Планирование физического воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить планирование учебного материала по физической культуре в школе
Задачи:
Обосновать общие предпосылки к необходимости планирования учебного процесса по физическому воспитанию в школе.
Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год.
Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть.
Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на уроке.

Оглавление

Введение......................................................................................................................3
1 Планирование как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию…………………4
1.1 Планирование специфических результатов, содержание и форм построения физического воспитания…………………5
1.2 Общепедагогические и другие аспекты планирования………………………………………………………………............. 8
2 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год………………………………………………..10
3 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть……………………………………………… 12
4 Планирование учебно-воспитательной работы на уроке…………………….16
Заключение………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный  университет

имени Франциска Скорины»

 

 

Факультет физической культуры

 

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

 

Планирование  физического воспитания школьников

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка группы ФК-43              А.И. Михалькова

 

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры ТМФК                                            М.С.Яворская

                            

Гомель 2012

Содержание

 

 

Введение......................................................................................................................3

1 Планирование как неотъемлемая  часть учебно-воспитательного

процесса по физическому  воспитанию………………………………………….. 4

     1.1 Планирование  специфических результатов, содержание 

и форм построения физического  воспитания……………………………………. 5

     1.2 Общепедагогические  и другие аспекты планирования………………………………………………………………............. 8

2 Планирование учебно-воспитательного  процесса на учебный год…………………………………………………………………………………..10

3  Планирование учебно-воспитательного  процесса на учебную четверть……………………………………………………………………………  12

4  Планирование учебно-воспитательной  работы на уроке…………………….16

Заключение………………………………………………………………………...18

Список использованных источников…………………………………………….19 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность работы определяется тем, что от успешного  планирования учебно-воспитательной работы будет зависеть эффективность, целенаправленность процесса и этапность процесса физического воспитания в школе.

Одной из актуальных тем физического  воспитания в образовательной школе  является планирование учебной работы по физической культуре, так как  оно значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. Задачи на каждый учебный год формируются учителем самостоятельно в зависимости от содержания программы для каждого класса и с учетом подготовленности учащихся, климатических условий и оснащенности материальной базы школы.

Основными документами  планирования являются план-график очередности прохождения программного материала в учебном году и планирования учебно-воспитательного процесса на уроках, которое может осуществляться в разных формах; поурочный четвертной план, конспекты уроков.

Цель курсовой работы: изучить планирование учебного материала по физической культуре в школе

Задачи:

  1. Обосновать общие предпосылки к необходимости планирования учебного процесса по физическому воспитанию в школе.
  2. Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год.
  3. Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть.
  4. Рассмотреть планирование учебно-воспитательного процесса на уроке.

Выводы: Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих  чертах определяется порядок размещения учебных заданий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей контрольных нормативов по физической подготовке и выполнению домашних заданий в течение учебного года.

 

Практическая значимость: результаты работы могут использовать студенты факультетов физической культуры, учителя физической культуры, преподаватели  высших и средних учебных заведений, тренера, инструкторы по физическому  воспитанию.

 

  1. Планирование как неотъемлемая  часть учебно-воспитательного процесса физическому воспитанию

 

 

Планировать – значит, кроме всего прочего, предвидеть, как будет развертываться процесс  во времени. Принципиальное значение при  этом имеет выбор временных масштабов (размеров времени), в расчете на которое ведется планирование. Здесь есть некоторое противоречие: чем крупнее намечаемый масштаб времени, т.е. чем на большее время (относительно исходного пункта) рассчитывается план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. Для преодоления этого противоречия практикуют разработку планов, как правило, в трех временных масштабах:

  1. больших, охватывающих долговременные стадии планируемого процесса;
  2. средних, намечающих менее продолжительные его этапы (периоды и т.д.)
  3. относительно малых, краткосрочных.

Соответственно различают: перспективное (точнее говоря, долгосрочно перспективное), этапное и краткосрочное (оперативно текущее) планирование.

Поскольку регулярный процесс  физического воспитания строится в  форме больших, средних и малых  циклов, с их продолжительностью обычно и соотносят масштабы его планирования. Так, в масштабе перспективного планирования предусматривают ряд годичных или иных больших циклов, т.е. оно является в этом отношении крупноцикловым; этапное планирование последовательно охватывает, условно говоря, средние (например, месячные) циклы, которые будут составлять очередные этапы, или аналогичные стадии больших циклов; краткосрочное планирование связано с микроциклами и ближайшими, относящимися к ним отдельными занятиями [1].

Выбор их временных масштабов  планирования, конечно, не случаен. Они  соответствуют как социально, так и природно обусловленным рамкам организации общего ритма жизни: годовым, месячным, недельным градациям времени, соблюдаемым в общей организации жизненного распорядка. Вместе с тем сочетание в планировании крупных, средних и малых мкасштабов отвечает самой его внутренней логике: ориентирует на то, чтобы, планируя, видеть как перспективу – конечные цели, крупномасштабные задачи и пути их реализации (благодаря этому не оказаться и в плену частностей), так и конкретные задачи, средства, методы, условия их осуществления на последовательных этапах и каждом ближайшем участке продвижения к цели.

В принципе, чем крупнее  масштаб планирования, тем меньше оправданная степень детализации  плана. Ведь на реальный процесс физического  воспитания влияют многие переменные, обстоятельства, поэтому точно представить, каким он будет в отдаленном времени, можно лишь в самых общих чертах,  с большой степенью приблизительности и, следовательно, с относительно невысокой степенью детализации. Например, в крупноцикловом планировании можно относительно точно наметить, какими будут общие годовые параметры процесса физического воспитания, выраженные в суммарном числе занятий, суммарных величинах нагрузок по основным разделам занятий и т.д., но, если попытаться спланировать во всех деталях каждое отдельное занятие на весь год вперед, маловероятно, что они достаточно точно совпадут с фактическими. Наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент процесса,  тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его. Поэтому наиболее подробным и конкретным является краткосрочное планирование. Это не значит, однако, что перспективное планирование вообще лишено какой-либо конкретности. В пределах определенных обобщенных характеристик, расчетных суммарных параметров и итоговых нормативных показателей оно также может и должно быть достаточно конкретным [2].

 

 

 

 

    1.  Планирование специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания.

 

 

Основными аспектами  предметно-конструктивного планирования процесса физического воспитания являются:

–планирование результирующих показателей (конкретно оцениваемых  текущих и итоговых результатов, по которым судят о реализации поставленных целей и задач);

–планирование материала  занятий и параметров связанных  с ними нагрузок;

–планирование методических подходов и общего порядка построения занятий.

Планирование результирующих показателей. Хотя реальный процесс  физического воспитания, естественно, нельзя построить иначе, чем с  некоторого исходного пункта – начала, планирование его начинается как бы с конца – с предвидения целевого результата. В качестве основных целевых результатов намечают такие, которые предполагается получить к исходу достаточно крупных стадий и циклов планируемого процесса (например, школьного курса физического воспитания, годичного цикла тренировки). По отношению к таким целевым все другие предусматриваемые на пути к ним результаты являются частичными, хотя они и рассматриваются в качестве целевых (ограниченно целевых) в рамках отдельных периодов, этапов, средних и малых циклов планируемого процесса.

Планирование всей совокупности результирующих показателей, по сути, представляет собой не что иное, как последовательную конкретизацию  общей цели и задач, преследуемых в физическом воспитании, применительно  к наличным условиям их реализации. Это предполагает четкое количественное выражение намечаемых результатов и конкретные расчеты времени, необходимого для их достижения, с учетом особенностей контингента занимающихся, уровня их подготовленности, реальных возможностей выполнения намеченного [3].

Правомерен вопрос: можно  ли реально спланировать все результирующие показатели, наметить их расчетные  параметры так, чтобы точно предугадать  будущие фактические результаты? Из уже сказанного следует, что это  зависит прежде всего от наличия научно-практических данных, позволяющих предвидеть ближайшие и отдаленные результаты предстоящей деятельности, от того, насколько, планирующий овладел такими данными, от его прогностических способностей и опыта, от масштабов планирования. Ясно и то, что строго спланировать в количественном виде можно далеко не все результаты. Пока в распространенной практике планирования это делают преимущественно в отношении общих целевых нормированных показателей физической подготовленности, спортивных результатов и отдельных (парциальных) показателей двигательной дееспособности, выраженных в измеримых результатах тестовых упражнений и некоторых других критериях.

Образовательные результаты физического воспитания планируют, как известно, в виде перечня знаний, умений и навыков, подлежащих освоению в рамках определенного времени, и показателей степени их освоения. Правда, формирование физкультурно-образовательных знаний планируют пока обычно без выделения строго очерченных показателей типа нормативных, ограничиваясь главным образом перечнем знаний в качестве учебного материала и сроками их освоения. Результаты обучения двигательным действиям предусматривают в планировании более конкретно, намечая как виды двигательных умений и навыков, которые должны быть сформированы к определенному сроку, так и количественно-качественные показатели, каким они должны соответствовать, в итоге. Такими показателями могут быть намечены «модельные» параметры техники движений в расчете на предстоящие этапы разучивания и результирующей отработки двигательных действий, а также целостные нормативы двигательной подготовленности, о которых уже шла речь, характеризующие в единстве и результаты воспитания физических качеств, и результаты обучения двигательным действиям.

Планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок. Специфичный для физического воспитания материал занятий принято планировать в виде систематизированного перечня двигательных действий – упражнений, избираемых в качестве средств физического воспитания, с указанием требований к их выполнению. В качестве образовательного материала теоретического характера планируют и состав знаний, подлежащих освоению в процессе физического воспитания.

В тех типичных случаях, когда основное содержание предстоящих  занятий определяется действующей унифицированной программой (для дошкольных учреждений, для школ, вузов и т.д.), задачи его педагогического планирования, понятно, существенно упрощаются. Они сводятся в таких случаях главным образом к тому, чтобы:

  1. Методически оправдано сгруппировать программный материал, распределив его по основным разделам и подразделам учебно-воспитательного процесса, в которых предусматривается формирование новых знаний, умений и навыков, закрепление и совершенствование усвоенного ранее, воспитание двигательных и связанных с ними качеств занимающихся;
  2. Наметить дополнительный материал (перечень сведений, подводящих и других упражнений, являющихся вспомогательными средствами решения поставленных задач) применительно к особенностям исходной подготовленности и конкретного контингента занимающихся;
  3. Распределить основной и дополнительный материал по намеченным этапам, периодам, циклам занятий в рамках бюджета выделяемого времени с учетом особенностей занимающихся и конкретных внешних условий, влияющих на построение системы занятий [4].

Информация о работе Планирование физического воспитания школьников