущения.

     Физиологическая     характеристика    эмоций     связана прежде всего с распространением возбуждений из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Гипоталамус  определяет первичное биологическое  качество эмоционального состояния и его характерное внешнее выражение, реализуемое на периферии в различных нервных и гуморальных компонентах. При этом подкорковая область мозга является своеобразным энергетическим резервуаром, который в зависимости от качества возникшей в данный момент эмоции вовлекает в деятельность огромные области коры больших полушарий. Стоит в гипоталамусе возникнуть эмоциональному возбуждению, и мгновенно весь организм со всеми его системами и периферическими органами вовлекается в эмоциональное выражение, приводящее к: 1) эмоциональному возбуждению, инициирующему ту внешнюю моторную деятельность организма, которая может удовлетворить возникшую потребность; 2) обеспечению моторной деятельности с помощью экстренной перестройки работы внутренних органов — дыхания, кровообращения, потоотделения, обмена веществ, секреции гормонов и др.; 3) эмоциональному возбуждению активизирующихся рецепторных аппаратов (органы чувств), вовлеченных в деятельность по удовлетворению возникшей потребности.

Информация о работе Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников