Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава. 1. Характеристика понятий………………………………………….3
1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание……………………………………………………………………..4
1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста………………………………………………………………………….6
Глава. 2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………….9
2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….. 9
2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста….. 13
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста…….13
Заключение…………………………………………………………….16
Библиографический список…………………………………………..17

Файлы: 1 файл

физическиое воспитание.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

 По «Программе воспитания  в детском саду» физкультурные  занятия проводятся два раза  в неделю. Одной из них может  сопровождаться музыкой. Необходимым  условием для этого является  тщательный и разнообразный подбор  музыкальных произведений и их  квалифицированное исполнение (Т.  И. Осокина).

 Физкультурно-оздоровительные  мероприятия

 К физкультурно-оздоровительным  мероприятиям относятся: утренняя  гимнастика, физкультминутки, закаливающие  процедуры в сочетании с физическими  упражнениями.

Утренняя гимнастика, влияя  на формирование правильной осанки, углубляет  дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену веществ.

 Зарядка, как ещё  утреннюю гимнастику называют  в практике, воспитывает у детей  внимание, целеустремлённость, способствует  повышению умственной деятельностью,  вызывает эмоции и радостные  ощущения. Таким образом, утренняя  гимнастика во взаимосвязи с  закаливающими процедурами является  важным, многостороннем физкультурно - оздоровительным процессом, повышающим  и сохраняющим в течение дня  жизнерадостное состояние ребёнка  (М. И. Фонарёва, 1980).

 Значение физкультминутки  (кратковременные физические упражнения) заключается в смене характера  деятельности и позы ребёнка  путём двигательной активности, снимающей утомления, восстанавливающей  эмоционально — положительные  состояния психики.

 Если в процессе  занятия ребёнок долго сидит,  то вследствие статического состояния  мышц возникают застойные явления,  влияющие на нервную систему  и вызывающие чувства усталости.  Ребёнок начинает проявлять «двигательное  беспокойство», старается изменить  позу, подчас невыгодную для формирующееся  осанки.

 Физкультминутка направлена  на внимания, деятельного состояния  всего организма. Выполнения физических  упражнений или подвижная игра  вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает  кровообращения и тем самым  повышает интенсивность работы  сердца, дыхания. Всё вместе влияет  на восстановление эмоционально - положительного состояния психики  ребёнка, повышение умственной  деятельности и общего физического  состояния. Усталость исчезает, ребёнок  отдохнул и снова охотно занимается.

 Закаливающие процедуры  в сочетание с физическими  упражнениями также играют немалую  роль в физкультурно-оздоровительных  мероприятиях. В дошкольных учреждений  в целях закаливания детей  используется воздушные ванны,  водные процедуры и солнечные  ванны.

«Программа воспитания в  детском саду» предусматривает  применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с  первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность, указана время их проведения, обязательность индивидуального подхода в соответствии с рекомендациями врача.

 Организации работы  по физическому воспитанию в  повседневной жизни

 Правильная организация  физического воспитания детей  в повседневной жизни обеспечивает  выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического  воспитания ребёнка и его психики  в течение дня.

 Оздоровительные и  воспитательно-образовательные задачи  программы физического воспитания  детей осуществляется в различных  формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная  работа с отдельными детьми  и с небольшими группами, физкультурные  праздники, самостоятельные занятия.

 Подвижные игры как  основная двигательная деятельность  детей дошкольного возраста планируется  воспитателем в различное время  дня в соответствие с режимом  каждой возрастной группы.

 Чтобы использовать  все возможности для игровой  деятельности детей в течение  дня, необходимо строго придерживается  установленного режима, основу которого  составляет врачебно — гигиенические  требования и учёт возрастных  особенностей детей каждой группы.

 Подвижные игры способствуют  всестороннему развитию детей,  содействуют оздоровления организма,  обогащают жизнь детей новым  содержанием, воспитывают их чувства,  поведения, ориентировку в окружающей  среде, самостоятельность и творческую  инициативу.

 Прогулки и экскурсии  за пределы детского учреждения  представляют собой простейший  вид детского туризма. Это интересные  и полезные для детей небольшие  путешествия с определённой целью.  Они содействуют укрепления здоровья, физическому развитию детей воспитания  этических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных  навыков и физических качеств.

 Опыт детских садов  показал, что систематическое  закаливания и проведение регулярных  прогулок с использованием лыж  и коньков, значительно снижает  количество инфекционных и простудных  заболеваний.

 Не менее важное  значение имеет самостоятельная  деятельность детей в течение  дня.

 У ребёнка сильная  потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными  и случайными, необходимо целенаправленное  руководство воспитателя. Нужно  своевременно предлагать интересную  для ребёнка деятельность, периодически  корректировать её, дозировать время.

  Большое место в  самостоятельной деятельности детей  должны занимать подвижные игры  с правилами: они развивают  творческую инициативу, организаторские  умения, вырабатывают критерии оценки  поведения участников и выполнения  правил, сближают детей.

 Физкультурные праздники  в детском саду представляют  собой демонстрацию здорового,  жизнерадостного состояния детей  и их достижений в формировании  двигательных навыков.

2.2 Средства физического  воспитания детей дошкольного  возраста

 Для решения задач  физического воспитания детей  дошкольного возраста используются  различные средства: гигиенические  факторы, естественные силы природы,  физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей  влияют движения, входящие в различные  виды деятельности (труд, лепка, рисование,  конструирование, игра на музыкальных  инструментах, процессы одевания, умывания  и др.). Указанные средства имеют  разное значение и занимают  определенное место и советской  системе физического воспитании  на разных этапах возрастного  развития человека.

 В тесной связи с  ними используются также средства  нравственною, умственного, эстетического  воспитания, направленные на гармоническое  развитие личности.

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического  воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у  человека положительные эмоции, что  в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.

Использование естественных сил природы в сочетании с  физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

 Солнце, воздух, вода используются  и как самостоятельные средства  закаливания организма человека  Они вырабатывают приспособляемость  организма к повышенной и пониженной  температуре воздуха, воды, к резким  и быстрым изменениям метеорологических  факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

 Закаливание имеет  и другое значение: оно способствует  воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).

В дошкольных учреждениях  труд используется при строгом дозировании  нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического  развития и физической подготовленности.

 Эффективность использования  средств физического воспитания  повышается при правильном сочетании  их на разных возрастных этапах. Так, в первые месяцы жизни  ребенка наибольшее значение  имеют гигиенические факторы  и естественные силы природы.  В дальнейшем увеличивается роль  физических упражнений, а также  различных видов деятельности, включающих  разнообразные движения.

 Классификация физических  упражнений

 Классификация означает  распределение физических упражнений  по группам в соответствии  с определенными признаками. Разные  физические упражнения имеют  много общих признаков. Важно  установить главный признак, по  которому следует разделить; упражнения  на группы. Этот признак должен  быть существенным в педагогическом  отношении. Классификации, составленные  по разным признакам, помогают  ориентироваться во множестве  существующих физических упражнений  и соответствовать отбору соответственно  поставленным задачам.

 В настоящее время  используется классификация физических  упражнений, в основу которой  положены исторически сложившиеся  системы средств физического  воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет  специфическое значение и делится  еще на более редкие классификационные  подгруппы.

Гимнастика в советской  системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие  упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах  и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.).

 Специфической особенностью  гимнастики является: избирательное  воздействие на различные части  тела, отдельные суставы, мышечные  группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.

 Эти особенности гимнастики  позволяют использовать ее на  занятиях людям лее: возрастов  с различной физической подготовленностью  и разным состоянием здоровья.

 Для детей дошкольного  возраста рекомендуется главным  образом отавная гимнастика и  элементы художественной гимнастики.

Это помогает закреплению  двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно  изменяющихся условиях.

 Ярко выраженная эмоциональность  игровых действий позволяет человеку  с большим удовольствием и  более длительное время выполнять  упражнения, что усиливает их  влияние на организм, способствует  развитию выносливости и приводит  к динамичности двигательных  навыков.

Между участниками игры возникает  взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).

 Многообразие способов  достижения цели, внезапные изменения  ситуаций, динамичность действий  не позволяют точно регулировать  физическую нагрузку.

 Игры применяются тогда,  когда движение освоено и требуется  развить умение применять двигательные  навыки в различных ситуациях.  Кроме того, игры применяют для  развития физических качеств,  а также для воспитания морально-волевых  качеств.

Спорт характеризуется достижением  в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные  виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых  спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического  воспитания с учетом возрастных особенностей.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать  физические качества в природных  условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

 В практической работе  по физическому воспитанию используется  классификация упражнении по  признаку преимущественного значения  их для развития физических  качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения  воздействуют одновременно на  развитие всех физических качеств,  но преимущественно (в большей  степени) развивают какое-либо  одно. Например, бег на короткие  дистанции преимущественно развивает  быстроту, бег на длинные дистанции  — выносливость.

Информация о работе Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста