Формы организации адаптивной физической культуры с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:12, реферат

Краткое описание

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности.

Файлы: 1 файл

Контрольная по АФК.docx

— 53.14 Кб (Скачать)

 

Комплексу основных упражнений могут предшествовать несколько  «постельных» движений и действий. Например: вытягивание тела с поднятыми  вверх руками и удержание этого  положения 3 - 4 сек, не задерживая дыхания, или: по 5 - 7 сгибаний (поочередных или  одновременных) ног, или: 5 - 7 напряжений и расслаблений ягодиц; или (но очень  осторожно!) сгибая ноги, повороты их в  стороны; и т.п.

 

Основные упражнения могут  быть направлены на формирование правильной осанки или способностей управлять  дыханием; допустим, легкие подскоки и  танцевальные элементы; упражнения на равновесие и даже на растягивание. Но правило для них одно - нагрузка минимальна, человек занимается не развитием функций и способностей, а их пробуждением.

 

 

 

 

Важным требованием Г.Г. является использование водных процедур. Они могут быть разными: душ, купание  в реке или обливание водой. Все  зависит от исходного состояния  здоровья человека и его подготовленности к тому или иному виду «водного»  закаливания. Кстати, есть немало людей, которым очень не нравится принимать  холодный душ или обливаться ледяной  водой, и к этому они никак  привыкнуть не могут. Значит надо использовать теплую или чуть прохладную воду, а  основным закаливающим средством использовать процедуры воздушные.

Вводная гимнастика

 

В отличие от утренней зарядки (домашней), выполняется для непосредственной подготовки к выполнению учебной  или профессиональной деятельности перед ее началом, как правило, около  своего рабочего места.

 

В связи с этим основная направленность вводной гимнастики - подготовка ведущих функциональных систем организма к особенностям предстоящей работы, психофизическое  врабатывание.

 

По объему, содержанию и  продолжительности упражнения вводной  гимнастики похожи на зарядку, но при  этом имеют большую степень напряженности, хотя и меньшую продолжительность, больше ритмовых акцентов (против плавных в зарядке), в меньшей мере задействуют те группы мышц, которые не являются ведущими в предстоящей профессиональной деятельности. Поэтому количество упражнений может быть и небольшим, количество повторений их в таком случае возрастет, но опять-таки не до такой степени, чтобы упражнения уподобились тренировочным, преследующим цель увеличения физического потенциала.

Физкультминутки и физкультпаузы

Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах

Физкультурная минутка, нормализующая  мозговое кровообращение

Физкультурная пауза

Физкультурная минутка изометрическая

Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей

 

 Учебная пора - серьезный  период в вузе, связанный с  повышением умственной и психической нагрузи. Этот период требует большого напряжения нервной системы и психических функций. В этот период студентам грозит малоподвижный образ жизни – гиподинамия. Повысить умственную работоспособность и уменьшить риск заболевания гиподинамией в период учебы и подготовки к экзаменам в значительной мере помогают комплексы физкультурных минуток.

 

Физкультпауза - основная форма проведения Г.Г. в режиме рабочего дня. Основная функциональная цель - отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной ее характер, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц (или органам, например, глазам), подвергавшихся воздействию профессиональной нагрузки.

 

Выполнение упражнений - «антагонистов» основным рабочим действиям (прогибаний вместо основных сгибаний или удержания согнутой позы, приседаний вместо длительного стояния на «прямых ногах» и напряженного выпрямленного удержания туловища, «хлопанья» глазами вместо напряженного сосредоточения на предмете труда и т.д., и т.п.) способствует восстановлению снижающегося в процессе работы уровня функционирования органов и систем организма, восстановлению работоспособности и, как следствие, уменьшению количества ошибок профессиональных действий, снижению травматизма, повышению качества труда, а главное: организм выполняет работу с меньшими затратами нервной и физической энергии, с меньшим «износом», с меньшими (возможными) негативными последствиями воздействия различных факторов, с которыми связана работа.

 

Различные формы производственной гимнастики внедряются в жизнь россиян  уже более 80 лет. Весьма важно, что  это внедрение сопровождается фундаментальными научными исследованиями о влиянии  физических упражнений, используемых в режиме трудовой деятельности, как  на организм трудящихся, так и на результаты работы.

 

При этом основы физиологического обоснования эффективности их применения лежат в трудах выдающихся отечественных  ученых: Введенского Н. Е., Виноградова  М. П., Крестовникова А. Н., Маршака И. Е., Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтомского А. А. и многих других. В работах физиологов, психологов и педагогов было определено, что длительное возбуждение разных отделов головного мозга, постоянное напряжение опорно-двигательного аппарата, однообразие двигательных актов и их монотонность - приводят к снижению общей работоспособности. В то же время относительно равномерное распределение и соотношение процессов возбуждения и торможения или их перераспределение между отделами коры головного мозга нормализует реакцию организма на выполняемую работу. Такое перераспределение достигается введением новых (иных) раздражителей, в качестве которых и выступают физические упражнения. В процессе их выполнения среди производственных операций (в отведенные моменты времени) происходит перемещение процесса возбуждения в участки мозга, не связанные с трудовой деятельностью, в результате чего «производственные» управляющие участки восстанавливаются и даже могут «сверхвосста-новиться» за счет так называемой взаимной индукции, т.е. обрести «вторую свежесть». В то же время именно активный, а не пассивный отдых способствует восстановлению рабочих мышечных групп не только за счет центральных управляющих механизмов, но и за счет более интенсивного, чем при бездействии, выведения продуктов метаболизма.

 

Естественно поэтому, что  работоспособность и управляющего и исполнительного аппаратов  организма повышается, результатом  чего оказывается сохранение высокого качества деятельности.

 

«Физкультурная пауза» - это  форма Г.Г., используемая в специальные  перерывы 1 - 2 раза в режиме рабочего дня за полтора-два часа до обеденного перерыва или до окончания работы. В эти моменты наблюдается  наибольшее утомление и рассеивание  внимания. Поэтому в течение обычно пяти минут выполняются 6 - 8 упражнений разминающего и отвлекающего характера, растягивание мышц, выполнявших силовую  нагрузку.

 

Условно выделяют два типа физкультурной паузы: активную - с достаточно высоким темпом упражнений их разнообразием, широкой амплитудой, и пассивную - с ограниченными перемещениями и движениями больше расслабляющего характера. Выбор того или иного варианта обусловлен и особенностями трудовой деятельности и состоянием человека в данный момент. Причем, если наблюдается относительно высокая степень утомления, это вовсе не означает, что следует использовать пассивный вариант. Вполне возможно, что восстановление произойдет как раз за счет применения активных упражнений. Но при этом следует учитывать, что оно может осуществиться за счет включения резервных возможностей организма, и поэтому улучшение окажется кратковременным, а затем произойдет довольно резкое и существенное снижение работоспособности, для восстановления потребуется достаточно продолжительное время и применение комплекса мероприятий. Поэтому соблазняться такой возможностью быстрого восстановления в процессе рабочего дня не следует.

 

Различные формы Г.Г. в  режиме рабочего дня ориентированы  на условия и характер трудовой деятельности. Поэтому учеными произведено  условное группирование профессий:

 

с преобладанием нервного напряжения при низком уровне физической нагрузки и относительно однообразных движениях (например, швеи-мотористки, сборщики точных механизмов и т.п.);

 

с сочетанием физической и  умственной деятельности при средней  физической нагрузке (станочники, сборщики на конвейере);

 

разнообразные операции со значительными  физическими нагрузками (строители, шахтеры и др.);

 

с преобладанием умственной деятельности (врачи, диспетчеры и т. п.). Понятно, что в соответствии с  такими характерными особенностями  протекает и динамика функционального  состояния организма. Поэтому и  комплексы упражнений должны учитывать  как содержание труда, так и моменты  целесообразного применения. Они определяются: общей кривой физиологической нагрузочности, температурными режимами, двигательными ритмами (их одно- или разнообразием, сменой, сочетаниями), психической напряженностью, физической трудностью и т. п., и т. д.

 

 

 

Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах

 

Стоя у опоры, 8-10 раз  подняться высоко на носки, лодыжки  плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.

 

Физкультурная минутка, нормализующая  мозговое кровообращение

 

Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив  плечи, выдох. 4-6 раз. Т.м.

 

Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая  сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.

 

Исходное положение –  стоя, придерживаясь за одну опору  или сидя, голова прямо.1- отвести  голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить  подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание  равномерное. Т. м.

 

Физкультурная пауза

 

Ходьба на месте, сжимая и  разжимая кисти. 20-39 с.

 

Исходное положение –  о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 –  руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.

 

Исходное положение –  ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2- рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4- исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.

 

Исходное положение –  стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох  порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Т. с.

 

Исходное положение –  основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.

 

Исходное положение –  основная стойка 1 - левую ногу на широкий  шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый  наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.

 

Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой  расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.

 

Физкультурная минутка изометрическая

 

Исходное положение –  сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать  правую пятку и левый носок, удерживая  напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.

 

Исходное положение –  сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.

 

Исходное положение –  сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять  ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.

 

Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей

 

Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.

 

Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.

 

 

 

Руки вытянуть вперед, последовательно  сгибая и разгибая пальцы, начиная  с большого. 1 мин.

 

Пальцы слегка сжать в  кулак, вращать кисти рук в  направлении друг к другу, затем  в обратную сторону. 1 мин.

Вечерняя гимнастика

 

«Вечерняя гимнастика» - форма  Г.Г., используемая с целью подготовки к переходу ко сну. Она применяются в случае остаточного психического напряжения или стойкого утомления, возникших в ходе трудовой деятельности, а также при локальных мышечных перенапряжениях и крепатуре.

 

При определении содержания упражнений весьма важно учитывать  типологические особенности высшей нервной деятельности индивидуума: его возбудимость и уравновешенность, силу типичных для него нервных процессов, общее состояние здоровья и наличие  каких - либо отклонений, восприятие определенных видов физических упражнений и сопутствующих  средств (массажа, стретчин-га, вида водных процедур и их температурных режимов), а также психологической и методической подготовленности к использованию вечерних занятий. Конечно, все это надо учитывать при использовании любых форм Г.Г., но в данном случае это требование приобретает особое значение, поскольку неадекватное использование физических упражнений, неверный их подбор и несвоевременное применение (например, незадолго до сна) могут попросту возбудить человека вместо успокоения, лишить его сна и, в конце концов, не дать восстановиться к следующему трудовому дню, увеличить психофизическое перенапряжение и (что весьма важно!) психологически негативное восприятие и своей деятельности, и окружающей действительности.

 

 

Формы физкультурных занятий  с детьми школьного возраста

 

Физическая культура детей  школьного возраста осуществляется в трёх сферах:

 

-                   в учебных заведениях, составляющих  систему среднего образования;

 

-                   в организациях, осуществляющих  внешкольные занятия физическими  упражнениями;

 

-                   в семье.

 

Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. Однако в практике физического воспитания школьников все виды занятий принято  делить на две группы:

 

1)                 Урочные занятия (уроки).

Информация о работе Формы организации адаптивной физической культуры с детьми