Формы организации адаптивной физической культуры с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:12, реферат

Краткое описание

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности.

Файлы: 1 файл

Контрольная по АФК.docx

— 53.14 Кб (Скачать)

Формы организации адаптивной физической культуры с детьми

 

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все  возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными  недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как  обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических  способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему  общечеловеческие культурные ценности.

 Каждый вид адаптивной  физической культуры имеет свое  назначение: адаптивное физическое  воспитание предназначено для  формирования базовых основ физкультурного  образования; адаптивная двигательная  рекреация — для здорового  досуга, активного отдыха, игр, общения;  адаптивный спорт — для совершенствования  и реализации физических, психических,  эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация — для  лечения, восстановления и компенсации  утраченных способностей. Каждому  из них свойственны собственные  функции, задачи, содержание, степень  эмоционального и психического  напряжения, методы и формы организации.  И вместе с тем они тесно  взаимосвязаны и дополняют друг  друга.

 Адаптивное физическое  воспитание — наиболее организованный  вид адаптивной физической культуры, охватывающий продолжительный период  жизни (дошкольный, школьный, молодежный  возраст), поэтому является основным  каналом приобщения к ценностям  физической культуры. Адаптивное  физическое воспитание (физическая  культура) является обязательной  дисциплиной во всех восьми  видах образовательных (коррекционных)  учреждений, в которых обучаются  около 600 тыс. детей. Это единственный  школьный предмет, сфокусированный  на уважении ребенка к собственному  телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических  занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения  уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации  к здоровому образу жизни.

 Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

 Основной формой организованных  занятий во всех видах адаптивной  физической культуры является  урочная форма, исторически и  эмпирически оправдавшая себя.

 В зависимости от  целей, задач, программного содержания  уроки подразделяются на:

 уроки образовательной  направленности — для формирования  специальных знаний, обучения разнообразным  двигательным умениям;

 уроки коррекционно-развивающей  направленности — для развития  и коррекции физических качеств  и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных  систем и психических функций  с помощью физических упражнений;

 уроки оздоровительной  направленности — для коррекции  осанки, плоскостопия, профилактики  соматических заболеваний, нарушений  сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

 уроки лечебной направленности  — для лечения, восстановления  и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

 уроки спортивной направленности  — для совершенствования физической, технической, тактической, психической,  волевой, теоретической подготовки  в избранном виде спорта;

 уроки рекреационной  направленности — для организованного  досуга, отдыха, игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урочные формы занятий  в физическом воспитании студента

Учебные занятия

Спортивные тренировки

Занятия в спецмедгруппах (СМГ)

Учебные занятия

Теоретический раздел

Практический раздел

Контрольный раздел

Общая и моторная плотность  занятия

 

 

 

     Физическое  воспитание в режиме учебной  работы студентов регламентируется  учебными планами и программами,  которые разрабатываются и утверждаются  Министерством высшего образования  РФ. Государственная программа физического  воспитания определяет обязательный  для студентов всех вузов объем  физкультурных знаний, двигательных  умений, навыков и уровень развития  физических качеств.

 

     Программа по  физическому воспитанию студентов  содержит три основных раздела:  теоретический, практический, контрольный.

 

     Теоретический  раздел. Материал раздела предусматривает  овладение студентами системой  научно-практических и специальных  знаний, необходимых для понимания  природных и социальных процессов  функционирования физической культуры  общества и личности, умения их  адаптивного, творческого использования  для личностного и профессионального  развития, совершенствования, организации  здорового стиля жизни при  выполнении учебной, профессиональной  и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует  мировоззренческую систему научно-практических  знаний и отношение к физической  культуре.

 

     Знания сообщаются  преподавателями кафедры физического  воспитания в форме поточных  лекций в объеме 26 ч.

 

     Лекционный  курс читается по следующим  темам: «Физическая культура в  общекультурной и профессиональной  подготовке студентов», «Социально-биологические  основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».

 

     Кроме этого  студенты получают и углубляют  знания на практических занятиях  и путем самостоятельного изучения  рекомендуемой литературы.

 

     Практический  раздел. Учебный материал данного  раздела направлен на повышение  уровня функциональных и двигательных  способностей, на формирование необходимых  качеств и свойств личности, на  овладение методами и средствами  физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного  опыта обеспечивающего возможность  самостоятельно, целенаправленно и  творчески использовать средства  физической культуры и спорта.

 

     Практический  раздел программы реализуется  на методико-практических и учебно-тренировочных  занятиях в учебных группах  (12 - 15 чел.).

 

     Методико-практические  занятия предусматривают освоение  студентами основных методов  и способов формирования учебных,  профессиональных и жизненных  умений и навыков средствами  физической культуры и спорта.

 

     Деятельность  студентов на этих занятиях  направлена на творческое овладение  методами, обеспечивающими достижение  практических результатов. Каждое  методико-практическое занятие согласуется  с соответствующей теоретической  темой.

 

     Программой  предусматривается следующий перечень  обязательных методико-практических  занятий (36 ч), связанных с лекционным  курсом [12]:

 

      - методики  эффективных и экономичных способов  овладения жизненно важными умениями  и навыками (ходьба, бег, передвижения  на лыжах, плавание);

 

      - простейшие  методики самооценки работоспособности,  усталости, утомления и применения  средств физической культуры  для их направленной коррекции;

 

      - методика  составления индивидуальных программ  физического воспитания и занятий  с оздоровительной, рекреационной  и восстановительной направленностью  (медленный бег, плавание, прогулки  и т.д.);

 

      - основы  методики самомассажа;

 

      - методика  коррегирующей гимнастики для глаз;

 

      - методика  составления и проведения самостоятельных  занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной  направленности;

 

      - методы  оценки и коррекции осанки  и телосложения;

 

      - методы  самоконтроля состояния здоровья  и физического развития (стандарты,  программы, формулы и др.);

 

      - методы  самоконтроля за функциональным  состоянием организма (функциональные  пробы);

 

      - методика  проведения учебно-тренировочного  занятия;

 

      - методы  самооценки специальной физической  и спортивной подготовленности  по избранному виду спорта (тесты,  контрольные задания);

 

      - методика  индивидуального подхода и применения  средств для направленного развития отдельных физических качеств;

 

      - основы  методики организации судейства  соревнований по избранному виду  спорта;

 

      - методы  регулирования психоэмоционального  состояния, применяемые при занятиях  физической культурой и спортом;

 

      - средства  и методы мышечной релаксации  в спорте;

 

      - методика  самостоятельного освоения отдельных  элементов профессионально-прикладной  физической подготовки;

 

      - методика  проведения производственной гимнастики  с учетом заданных условий  и характера труда.

 

     Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

 

     Средствами  практического раздела, направленными  на обеспечение необходимой двигательной  активности студентов, достижение  и поддержание оптимального уровня  физической и функциональной  подготовленности в период обучения  в вузе, являются отдельные виды  легкой атлетики (в основном беговые  и прыжковые), плавание, спортивные  игры, лыжные гонки, туризм, упражнения  профессионально-прикладной физической  подготовки и силовой направленности.

 

     Практический  раздел предусматривает как обучение  занимающихся новым двигательным  действиям, так и воспитание  физических качеств.

 

     Контрольный  раздел. Материал раздела направлен  на дифференцированный и объективный  учет процесса и результатов  учебной деятельности студентов.  Контрольные занятия обеспечивают  оперативную, текущую и итоговую  информацию об уровне освоения  теоретических, практических и  методических знаний-умений, о состоянии  и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной  подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности  учебно-тренировочных занятий выступают  зачетные требования и практические  нормативы, изложенные в примерной  учебной программе для высших  учебных заведений, а также  дополнительные тесты, разрабатываемые  кафедрой физического воспитания  вуза с учетом специфики подготовки  специалистов в данном учебном  заведении.

 

     Обязательными  тестами, определяющими физическую  подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед) и  опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).

 

 

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие  подготовленность при поступлении  в вуз, и в конце - как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

 

 

 

ЗАЧЕТНЫЕ НОРМЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ В ДВГУПС (МУЖЧИНЫ)

Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие  принципиальные положения [3].

 

     1. Занятия физическими  упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать  в первой половине каждого  семестра 70 - 75% упражнений, направленных  на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной  выносливости. Интенсивность нагрузки  у студентов по ЧСС может  доходить до 160 - 170 уд./мин.

 

     Во второй  половине каждого семестра примерно 70 - 75% применяемых средств необходимо  использовать для воспитания  силы общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот  период несколько снижается (ЧСС  доходит до 150 уд./мин).

 

     Такое построение  учебных и самостоятельных занятий  оказывает стимулирующее влияние  на умственную работоспособность  студентов.

Информация о работе Формы организации адаптивной физической культуры с детьми