Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава. 1. Характеристика понятий………………………………………….3
1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание……………………………………………………………………..4
1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста………………………………………………………………………….6
Глава. 2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………….9
2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….. 9
2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста….. 13
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста…….13
Заключение…………………………………………………………….16
Библиографический список…………………………………………..17

Файлы: 1 файл

физическиое воспитание.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным  признакам); циклического, ациклического  и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках и др.) характеризуются  закономерной последовательностью  циклов и связью фаз движения и  цикле, В ациклических движениях (металле, прыжки и др.} каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных  движениях (прыжки с разбега) соединяются  циклические упражнения с ациклическими.

 В биомеханике делят  упражнения на поступательные (прыжки  в длину с места с др.) и  вращательные (метание диска и  др.) и т. д. В физиологии —  упражнения различной мощности.

 Кроме того, упражнения  делятся на естественные и  абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на  велосипеде и др.) применяются  в повседневной жизни и в  некоторых отраслях труда. Абстрактные  упражнения специально созданы  для решения задач физического  воспитания. К ним относятся упражнения  для отдельных групп мышц, разных  частей тела, а также видоизмененные  естественные движения (ходьбой,  бег на месте и др.).

 С изучением физических  упражнений уточняется и их  классификация. Классификация физических  упражнений, принятая в теории  физического воспитания, используется  и в физическом воспитании  детей дошкольного возраста. Так,  в «Программе воспитания в  детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, обще развивающие упражнения (для отдельных групп мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание).

2.3 Приемы и  методы обучения детей дошкольного  возраста

 Методы, используемые  при обучении детей движениям,  собираются в соответствии с  определяющими их источниками.  К ним относятся объекты окружающей  действительности, слово и практическая  деятельность.

 Раскрытие закономерностей  успешного обучения является  основной проблемой советской  дидактики.

 Советская дидактика  опирается на марксистско-ленинскую  теорию познания. Процесс учения  рассматривается дидактикой кик  организованная познавательная  деятельность, в которой осуществляется  и постепенно расширяется процесс  познания or его исходного момента  — отсутствия знаний к все  более точным, полным и совершенным  знаниям. В этом процессе познании  непременными компонентами являются: чувственное восприятие, абстрактное  мышление и практика.

Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью  движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует  лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма  и психики ребенка.

Игровой метод, близкий к  ведущей деятельности детей дошкольного  возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный  в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных  двигательных навыков, самостоятельности  действий, быстрой ответной реакции  на изменяющиеся условия, проявления творческой.Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования — соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.

 При правильном руководстве  соревнование может быть успешно  использовано как воспитательное  средство, содействующее совершению  двигательных навыков, развитию  физических способностей, воспитанию  морально-волевых чертличности.

В практической работе с  детьми методы обучения переплетаются.

 Учитывая содержание  упражнений, возрастные возможности  и индивидуальные особенности  детей, воспитатель в одном  случае исходным моментом в  обучении использует наглядность  — восприятие ребенком образца  движения в сочетании с пояснениями,  о другом — слово, объяснение  содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог  опирается на уже имеющиеся  у детей жизненный опыт и  конкретные представления о движениях.  Вслед за наглядными или словесными  методами непременно должны следовать  практические действия детей  — самостоятельное выполнение  движений под руководством воспитателя.

В процессе обучения детей  двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном  случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного  материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического  состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

 В связи с этим  приемы обучения комбинируются  в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее  воздействие на все анализаторы  при восприятии заданий детьми  и, с другой — сознательность  и самостоятельность выполнения  детьми двигательных заданий.

 При обучении детей  движениям сочетание приемов  определяется их взаимодействием.  Использование воспитателем преимущественно  наглядных приемов, например показа  образца движений на всех этапах  обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

 В таком случае воздействие  но преимуществу только на  органы внешних чувств, обогащая  восприятие ребенка, в то же  время обедняет необходимее умственное  напряжение, не упражняет его  мысль, не способствует сознательному  запоминанию в логической последовательности  всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его  произвольного выполнения в дальнейшем.

 Однако и преимущественное  использование только слова без  учета возрастных возможностей  детей (особенно младшего и  среднего возраста) лишает ребенка  восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим  результатам обучения детей правильным  движениям, воспитатель взаимосвязано  использует различные приемы  обучения. Таким образом, он способствует  всестороннему развитию детей,  сознательному усвоению ими движений  и самостоятельному применению  их в соответствующих условиях.

 

Заключение

 Физическое воспитание  детей дошкольного возраста требует  сегодня от воспитателей, преподавателя  глубоких знаний и творческого  подхода. Именно в этом возрасте  осуществляется наиболее интенсивный  рост и развитие важнейших  систем организма и их функций,  закладывается база для всестороннего  развития физических и духовных  способностей. Основой всестороннего  развития ребенка в первые  годы жизни является физическое  воспитание. Организованные физкультурные  занятия, а также свободная  двигательная деятельность улучшают  деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы,  укрепляют опорно-двигательный аппарат,  улучшают обмен веществ. Они  повышают устойчивость ребенка  к заболеваниям, мобилизуют защитные  силы организма. Чем большим  количеством разнообразных движений  овладеет ребенок, тем шире  возможности для развития ощущения, восприятия и других психических  процессов, тем полноценнее осуществляется  его развитие. Поэтому, если данный  период будет упущен в плане  грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать  проблемы, устранить допущенные  ошибки будет чрезвычайно трудно.

Библиографический список

 

 Кенеман А.В. Теория  методика физического воспитания  детей дошкольного возраста. - М., 1978. - 272с.

 Лескова Г.П. Общеразвивающие  упражнения в детском саду. - М., 1981.-160с.

 Матвеева А.П. и Мельникова  С.Б. Методика физического воспитания  с основами теории. - М ., 1991.

 Осокина Т.И. Физическая  культура в детском саду. - М., 1986. -304с.

 Пензулаева Л.И. Физкультурные  занятия с детьми 5—6 лет. —  М., 1988.-143с.

 Спирина В.П. Закаливание  детей. - М., 1978.

 Тонкова - Ямпольская  Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю  о ребёнке дошкольного возраста. - М., 1987. - 224с.

 Уварова З.С., Спирина  В.П., Юрко Г. П. Физическое воспитание  детей раннего и дошкольного  возраста. - М., 1963.

 Фонарёва М.И. Лечебная  физическая культура при заболеваниях  детей раннего возраста. - М., 1973.

 Фонарёва М. И. Развития  движений ребёнка - дошкольника. - М., 1975.-239с.

 Холодов Ж.К. и Кузнецов  В. С. Теория и методика физического  воспитания и спорта. - М., 2000. - 480с.

 Хухлаева Д.В. Теория  и методика физического воспитания  детей дошкольного возраста. - М., 1976.

 Щелованова Н.М. Развитие  и воспитание ребёнка от рождения  и до трёх лет. - М., 1969.

 Эльконина Д.Б. Психология  детей дошкольного возраста. - М., 1964.


Информация о работе Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста