Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, исходя из актуальности темы сформулирована цель курсовой работы: изучить особенности музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Задачи работы:
1. Раскрыть физиологические основы влияния музыки на организм занимающихся.
2. Рассмотреть жанры музыки, используемых для сопровождения движений.
3. Раскрыть основы методики использования музыки на уроках физкультуры.

Оглавление

Введение................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыки на занятиях физическими упражнениями..................................................................
5
1.1. Роль музыки в повышение эмоционального состояния школьников на занятиях.........................................................................
5
1.2. Организация прикладного использования функциональной музыки в процессе физического воспитания школьников..............................................................................................

10
1.2.1. Встречающая музыка ........................................................ 10
1.2.2. Музыка врабатывания........................................................ 11
1.2.3. Лидирующая музыка.......................................................... 15
1.2.4. Успокаивающая музыка..................................................... 18
1.2.5 Провожающая музыка......................................................... 19
Глава 2. Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников..................................................
20
2.1. Основные принципы применения функциональной музыки.......................................................................................................
20
2.2. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе.................................................................
24
Выводы..................................................................................................... 30
Литература..................................

Файлы: 1 файл

Использов.музыки в ФВ, И.П., 2007.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     В это время в результате быстро развивающегося утомления у школьников наступает заметное снижение работоспособности и музыкальная стимуляция опять становится не только возможной, но и остро необходимой. Осуществляется она с помощью лидирующей музыки, употребляемой эпизодически, в минуты двигательной деятельности, наиболее удобной для музыкального сопровождения.

     Задачи    лидирующей    музыки — замедлить    процесс развития утомления, повысить работоспособность во время урока.  

     Для решения подобных задач эта разновидность  функциональной музыки используется в  качестве ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому занимающиеся непроизвольно приспосабливают ритмику своих движений. Совпадение важнейшего элемента двигательного акта с музыкальным акцентом повышает красоту и эффективность выполняемого акта и порождает у занимающегося чувство особого удовлетворения, подсознательно побуждающего его к продолжению такой приятной для него синхронизации. При этом выполняемые движения частично освобождаются от жесткого утомительного контроля со стороны психики, они как бы ведутся (лидируются) не столько психическими усилиями исполнителя, сколько музыкой пружинистого, напряженного характера, обеспечивающей более действенное решение поставленной тренером конкретной, педагогической задачи — развития специальной быстроты, ловкости, выносливости и т. п. — с наименьшей затратой собственных сил.

     Ритмические характеристики произведений лидирующей музыки по возможности обусловливаются формой и структурными особенностями стимулируемых двигательных актов и подбираются по тем же критериям, что и в музыке врабатывания. В определенной мере лидирующей музыке присущи средства, возбуждающие психическую и, рабочую активность — секвенции, а также яркие отклонения и модуляции, насыщенность гармоническими тяготениями — динамизм функционального развертывания, четкость мелодических линий.

     Для лидирующей музыки лучше всего использовать сочинения с усиленным акцентированием, подчеркиванием пульса мелодии и сильных метрически опорных долей такта. Последние подчеркиваются определенными музыкальными средствами — ритмической остановкой или энергичным дроблением длительности, вступлением новой гармонии, акцентом громкости, глубоким басом, мелодической вершиной. Для стимуляции двигательной деятельности это очень важно в связи с тем, что сильная доля в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабая доля — с ослаблением мышечного усилия и вдохом.

     Музыкальные темпы лидирующей музыки подбираются  в зависимости от задаваемого  занимающимся темпа и ритмического рисунка движений.

     Восприятие  лидирующей музыки составляет физиологическую  основу непроизвольного переключения свободной части внимания, столь полезного и необходимого для двигательной деятельности.

     Музыкальные произведения должны быть хорошо известны школьникам и передаваться только в инструментальном исполнении во избежание отвлечения сознания на осмысливание слов. Музыка здесь создает лишь общий звуковой фон, Приятный для слуха и легкий для восприятия на непроизвольном уровне. Занимающийся должен слушать ее с удовольствием, но не обращать на нее специального внимания. Идеальной является ситуация, когда школьник во время урока, сам того не замечая, подсознательно начинает про себя воспроизводить в такт музыке мотив или напевать его, при этом не только не отвлекаясь от выполняемых упражнений, а наоборот, усиливая их с помощью лидирующей музыки.

     1.2.4. Успокаивающая музыка

     Успокаивающая музыка применяется в заключительной части урока, где учитель должен обеспечить постепенное направленное снижение функциональной активности занимающихся. Для достижения этой цели используют несложные упражнения циклического характера: различные варианты медленного, расслабленного бега, ходьбы, элементарных движений из избранного вида спорта, танцевальных элементов, упражнений на расслабление скелетной мускулатуры, успокоение дыхания и некоторые другие.

     Сеанс успокаивающей музыки начинается за 5—7 мин до конца урока. Задачи успокаивающей музыки —снятие утомления и нервного напряжения, а также содействие более эффективному решению задач заключительной части урока физкультуры.

     Успокаивающая музыка характеризуется медленным, ровным темпом, плавным, размеренным, уравновешенным движением, тихими, или умеренными звучаниями, мягкой метрической пульсацией, повторяющимися интонационными формулами, успокаивающим, ласкающим слух ритмическим рисунком, отсутствием резких динамических перепадов. Она включает, как правило, задушевные, лирические произведения как в вокальном, так и в инструментальном исполнении, с преобладанием кантилены, передающей нежные и возвышенные эмоции. Требованиям успокаивающей музыки в большей степени отвечают медленные вальсы. Изредка их полезно перемежать с грустными и печальными песнями.  Для этого подбираются достаточно яркие, привлекающие внимание мелодии с длинными музыкальными фразами, без чрезмерного подчеркивания сильных долей.

     В целом в содержании успокаивающей  музыки мелодическое начало явно доминирует над ритмическим. Типичные для заключительной части физкультурного занятия   неторопливые,   свободные,   закругленные   движения занимающихся   хорошо   управляются   плавной,  спокойной музыкой   с    тактовым    размером    3/4.     Весьма результативными для успокоения организма спортсмена оказываются также естественные и изображаемые в музыке, звуки природы: порывы ветра, шелест листвы, шуршание колосьев, пение птиц, крики животных, журчание ручья, звон капели, шум моря или водопада и т. п.

     1.2.5 Провожающая музыка 

     Задачи  провожающей музыки — ускорение  процессов восстановления, переключение внимания и отвлекающий эмоциональный  подъем перед переходом к последующей  деятельности.

     Для успешной реализации этих задач применяются  музыкальные произведения мажорного, ясного, светлого, приподнятого характера, создающие праздничное настроение. Мелодии таких произведений чаще всего носят фанфарный, волевой характер.

     Радостная, бодрящая музыка, провожающая, характеризуется переходом от замедленных темпов успокаивающей  музыки к  несколько  более  энергичным, четким и выразительным популярным эстрадным мелодиям в вокально-инструментальном исполнении. Завершается провожающая музыка сочинением, написанным в темпе марша. 
 
 
 

     Глава 2. Методические основы применения музыки в  процессе физического  воспитания школьников

     2.1. Основные принципы  применения функциональной  музыки 

     Основные  принципы использования функциональной музыки на спортивных занятиях сводятся к следующему:

     1.  Наиболее рациональным является  дискретный график музыкальных сеансов по 10—15 мин в форме встречающей музыки, музыки врабатывания, лидирующей, успокаивающей и провожающей музыки.

     Во  избежание возникновения и развития чувства пресыщения совершенно необязательно применять на каждом занятии все перечисленные сеансы, обычно лучше использовать только некоторые из них, наиболее необходимые на данном уроке. Чем продолжительнее и напряженнее задание на уроке, тем в большей дозе целенаправленных музыкальных воздействий нуждаются занимающиеся.

     2.  Музыкально озвучиваемые уроки  физкультуры целесообразно чередовать  с уроками в обычных условиях. Это позволяет как педагогу, так и самим школьникам провести сравнение их эффективности, вносит в учебный процесс разнообразие и дает учителям возможность решать в обычных условиях необходимые педагогические задачи.

     3.   В ходе урока физкультуры функциональная  музыка   наиболее   эффективна  при  выполнении  простых  или твердо   заученных  упражнений,    не требующих высокой концентрации внимания, большой умственной сосредоточенности и ответственности.

     4.  Звучание    транслируемой    музыки    должно    быть  чистым, ясным, неискаженным.  При  уровне посторонних шумов выше 70 дБ звуки функциональной музыки  заглушаются до такой степени, что начинают восприниматься как шум и действовать на организм спортсмена отрицательно.

     5.  Во время музыкальной стимуляции  двигательной активности в ходе  урока всякие звуковые контакты   между   присутствующими    создают   шумовые помехи,  которые   затрудняют  восприятие,  раздражают  и повышают утомляемость.

     Чтобы этого не  произошло,  все разговоры,  звуковые сигналы   по   возможности   должны   быть   исключены,   а устные команды учителя лучше  заменить четкими зрительными  сигналами:  выразительным,  связанным  с  музыкой показом предлагаемых упражнений и несколькими управляющими жестами, смысл которых заранее оговорен.

     Во   время   выполнения  упражнений  музыка   берет   на себя часть  управленческих обязанностей учителя, в результате чего он оказывается  более свободным, чем обычно. Это позволяет ему успешнее решать поставленные педагогические задачи в тех направлениях, на которые раньше ; не хватало времени.

     6. Подавая команды к началу и  окончанию упражнений с музыкальным  сопровождением, учитель обязан  иметь в виду, что команда к началу каждого очередного упражнения должна попадать на конец музыкальной фразы, чтобы с началом следующей музыкальной фразы совпало начало ее выполнения. Команда «Окончить упражнение!» должна совпадать с мелодическим и структурным окончанием музыкального сочинения или какой-то его частью. Невыполнение этих требований нарушает ритмическую согласованность двигательных действий, нервирует занимающихся, снижает эффективность музыкальной стимуляции.

     7.  Транслируемая во время уроков  музыка должна нравиться всем или хотя бы большинству занимающихся. В противном случае музыка будет вызывать у них неудовлетворение, усиливать нервно-эмоциональное напряжение, мешать уроку.

     8.  Повторение использованных музыкальных  программ осуществляется обычно  не ранее чем через 1—2 месяца. При этом отдельные, наиболее полюбившиеся произведения можно повторять несколько чаще.

     9.  При составлении целевых программ  функциональной музыки важно  учитывать национальные, социально-культурные и половозрастные показатели. Зная, какие типы музыки популярны в окружающей конкретного человека национальной среде, какие представления о художественных ценностях складываются в его социальной группе, можно воздействовать на его психику гораздо глубже и успешнее.

     Девушки обычно более восприимчивы к музыке, чем юноши. В процессе музыкального восприятия школьников больше привлекают динамические контрасты, яркий ритмический рисунок. Музыкальное сопровождение подбирается с учетом основных задач учебного процесса, характерных особенностей запланированных двигательных актов и требуемой интенсивности их выполнения. Соответствующая по характеру, содержанию, темпу, ритмическому рисунку и другим необходимым параметрам музыка может подбираться как для целых групп или серий упражнений, родственных по своей структуре и ритмическому рисунку, так и для отдельных упражнений и заданий, если они отличаются особым характером и формой.

     Однако  при этом следует иметь в виду, что фонограмма, скомпонованная для большего соответствия каждому отдельному упражнению из многих отрывков музыкальных произведений, обычно оставляет у занимающихся ощущение незавершенности, дерганого ритма. Чтобы этого не происходило, учитель при составлении плана занятия должен сходные по характеру, ритму и темпу упражнения укладывать по времени в целое музыкальное сочинение.

     11.   Музыкальное сопровождение при  напряженных нагрузках, требующих  от занимающихся особого внимания, не должно включать новые или  необычные произведения, а также  песни с интересной вербальной  информацией, так как это может привести к ошибкам или травмам, вследствие отвлечения.

     12.  Ритмы современной серьезной  музыки в значительной мере построены по принципу нерегулярности, асимметрии, нормативной переменности тактового размера, что очень осложняет их утилитарное использование в двигательной деятельности. Поэтому их лучше использовать как психорегулирующее средство во время отдыха.

Информация о работе Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников