Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, исходя из актуальности темы сформулирована цель курсовой работы: изучить особенности музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Задачи работы:
1. Раскрыть физиологические основы влияния музыки на организм занимающихся.
2. Рассмотреть жанры музыки, используемых для сопровождения движений.
3. Раскрыть основы методики использования музыки на уроках физкультуры.

Оглавление

Введение................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыки на занятиях физическими упражнениями..................................................................
5
1.1. Роль музыки в повышение эмоционального состояния школьников на занятиях.........................................................................
5
1.2. Организация прикладного использования функциональной музыки в процессе физического воспитания школьников..............................................................................................

10
1.2.1. Встречающая музыка ........................................................ 10
1.2.2. Музыка врабатывания........................................................ 11
1.2.3. Лидирующая музыка.......................................................... 15
1.2.4. Успокаивающая музыка..................................................... 18
1.2.5 Провожающая музыка......................................................... 19
Глава 2. Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников..................................................
20
2.1. Основные принципы применения функциональной музыки.......................................................................................................
20
2.2. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе.................................................................
24
Выводы..................................................................................................... 30
Литература..................................

Файлы: 1 файл

Использов.музыки в ФВ, И.П., 2007.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     13.  Симфоническая музыка и джазовые  произведения плохо согласуются  с ритмом выполняемых на занятиях  физических упражнений и рабочими шумами спортивных залов. Своей насыщенностью и густотой звучания они чаще всего усиливают нервное напряжение тренирующихся, а не ослабляют его.

     Раздражение и прогрессирующее утомление  при выполнении ритмических упражнений вызывают музыкальные произведения с неясным, завуалированным или очень сложным ритмом, а также произведения, насыщенные элементами какофонии.

     14.   Из музыкальных жанров, стимулирующих  учебно-тренировочный процесс, наиболее  эффективны легкая и эстрадная  музыка, марши, танцевальные и народные мелодии. Ясная и простая музыка, характерная для этих произведений, воспринимается занимающимися легко и свободно, а присущая им строгая метрика, подчеркнутая ритмическая регулярность и акцентность вызывают четкую упорядоченность выполняемых упражнений.

     15. Во время уроков, занимающимися  лучше всего воспринимают ансамбль  электромузыкальных инструментов, эстрадный оркестр, музыкальный квартет или трио. Особенно им нравятся гитарные ансамбли, играющие в нарочито огрубленной манере, с подчеркнуто ударным акцентированием каждой доли такта, преувеличенно форсированной динамикой и усиленной электроаппаратурой.

     16.  По музыкально-выразительным возможностям, тембровым и акустическим свойствам  из современных музыкальных инструментов  для озвучивания физкультурных занятий наиболее эффективными оказываются электроинструменты, гитара, ударные, фортепьяно, саксофон, труба, скрипка, аккордеон и кларнет. 

      2.2. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе

      Музыка  является эффективным средством повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры. Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.

      Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания, выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока, во время совершенствования ранее изученных  упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление  в заключительной части урока.

      В вводной части урока используем музыку врабатывания, задачи которой  поднять настроение учащимся, опосредованно  настроить их двигательный аппарат  на ритм учебного процесса, внести в  выполняемую работу элементы гармонизации, привлекательности и комфорта, помочь более эффективному решению общих и специальных задач вводной части урока.

      Музыкальную активизацию деятельности учащихся в основной части урока лучше  всего применять в тех случаях, когда им дается задание выполнить  какое-либо специальное упражнение, отдельный прием, техническое действие или серию последовательных двигательных действий несколько десятков раз подряд или несколько минут, в запланированном педагогом режиме и с определенной интенсивностью.

      В зависимости от конкретных педагогических задач проводимого урока это могут быть ходьба, бег, прыжки, метания, общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, не опорные и опорные прыжки, лазание и перелазание, а также упражнения (без сопротивления соперника) в ведении, обводке, приеме, подаче, бросках и ударах по мячу из раздела учебной программы «Спортивные игры»; совершенствование техники включенных в учебную программу лыжных ходов, поворотов, подъемов, спусков и т.д.

      Главные задачи функциональной музыки, применяемой в основной части урока, - замедлить процесс развития пресыщения выполняемой работой, сделать ее эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся.   

      В заключительной части урока физической культуры учитель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности учащихся, а также создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной или иной деятельности. С этой целью обычно используются различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т.п.

      Здесь можно использовать успокаивающую  музыку, задача которой помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после азартных спортивных игр и разного рода других состязательных  элементов, проводимых на излете основной части урока), снять утомление, содействовать более эффективному  решению других задач заключительной части урока, а также способствовать освобождению центров двигательной деятельности организма занимающихся от большого, часто одностороннего, напряжения.

      Продолжительность звучания успокаивающей музыки обычно колеблется от трех до пяти минут, исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

      Функциональная  музыка – это весьма действенное  средство повышения эффективности  уроков физкультуры. Она является многогранным и тонким инструментом не прямого,  а опосредованного психофизиологического воздействия на деятельность учащихся, не терпящим легкомысленного, поверхностного или    дилетантского подхода. Неправильное употребление этого средства не только резко снижает силу его полезного действия, но зачастую делает его бессмысленным и даже явно вредным.

      Оптимальная система музыкальной стимуляции традиционного 40– минутного урока  осуществляется в форме  трансляции на место занятий ограниченных (по 5 –10 минут) автономных сеансов: музыки врабатывания- для повышения эффективности вводной части урока; лидирующей музыки – для активизации уставших учащихся в основной части урока; успокаивающей музыки – для оптимизации заключительной части урока.

      Длительность  каждого сеанса может варьировать в зависимости от конкретных задач и особенностей проводимого занятия, но в общей сложности музыкальное звучание  не должно занимать более 50% времени урока.

      Функциональную  музыку можно использовать на уроках совершенствования пройденного материала, основной задачей которых является  улучшение  ранее  изученных двигательных действий, умений и навыков. Здесь создаются наиболее удобные условия для музыкальной стимуляции рабочей деятельности учащихся и функциональную музыку на уроках этого типа целесообразно с пользой для дела использовать в максимально допустимых объемах.

      Смешанные уроки в педагогической практике применяются чаще всего – в  них сочетается  изучение нового (где музыка нежелательна) и совершенствование  пройденного материала (где музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом данных обстоятельств и планируется время ее использования на таких уроках.

      В процессе проведения урока физической культуры наибольшую пользу функциональная музыка приносит при многократном выполнении простых или твердо заученных упражнений, не требующих от занимающихся высокой концентрации внимания, большой умственной сосредоточенности и ответственности.

      Нужно правильно отобрать музыку. Чем больше используемая на уроке физкультуры  музыка нравится  учащимся, тем сильнее проявляется ее положительное воздействие на  психическое состояние и функциональную деятельность их организма, тем выше их рабочая активность и, следовательно, продуктивность всего урока в целом.

      Особая  ценность этого нововведения заключается в том, что внушающие возможности музыки гораздо шире, чем многим из нас кажется. Музыкальный язык намного образнее, гибче, иносказательнее,  эмоционально и эстетически богаче формального менторского языка, поэтому информация, передаваемая на языке Музыки, гораздо более приятна, доходчива, притягательна, легче запоминается и усваивается, чем информация на официальном языке назидательной речи – педагогической лекции, прямолинейного внушения, руководящего наставления и т.п.

     Таким образом, использование функциональной музыки на уроках физической культуры должен помочь учащимся заниматься спортом без принуждения, а как бы резвясь и забавляясь, легко преодолевать усталость, получать положительные эмоции. У них появляется желание проверить свою физическую силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, выдержку и упорство.

      Если  коснуться музыкального сопровождения  на уроках аэробики, то общие требования к подбору музыки можно выразить следующими требованиями (табл. 1). 
 
 

Таблица 1

Темп  музыки для разных видов уроков аэробики

Темп  музыки Кол-во муз. акц/мин Части урока Возможные упражнения
Медленный 40-60 Заключительная  часть урока - снижение нагрузки в  конце урока  Упражнения  на дыхание, расслабление, равновесия
Умеренный 60-90 Разминка , окончание аэробной части урока, упражнения на силу Упражнения  на "растягивание" (стретчинг), варианты ходьбы, движения руками, наклоны туловища, силовые упражнения с удержанием позы
Средний 90-120 Аэробная часть - низкая ударная нагрузка (Lo), "калистеника" - упражнения на силу, "заминка" после высокой ударной нагрузки (Hi) Базовые аэробные шаги, выпады, наклоны, махи, сгибания ног, силовые упражнения
Выше  среднего 120-130 Аэробная чать уроков танцевальной направленности 
Степ-аэробика
Хореографические  соединения базовых шагов и танцевальных движений (твист, самба, ча-ча-ча), комбинации на степах
Высокий (быстрый) 130-160 Аэробная часть - высокая ударная нагрузка (Hi) Ходьба, бег, прыжки, небольшие махи, хореографические соединения базовых шагов и танцевальных движений (хип-хоп, рок-н-ролл)
Очень быстрый  160-180 Аэробная часть - высокая ударная нагрузка (Hi) Быстрые ходьба и бег, подскоки

     Изменение темпа выполнения танцевальных комбинаций или других движений в аэробике является важным методическим приемом. Можно замедлять или ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента. Если в начале изучения нового материала темп будет слишком высокий, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности занимающихся понять задание и повторить его. Но и слишком затягивать выполнение движений в замедленном темпе также не следует, так как в этом случае снизится воздействие занятия на кадиореспираторную систему, а следовательно, и оздоровительный эффект на организм занимающихся.

     Для музыкального сопровождения занятий  аэробикой чаще всего выбираются музыкальные произведения "квадратного" строения, т.е. такие, в которых музыкальная  фраза имеет 4 части (такта), равные по длительности. На слух граница фразы  воспринимается как кратковременный перерыв звучания, как контрастный скачок музыкальной мысли, смена темы и т.п. Один куплет, припев, вступление обычно являются музыкальной фразой.

     Каждый  такт музыкальной фразы состоит  из 8 долей (счетов) или из 4 долей, если считать по четвертям (через счет). Т.о. музыкальная фонограмма для занятий имеет 4 такта по 8 счетов каждый, то есть длится 32 счета (при подсчете "на каждый счет" или по восьмым долям) или 16 счетов (при подсчете "через счет" или по четвертям).

     Соответственно  и простейшие аэробические комбинации элементов (шагов, прыжков) состоят также из четырех частей (восьмерок), каждая из которых посвящена выполнению одного элемента один или два раза, в зависимости от того, на сколько счетов рассчитан элемент. То есть, комбинация составляется на 32 счета и рассчитана на 4 элемента, по 8 счетов каждый. Первое движение в "восьмерке" должно начинаться с "ведущей" ноги под ударную ноту (счет).

     В зависимости от содержания и направленности урока аэробики каждый педагог должен уметь подобрать соответствующее им музыкальное сопровождение. Предпочтение следует отдать музыкальным композициям, имеющим четкий ритм и положительную эмоциональную окраску (не рекомендуется использовать музыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т. д.).

     Для того чтобы записать профессиональную фонограмму из разных музыкальных композиций, необходимо чтобы каждый фрагмент логично  сочетался с другим (по уровню звучания, темпу и имел завершенную музыкальную  мысль). В этом случае удастся избежать пауз в музыкальном сопровождении, остановок в движении и повысить эффект от занятия (используется так называемый "non-stop" - запись без пауз между песнями).

Информация о работе Методические основы применения музыки в процессе физического воспитания школьников