Содержание
Введение……………………………………………………………………….
2
Глава. 1. Характеристика
понятий………………………………………….3
1.1 Определение понятий:
«Физическая культура», «Физическое
воспитание……………………………………………………………………..4
1.2 Цель и задачи физического
воспитание детей дошкольного,
возраста………………………………………………………………………….6
Глава. 2. Формы, средства,
методы и приемы физического
воспитания детей дошкольного
возраста………………………………………………………….9
2.1 Формы организаций
физического воспитания детей
дошкольного возраста………………………………………………………………………..
9
2.2 Средства физического
воспитания детей дошкольного
возраста….. 13
2.3 Приемы и методы
обучения детей дошкольного возраста…….13
Заключение…………………………………………………………….16
Библиографический список…………………………………………..17
Введение
В «Программе воспитания
и обучения в детском саду»
особое значение придаётся физическому
воспитанию, которое строится на
основе знаний о возрастных, индивидуальных
и психофизических особенностях
дошкольника.
Физическое воспитание
ребёнка в условиях учреждений
для детей раннего и дошкольного
возраста является важной и
ответственной задачей общественного
воспитания, т.к. все дети, начиная
с самого раннего возраста, должны
расти здоровыми, крепкими, гармонически
развитыми и чтобы они хорошо
учились. Именно в дошкольном
детстве формируется здоровье, общая
выносливость, работоспособность, активная
жизнедеятельность и др. качества,
необходимые для всестороннего
гармонического развития личности.
Этот возраст наиболее благоприятен
для закаливания организма, овладения
элементарными жизненно необходимыми
двигательными умениями и навыками.
К моменту поступления
в школу дети должны овладеть
определённым запасом двигательных
умений и навыков, которые позволят
им адаптироваться к новым
условиям и требованиям, предъявляемым
к учебной деятельности, помогут
более успешно усваивать школьную
программу не только на первых,
но и на последующих этапах
обучения., проявления интереса к
самостоятельным занятиям физическими
упражнениями и в частности
всей физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи:
Изучить научно методическую
литературу по теме исследования.
Дать характеристику
средствам и методам физического
воспитания детям дошкольного
возраста.
Глава 1. Характеристика
понятий физическое воспитание
1.1 Определения
понятий: «физическая культура»,
«физическое воспитание»
Самым широким понятием,
из всех понятий теории физического
воспитания является физическая
культура. Оно включает в себя
содержание всех рассмотренных
ниже понятий.
Физическая культура-это
часть общей культуры, совокупность
достижений общества в области
физического совершенствования
человека, накопленных в процессе
общественно исторической практики
(А. В. Кенеман). К материальным
ценностям относятся: спортивные
сооружения (стадионы, спортивные залы,
бассейны и др.), инвентарь, (специальная
одежда, обувь и др.). К духовным
ценностям принадлежат: наука,
произведения искусства.
Физическое воспитание
- это вид воспитания, специфическим
содержанием которого является
обучением движением, воспитание
физических качеств, овладения
специальными физкультурными знаниями
и формирования осознанной потребности
физкультурных занятий (рис.1). Таким
образом, физическое воспитания
- это наука об общих законах
управления процессом физического
совершенствования человека.
Физическое развитие
- это процесс изменения форм
и функций организма человека
в течение индивидуальной жизни.
Физическая подготовка
- прикладная направленность физического
воспитания по отношению к
трудовой или иной деятельности,
требующей физической подготовленности.
Физическая подготовленность
- это уровень развития двигательных
навыков, умений, физических качеств.
Физическое совершенство
— это исторически обусловленный
уровень физического развития
и высокая степень здоровья (А.
В. Кенеман).
Рис. 1. Физическое воспитание
как педагогический процесс целенаправленного
формирования двигательных умений
и навыков и развития физических
качеств человека (Ж.К. Холодов).
При обучении движениями,
имеющими смысловое значение, важными
для жизни или спорта двигательными
действиями, занимающиеся приобретают
умения рационально и полноценно проявлять
свои физические качества. Одновременно
с этим они познают закономерности движений
своего тела.
Воспитание физических
качеств является не менее
существенной стороной физического
воспитания. Целенаправленное управление
прогрессирующим развитием силы,
быстроты, выносливости и других
физических качеств затрагивает
комплекс естественных свойств
организма и тем самым обуславливает
количественные изменения его
функциональных возможностей.
Все физические качества
являются врожденными, т.е. даны
человеку в виде природных
задатков, которые необходимо развивать,
совершенствовать.
Физического воспитания детей
дошкольного возраста - наука об
общих закономерностях физического
воспитания ребенка. В соответствие
с этим теория физического воспитания
детей раннего возраста познает
общие закономерности управления развитием
ребенка в процессе воспитания и
обучения.
Теория физического
воспитания детей определяет
задачи физического воспитания,
раскрываем их сущность, наиболее
эффективные средства, методы, формы
организации всего пресса физического
воспитания.
Познавая и учитывая
закономерности потенциальных возможностей
ребенка, теория физического воспитания
детей предусматривает требования
научно обоснованной программы
всею воспитательно-образовательного
комплекса физического воспитания,
усвоение которой обеспечивает
детям необходимый уровень физической
подготовленности.
1.2 Цель и задачи
физического воспитания детей
дошкольного возраста
Физическое воспитание
детей раннего возраста непрерывно
развивается и обогащается новыми
знаниями, получаемыми путем исследований,
охватывающих многообразные стороны
физического воспитания ребенка
и особенно формирования его
двигательных навыков.
Таким образом, теория
физического воспитания детей
дошкольного возраста, познавая
закономерности развития ребенка,
выделяя и обосновывая все
самое существенное, содействует
совершенствованию всей системы
физического воспитания. (Кенеман
А. В).
Физическое воспитание
детей дошкольного возраста занимает
особое место в общей системе
Российского воспитания. Этот возраст
охватывает период от рождения
до семи лет. Именно в дошкольном детстве
в результате целенаправленного педагогического
воздействия формируется здоровье, общая
выносливость и работоспособность, жизнедеятельность,
осуществляется наиболее интенсивный
рост и развития важнейших систем организма
и их функций, закладывается вся база для
всестороннего развития физических и
духовных способностей и другое, что необходимо
для всестороннего гармонического развития
личности. И, как уже было выше сказано,
физическое воспитания является основой
всестороннего развития ребенка в первые
годы жизни, т. к. организованные физкультурные
занятия в яслях, детских садиках и семьях
улучшают деятельность всех физиологических
функций организма ребенка, тем самым,
повышая устойчивость ребенка к заболеваниям.
В связи с этим в системе физического воспитания
детей раннего и дошкольного возраста
осуществляется единая цель - подготовка
к жизни, труду, овладения определенным
запасом двигательных навыков и умений
в момент поступления в школу, которые
помогут более успешно усвоить школьную
программу на последующих этапах обучения,
проявления интереса к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями и
в частности всей из культурно-спортивной
деятельности. В дошкольном возрасте осуществляются
общие задачи физического воспитания:
оздоровительные, образовательные и воспитательные.
В данной курсовой работе рассматриваются
эти задачи.
Главной задачей физического
воспитания дошкольников является
охрана жизни и укрепления
здоровья, закаливание организма
детей, которая относится к
общей оздоровительной задаче. Хорошее
здоровье определяется нормальной
работой всех органов и систем
организма
У детей двигательные навыки
формируются сравнительно легко. Двигательные
навыки облегчают связь с окружающей
средой и способствуют её познанию:
так, ребенок, поучившись ползать, сам
приближается к тем предметам, которые
его интересуют, и знакомится с
ними.
Двигательные навыки, сформированные
до семи лет, составляют фундамент для
их дальнейшего совершенствования
в школе, и позволяют в дальнейшем
достигать высоких результатов
в спорте.
В процессе физического воспитания
не менее важно решать широкие
воспитательные задачи, Необходимо вырабатывать
у детей потребность, привычку к
ежедневным занятиям физическими упражнениями,
развивать умения самостоятельно заниматься
этими упражнениями в детском
учреждении и дома.
У детей необходимо
воспитать любовь к занятиям
спортом, интерес к их результатам.
Умственное и физическое
воспитание тесно связаны между
собой. Правильное физическое
воспитание создаёт наиболее
благоприятные условия для нормальной
деятельности органов и систем,
что помогает лучшему восприятию
и запоминанию. Кроме того, у
детей закрепляются знания, а
также мыслительные процессы.
Оздоровительные, образовательные
и воспитательные задачи очень
тесно взаимосвязаны между собой.
Процесс физического воспитания
детей дошкольного возраста должен
строится так, чтобы одновременно
решались все перечисленные задачи.
Только в этом случае ребёнок
приобретает необходимую базу
для дальнейшего всестороннего
развития, не только физического,
но и духовного. (А. В. Кенеман).
Глава 2. Формы, средства,
методы и приемы физического воспитания
2.1 Формы организаций
детей раннего дошкольного возраста
Эффективность решения
задач направленного использования
физической культуры в раннем
и дошкольном возрасте зависит
от организаций целесообразного
двигательного режима.
Формы организации
физического воспитания представляют
собой воспитательно-образовательный
комплекс разнообразной деятельности
детей, основу которого составляет
двигательная активность ребёнка.
Совокупность этих форм создаёт
определённый двигательный режим,
необходимый для полноценного
физического развития и укрепления
здоровья детей.
К формам организации
физического воспитания детей
относятся: физкультурные занятия;
физкультурно-оздоровительные мероприятия
(утренняя гимнастика, физкультминутки,
закаливающие процедуры) и повседневная
работа по физическому воспитанию
детей (подвижные игры, прогулки,
индивидуальная работа с детьми,
самостоятельные занятия детей
различными видами физических
упражнений, прогулки).
Все эти формы, отвечая
общим задачам физического воспитания
и всестороннего развития ребёнка,
находятся во взаимосвязи. Каждая
из них имеет свои специальные
задачи, определяющее её место
в режиме дня дошкольного возраста.
Физкультурные занятия
Основной формой систематического
обучения детей физическими упражнениями,
является физкультурные занятия.
Специальной задачей этих занятий
является обучение детей всех
возрастных групп правильными
двигательными навыкам и воспитания
физических качеств.
Значения занятий заключаются
в систематическом осуществлении
взаимосвязанных оздоровительных,
образовательных и воспитательных
задач, выполнение которых обеспечивает
физическое развитие, укрепление
здоровья ребёнка, приобретение
им правильных двигательных навыков,
воспитание положительного отношения
к физкультуре и спорту, всестороннее
развитие его личности.
Таким образом, систематическое
выполнение в процессе занятий
всех поставленных задач формирует
духовные и физические силы
детей.
Физкультурные занятия
разнообразны по содержанию. Структура
занятия заключается в последовательном
выполнении детьми физических
упражнений. Она определяется поставленными
задачами и особенностями работоспособности
нервной системы и всего организма
ребёнка на каждом отдельном
этапе возрастного развития. Контроль
за динамикой состояния организма
ребёнка и его психики на
занятии - одно из основных
обязанностей воспитания, от этого
зависит эффективность всего
процесса обучения и воспитания.
Чтобы физкультурные
занятия отвечали поставленным
воспитательно-образовательным и
оздоровительным задачам, они
должны быть интересны, вызывать
у детей определённый эмоциональный
подъём.
Интерес на занятиях
в любой возрастной труппе
обеспечивается определённой новизной
упражнений и игр, постепенным
усложнением задач, которые вызывают
работу мысли, активность действий,
положительные эмоции, желание достичь
результата.