Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:17, реферат
Применение игр на лыжах очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры на лыжах необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.
Вступление 1
Учебная работа по лыжной подготовке в школе 2
Развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки 8
Игры на лыжах 15
Выводы 22
Литература 24
С началом занятий по лыжной подготовке на учителя по сравнению с уроками в зале падает значительная физическая нагрузка.
Каждый день учителю приходится проводить по 3-5 уроков на лыжах в условиях низкой температуры, ветра и возможных снегопадов; кроме этого, заметное влияние на работоспособность оказывает неоднократный приход из тепла на мороз при смене классов на следующий урок. Все это требует хорошей физической подготовленности и закаленности. Кроме того, за летний период учитель частично утрачивает навыки в технике передвижения на лыжах.
Вот почему перед началом уроков лыжной подготовки - с первым снегом - учитель должен провести несколько самостоятельных занятий, тренировок на лыжах. Главная задача на этих занятиях - повторить технику способов передвижения на лыжах, восстановить утраченные навыки, повысить физическую подготовленность, добиться образцового показа техники ходов, спусков, подъемов, торможении и поворотов в движении, изучение которых в соответствии с программой предстоит на уроках лыжной подготовки в школе. От этого во многом будет зависеть качество урока, особенно в младших классах.
Высокая физическая и техническая подготовка учителя необходима и при проведении внеклассных занятии.
В ходе уроков лыжной подготовки наряду с другими задачами решаются две важнейших:
первая - обучение способам передвижения на лыжах и вторая - развитие физических качеств (средствами лыжного спорта).
Вполне понятно, что решение поставленных задач взаимосвязано: в процессе обучения и совершенствования способов передвижения на лыжах происходит и развитие физических качеств.
Кроме того, в каждом классе и на каждом уроке планируется изучение материала по развитию физических качеств.
В школьной программе на уроках лыжной подготовки предусмотрено развитие выносливости путем равномерного передвижения на лыжах. От класса к классу происходит механическое увеличение километража передвижения на лыжах: от 1,5 км во 2 классе, до 6-8 км в 10-11 кассах.
По существу, программа односторонне ориентирует лыжную подготовку только на развитие выносливости. Очевидно, предполагается, что другие качества будут развиваться на уроках легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и т.д. Но двухмесячный период лыжной подготовки, ориентированный на развитие выносливости, несомненно, снизит уровень развития других качеств (быстроты и силы). Гармоничное развитие физических качеств особенно важно в младших классах, поэтому во II—IV классах должен обязательно планироваться материал и на воспитание быстроты передвижения на лыжах. Тем более, что развитие быстроты в младшем возрасте наиболее целесообразно, так как с 1 по 8 класс прирост быстроты идет наиболее высокими темпами по сравнению с другими качествами.
В методике развития физических качеств необходимо придерживаться некоторых принципов, которые играют важную роль, как в организации урока, так и при планировании нагрузок.
Общеизвестно, что учащиеся
каждого класса порой в значительной
степени отличаются друг от друга
по своему физическому развитию, уровню
подготовленности и по координационным
возможностям. Особенно это заметно
в младших классах, в последующем
такие различия несколько сглаживаются
благодаря систематическим
Поэтому первым и важнейшим принципом развития физических качеств является дифференцированный подход к учащимся.
Как и при обучении, при
развитии физических качеств учащиеся
распределяются на группы (обычно 3-4 группы
в классе) в зависимости от уровня
физического развития, физической и
координационной
Вторым принципом является
соответствие применяемых нагрузок
уровню подготовленности учащихся. Здесь
важно учитывать «интерес»
Здесь следует учитывать так называемый биологический возраст учащихся, о котором в определенной степени можно судить по физическому развитию учеников (по антропометрическим данным).
Третьим принципом в воспитании физических качеств является постепенное увеличение нагрузок. Он обязательно должен реализоваться как в процессе лыжной подготовки в одном классе, так и от класса к классу.
При развитии физических качеств в 1 классе следует ограничиться равномерным передвижением на дистанцию до 1 км. Для школьников, еще до школы ходивших на лыжах (более подготовленных), дистанция может быть увеличена до 1,2-1,5 км. Важнейшей задачей в 1 классе на уроках лыжной подготовки является освоение учениками равномерного, без рывков, передвижения на лыжах. В силу высокой эмоциональности учащихся это порой бывает непросто. При передвижении по кругу ученикам можно дать игровое задание - сохранить дистанцию (1-2 м) друг от друга. Нарушители (те, кто наезжает на пятки лыж впереди идущего) наказываются штрафными очками. В конце определяется самый дисциплинированный лыжник (или лыжники), не получивший штрафа. Возможны и другие методы воздействия и воспитания дисциплины и способности к равномерному передвижению.
Во 2-ом классе уже целенаправленно планируются упражнения на развитие быстроты и выносливости в передвижении на лыжах.
Наиболее целесообразно
эти задачи решать поочередно на разных
уроках. Общеизвестно, что быстрота
передвижения развивается преимущественно
повторным методом при
Увеличивать длину отрезков
нецелесообразно, для повышения
нагрузки лучше увеличить количество
повторений. Регулирование нагрузки
при встречных эстафетах
Поэтому возможен другой вариант соревновательно-игрового метода для развития быстроты, который можно организовать на специально подготовленной лыжне. С этой целью прокладываются две параллельные лыжни на противоположных сторонах площадки на расстоянии 30-60 м друг от друга (в зависимости от длины планируемого для скоростного прохождения отрезка). Обе лыжни соединены между собой перпендикулярными лыжнями, проложенными на равном расстоянии друг от друга. Количество таких лыжней не должно быть меньше числа играющих (лучше в 2-3 раза больше, чем количество школьников в группах). В данном варианте осуществляется дифференцированный подход в развитии быстроты - все учащиеся в классе предварительно распределяются на 3-4 группы в зависимости от уровня подготовленности. Это можно еще определить в 1 классе, устроив на одном из последних уроков «соревнование» на время на коротком отрезке; то же самое можно провести и во 2 классе в начале лыжной подготовки.
Предлагаемый вариант игры-соревнования можно назвать «Все вдруг...». Осуществляется он следующим образом: учащиеся группами медленно передвигаются по подготовленному кругу в 2-3 м один за одним (расстояние между группами зависит от количества учащихся в классе и длины круга). Когда группа проходит по одной из длинных сторон, учитель подает сигнал (команду), по которому ученики должны быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких лыжней и с максимальной скоростью пересечь площадку до другой (длинной) лыжни. Пришедшему первым присуждается одно очко, второму - два и т.д. Затем игра повторяется: ученики опять медленно идут по кругу и по сигналу, вновь бегут поперек площадки.
Победитель определяется по наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых отрезков, количество, повторений (игр) зависит от пола, возраста и подготовленности школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не простаивали – группы идут одна за другой. Игра способствует развитию скорости двигательной реакции и быстроты передвижения на лыжах. Если кто-то из школьников повернет на короткую лыжню до сигнала, то нарушитель наказывается штрафом: к сумме его очков за каждое нарушение добавляется одно штрафное очко. Равенство сил участников в группе значительно повышает соревновательный интерес и дает больший эффект для развития скорости. Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры-соревнования, например «Догони». Две колонны (команды), равные по силам и количеству участников, передвигаются по параллельным линиям, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево!)» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону.
Оказавшиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 30-60 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» большее число участников. Площадка для игры должна быть достаточно просторной. Расстояние между параллельными лыжнями - 3-6 м. Это та «фора», которая дается команде в момент сигнала.
Эффект развития скорости при таких играх-соревнованиях значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как они проходят более эмоционально. Учитель сам может разработать другие варианты игр-соревнований.
Развитие выносливости проходит на другом уроке. Основной метод развития качества - равномерное передвижение в медленном темпе, постепенно наращивая километраж от урока к уроку с тем, чтобы к середине лыжной подготовки довести его до рекомендованного программой. Вместе с тем и здесь необходимо осуществлять дифференцированный подход - разбить класс на группы, объединить в них примерно равных по силам учеников. Но в группах задания могут быть различны - по планируемой длине дистанции и по скорости (темпу) передвижения. Каждая группа передвигается в оптимальном, своем, темпе в зависимости от подготовленности. На лыжню группы выходят с разрывом, впереди более подготовленные. Учитель не должен искусственно сдерживать развитие учащихся, ограничивая нагрузку только рекомендованными нормами в программе. В 2 - 4 классах можно увеличить километраж на 500 - 1000 м с учетом уровня подготовленности. Важную роль при развитии выносливости играет интенсивность (скорость) передвижения, о которой можно судить по частоте сердечных сокращений. При передвижении на лыжах у школьников младших классов она находится в диапазоне 150-160 уд./мин, но в любом случае она не должна превышать 170 уд./мин. На первых занятиях лыжной подготовки, а еще лучше осенью необходимо научить школьников подсчитывать частоту сердечных сокращений, это пригодится и на других уроках физической культуры.
В процессе уроков лыжной подготовки
в младших классах
В настоящее время всем
ясно, что количество уроков в неделю
по программе (3 урока) является сдерживающим
фактором в успешном развитии физических
качеств у младших школьников.
В сельских малокомплектных школах
за счет объединения классов довольно
просто решить вопрос об увеличении количества
уроков в неделю (вплоть до ежедневных),
но в городских школах сделать
это нелегко. Данную проблему необходимо
решать через домашние задания. Ученикам
младших классов необходимо давать
домашние задания: хотя бы 1-2 раза в
неделю совершать прогулки на лыжах,
желательно под руководством родителей.
Очень важно убедить родителей
в необходимости таких
Развитие физических качеств,
укрепление здоровья и закаливание
особенно важно именно в младших
классах, где порой отрицательно
сказывается на здоровье учеников переход
от дошкольного возраста к школьному
в связи с резким увеличением
учебной нагрузки. Систематические
занятия на лыжах на уроках и самостоятельные
(в виде домашних заданий) помогут
решить эту проблему, особенно в
зимнее время, когда двигательная активность
школьников младших классов на свежем
воздухе значительно
Информация о работе Игры в системе подготовки учеников младших классов