Игры в системе подготовки учеников младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Применение игр на лыжах очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры на лыжах необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Оглавление

Вступление 1
Учебная работа по лыжной подготовке в школе 2
Развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки 8
Игры на лыжах 15
Выводы 22
Литература 24

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

Начиная с 5 класса дистанции, проходимые с равномерной скоростью, постепенно увеличиваются и достигают к 8 классу 4 км у мальчиков и 3 км у девочек. Вполне естественно, что прохождение таких дистанций подавляющему большинству школьников не составит труда. Но на уроке практически нет времени для увеличения нагрузки в этом виде, так как значительная часть урока уходит на обучение способам передвижения. Главное в таком прохождении - научить школьников передвигаться заданным темпом с тем, чтобы они в процессе самостоятельных заданий могли регулировать свою скорость передвижения.

С этой же целью включается и прохождение коротких отрезков, длина которых тоже постепенно увеличивается  и достигает 250 м.

Отрезка такой длины вполне достаточно для развития скорости передвижения, так как школьники, проходя такой  отрезок, в состоянии поддержать максимальную скорость передвижения.

В процессе урока необходимо ознакомить учащихся с переменным методом  тренировки, включая в уроки прохождение  дистанций с ускорениями на отрезках 300-500 м у мальчиков и 250-300 м у  девочек. На отдельных уроках при  передвижении с переменной интенсивностью целесообразно включить (7 - 8 классы) отрезки (проходимые с повышенной скоростью) большей длины - до 800 м у мальчиков и 500 м у девочек.

В старших классах нагрузка соответственно увеличивается.

Основной упор на развитие физических качеств должен быть сделан в домашних заданиях и в самостоятельных  занятиях. Однако это не означает, что  на уроках лыжной подготовки проводится только учебная работа по овладению  техникой способов передвижения.

Развитие физических качеств  также осуществляется на уроках, для  этого следует в документах учебного планирования предусмотреть средства и методы тренировки. Но, кроме того, повышение уровня общей работоспособности  и развитие физических качеств достигаются  усилением общей (в допустимых пределах) и моторной плотности урока. Очень  важно увеличить моторную плотность  урока по лыжной подготовке: появляется возможность решить образовательные  и оздоровительные задачи урока.

 

 

 

 

 

 

Игры на лыжах

Одним из важнейших средств  физического воспитания школьников являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные  трудности в их организации в  связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания  получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в  одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр  и игровых заданий не только в  значительной мере повышает эмоциональность  урока, но и увеличивает интенсивность  нагрузки, моторную плотность, интерес  школьников и в, то, же время тормозит развитие утомления.

В процессе игр можно целенаправленно  воспитывать такие важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость  в достижении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой  являются незаменимым средством  в воспитании морально-волевых качеств  у школьников при организации  уроков по лыжной подготовке и спортивно-массовых мероприятий в школе. Особенно важно  применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной подготовки в начальной школе. Они играют исключительно важную роль при организации  уроков в начальной школе в  связи с началом обучения с  шести лет. Дети младшего школьного  возраста ввиду особенностей развития центральной нервной системы  быстро теряют интерес к многократным, однотипным повторениям элементов  ходов и т.д.

Применение игр очень  разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются  при обучении и совершенствовании  техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу  зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые задания  на лыжах в зависимости от поставленных задач можно условно разделить  на две группы: игры для обучения и совершенствования техники  способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут  быть использованы и для развития физических качеств.

При изучении и закреплении  навыков в технике лыжных ходов  или отдельных элементов и  для развития равновесия в младших  классах (особенно при первоначальном обучении) можно использовать разнообразные игровые упражнения (задания).

Для совершенствования техники  скользящего шага целесообразно  применять следующие игровые  упражнения с элементами соревнований:

1. С небольшого разбега  проскользить на одной лыже до полной остановки. Упражнение выполняется поочередно на правой и левой лыже (естественно, без потери равновесия). 2. Преодолеть с места или с предварительного разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние. 3. Пройти без палок скользящим шагом, заданный отрезок за наименьшее количество шагов. В зависимости от возраста и подготовленности школьников длина отрезка изменяется от 20 до 40 м. 4. Пройти скользящим шагом по лыжне, размеченной флажками.

Расстояние между ориентирами (флажками, ветками) - один полный скользящий шаг. Постепенно с овладением техникой скользящего шага расстояние между  ориентирами увеличивается с  учетом условий скольжения на данном занятии (уроке).

Совершенствованию техники  скользящего шага поможет проведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок  по количеству команд (обычно 2-3). Длина  их равна длине разомкнутой колонны  команды. Школьники на лыжах выстраиваются  в колонну по одному без палок  и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передвигаться  к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно  в ногу).

Обычно ведет команду  юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются  по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне.

Игра может быть проведена  и без веревки. Школьники выстраиваются  в колонну; каждый из них протягивает  одну палку вперед, другую назад. Палки  сцепляются кольцами спереди и сзади  стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего  одна палка опорная. Все другие в  команде передвигаются, держась  за палки. Правила те же, что и  в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники  еще не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне.

Для совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах  в целом применяются следующие  игры - задания:

1. Пройти заданный отрезок  одновременным бесшажным ходом за наименьшее количество отталкиваний.

2. Пройти заданный отрезок  одновременным ходом, отталкиваясь  у ориентиров. Условия те же, что  и в упражнении для скользящего  шага, но учитываются и изучаемый  одновременный ход, возраст, пол,  и подготовленность школьников.

3. Одновременными ходами  пройти участок с воротами  из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении наклона.

Для совершенствования отталкивания ногой, воспитания чувства равновесия и улучшения координации при  управлении лыжами используется передвижение коньковым ходом на равнине. И  под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан).

Пройти отрезок нужно  за наименьшее количество шагов (отталкиваний).

В младших классах для  совершенствования техники скользящего  шага и элементов попеременного  двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием можно провести соревнование-эстафету «Слалом на равнине». Школьники делятся на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыжных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу скользящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочередно.

В конце трассы соревнующиеся  обходят последний флажок, возвращаются по параллельной лыжне одновременным ходом (для учащихся 4 классов и старше), или скользящим шагом, или попеременным двухшажным ходом (для младших школьников).

Условия передвижения по трассе и обратно заранее оговариваются. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участника. Если школьники  сбили флажки или пропустили, они  обязаны вернуться, поставить их на место и обойти вновь с заданной стороны.

Победителем объявляется  команда, закончившая эстафету первой. Трассу «слалома» можно усложнить, сокращая расстояние между флажками или расставляя их в шахматном  порядке (школьники в этом случае обходят флажки с наружной стороны). Учитель может подготовить различные варианты таких эстафет с включением разнообразных (в том числе и искусственных) препятствий.

Сложность трассы зависит  от возраста и подготовленности школьников и от поставленных задач.

Подобные эстафеты могут  проводиться и для развития физических качеств, в первую очередь быстроты передвижения на лыжах. В этом случае прокладывается «гладкая» (без препятствий) и прямолинейная лыжня. Эстафета может носить встречный характер.

Учащиеся при развитии быстроты передвигаются с максимальной скоростью и на коротких отрезках (в зависимости от возраста), но не более 200-250 м. Для развития других физических качеств (специальной выносливости в старших классах), длина этапов может быть увеличена, прокладывается замкнутая лыжня. Две противоположные  длинные стороны (лыжни) прокладываются обязательно параллельно одна другой на расстоянии, зависящем от возраста учеников. Эти две лыжни соединены  между собой короткими (50-150 м) перпендикулярными  лыжнями, проложенными на равном расстоянии друг от друга.

Количество таких лыжней не меньше числа играющих (лучше  в 2-3 раза больше, чем количество школьников).

Если класс большой, учащиеся разбиваются на подгруппы. В каждую подгруппу включаются школьники, примерно равные по силам. Правила игры заключаются  в следующем. Школьники медленно передвигаются группой по замкнутой  лыжне. Когда подгруппа проходит по одной из длинных сторон, учитель  подает сигнал, по которому ученики  должны быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких лыжней и с  максимальной скоростью пересечь площадку до другой лыжни. Пришедшему первым присуждается одно очко, второму - два и т.д.

Затем игра повторяется: ученики  опять медленно идут по кругу и  по сигналу, вновь бегут поперек  площадки. Победитель определяется по наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых  отрезков, количество повторении (игр) зависят от пола, возраста и подготовленности школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не простаивали - подгруппы идут одна за другой. Игра способствует развитию двигательной реакции  и быстроты передвижения на лыжах. Если кто-то из школьников повернет на короткую лыжню до сигнала, нарушитель наказывается штрафом: к сумме его очков за каждое нарушение добавляется штрафное очко.

Равенство сил участников в подгруппе значительно повышает соревновательный интерес и дает большой эффект для развития скорости.

Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры, например «Догони». Две колонны (команды), равные по количеству участников передвигаются  по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказавшиеся впереди убегают, а  другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка  заканчивается по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит  от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает  команда, «запятнавшая» большее  число участников. Площадка для игры должна быть достаточно просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между  параллельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном  повторном методе тренировки, так  как эстафеты проходят более эмоционально.

Можно использовать и другие варианты игр на развитие быстроты, например «Кто первый?». На учебной  площадке игры, связанные с длительным передвижением на лыжах, способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной подготовки ограничено ввиду недостатка времени. В то же время они должны широко использоваться во внеклассной работе и в различных  физкультурно-массовых мероприятиях, например игра «Охота на лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все остальные участники  игры - «охотники» - идут на поиск.

«Лисы» убегают, прячутся в овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются  поймать «лис». Затем по сигналу  через 20-25 мин все возвращаются на место сбора. Каждый раз «лисы» меняются.

Можно провести и многие другие игры: «Найди флажок», «Быстрые тройки», «По следам» и др. Лучше  все эти игры организовать по выходным дням и в каникулы во время вылазок  и прогулок на лыжах. Кроме того, они должны обязательно включаться в программу зимних праздников.

Для изучения и совершенствования  горнолыжной техники, а также  для приобретения уверенности при  спуске и воспитания чувства равновесия можно использовать следующие игровые  задания на склоне:

1. Спуститься со склона  в низкой стойке как можно  дальше.

2. Спуститься с горы  вдвоем (втроем), держась за руки.

3. При спуске собрать  флажки, расставленные по обе  стороны лыжни.

4. При спуске объехать (пропустить между лыж) предмет,  лежащий на склоне. Начать спуск  с узким ведением лыж объезжая  предмет, принять широкую стойку; затем вновь сузить лыжи.

Информация о работе Игры в системе подготовки учеников младших классов