Формы организации адаптивной физической культуры с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:12, реферат

Краткое описание

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности.

Файлы: 1 файл

Контрольная по АФК.docx

— 53.14 Кб (Скачать)

 

     2. На занятиях  физического воспитания, проводимых  как первая пара, целесообразно  использовать нагрузки малой  интенсивности (ЧСС = 110 - 130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130 - 150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50 - 60%. Основное назначение таких занятий - обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

 

     В случае, когда  урок физического воспитания  проводится на 3 - 4-й паре, ЧСС не  должна превышать 150 - 160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

 

     3. Проведение  физкультурных занятий 2 раза  в неделю с малотренированными  студентами и нагрузками большой  интенсивности существенно снижает  умственную деятельность в течение  учебной недели. Поэтому важно  учитывать уровень физической  подготовленности при планировании  физических нагрузок, чтобы не  привести к снижению умственной  активности.

 

     4. Занятия различными  видами спорта по-разному оказывают  воздействие на умственную работоспособность.  Так, с одной стороны, игровые  виды и единоборства предъявляют  повышенные требования к психике.  Это обусловлено повышенным функционированием  эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является  снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные  игровые эмоциональные нагрузки  стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается  тогда, когда содержание физкультурных  занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

 

     5. В период  экзаменационной сессии занятия  желательно проводить не более  2 раз в неделю на свежем  воздухе с интенсивностью, сниженной  до 60 - 70% от обычного уровня. Целесообразно  использовать упражнения циклического  характера (плавание, лыжи, бег).

 

     Таким образом,  направленность занятий физическими  упражнениями в период сессии  может быть по своему характеру  как  оздоровительно-профилактической (в основном для неспортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов). В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:

 

      - понедельник  - занятия физическими упражнениями  с целью активизации психофизического  состояния организма студента;

 

      - среда - занятия физическими упражнениями  для поддержания работоспособности;

 

      - пятница  (или суббота) - занятия физическими  упражнениями с целью снятия  недельного кумулятивного утомления.

 

     Следует отметить, что только систематическое использование  разнообразных средств физического  воспитания создает объективные  условия для оптимального проявления  умственной работоспособности.

 

     При построении  учебно-тренировочного занятия обычно  его разделяют на четыре части:  вводную, подготовительную, основную, заключительную.

 

     Во вводной  части необходимо создать рабочую  обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

 

     Подготовительная  часть занятия включает общую  и специальную разминку. Задача  общей разминки - активизировать (разогреть)  мышцы опорно-двигательного аппарата  и функции основных систем  организма, тесно связанных с  физической нагрузкой, особенно  сердечнососудистой и дыхательной  систем. Обычно для этого применяется  медленный бег и гимнастические  упражнения для всех основных  групп мышц. Специальная разминка  готовит организм к конкретным  заданиям основной части занятия,  когда выполняются специально-подготовительные  упражнения, сходные по координации  движений и физической нагрузке  с предстоящими двигательными  действиями в основной части  занятия. Продолжительность подготовительной  части от 15 до 30 мин (зависит от  подготовленности занимающихся  и характера предстоящего задания).

 

     Основная часть  занятий бывает простой и сложной.  Простая характеризуется однотипной  деятельностью (например, кроссовый  бег на 3000 - 5000 м, двусторонняя  игра в баскетбол, футбол). В  сложной части применяются разнородные  упражнения, требующие иногда дополнительной  специальной разминки (например, при  переходе от прыжков к силовым  упражнениям).

 

     Основная трудность  при проведении сложной основной  части занятий заключается в  том, чтобы определить порядок  выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале  основной части разучивать технику  физических упражнений большей  координационной сложности. Тренировочные  нагрузки для развития физических  качеств целесообразно планировать  в следующем порядке: упражнения  на быстроту движений, затем на  силу и в конце занятия на  выносливость. Основная часть занимает  в среднем 70% времени.

 

     В  заключительной  части постепенно снижается функциональная  активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

 

     При необходимости  в заключительной части проводится  анализ проделанной работы, определяются  задания для самостоятельной  подготовки и др.

 

 

 

     Общая и моторная  плотность занятия

 

     Проблема оптимизации  нагрузки зависит от ее дозирования  в физических упражнениях, от  плотности занятия. Различают  общую и моторную плотность  учебно-тренировочного занятия.

 

     Общая плотность  - отношение педагогически оправданного  времени ко всей продолжительности  занятия. Педагогически оправданное  время - это время, затраченное  на подготовку инвентаря и  оборудования, на объяснение и  показ упражнений, на выполнение  физических упражнений и заданий,  на отдых между упражнениями.

 

     К неоправданным  затратам времени относятся задержки  начала занятий, недостаток или  отсутствие необходимого инвентаря,  нерациональная трата времени  из-за нарушения дисциплины.

 

     При проведении  учебно-тренировочного занятия следует  стремиться к стопроцентной общей  плотности.

 

     Моторная плотность  - отношение времени, затраченного  непосредственно на выполнение  физических упражнений, ко всей  продолжительности занятия. Моторная  плотность может колебаться от 10 - 15 до 79 - 90%. Рациональная моторная  плотность и дозирование учебно-тренировочной  нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической  и спортивной подготовленности  занимающихся, от условий занятий,  от характера конкретных учебных  или тренировочных заданий.

 

     Именно моторная  плотность часто определяет пульсовую  «стоимость» занятий, т.е. определяет  кривую изменения ЧСС в течение  всего занятия и, следовательно,  фактическую интенсивность физической  нагрузки занимающегося.

Спортивные тренировки

 

Возрастные особенности  студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности  их возможностей и условий позволяют  им заниматься различными видами спорта.

 

Организационные особенности  занятий спортом студентами:

 

• доступность и возможность  заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая  культура»;

 

• возможность заниматься спортом в свободное от учебных  академических занятий время  в вузовских спортивных секциях, а также самостоятельно;

 

• возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в  учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

 

Вся эта система дает возможность  каждому практически здоровому  студенту сначала познакомиться, а  затем выбрать вид спорта для  регулярных занятий.

 

Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу  выбора вида спорта для студентов  основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на 1 курсе  студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта для систематических  занятий в процессе обучения в  вузе.

 

Спорт в элективном курсе  физического воспитания студентов - эта та часть преимущественно  практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в которой  вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического  воспитания). Однако здесь уместно  сделать небольшую оговорку: в  учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые  связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую  программу не включаются шахматы, шашки  и т.п.

 

Мотивация выбора того или  другого вида спорта у каждого  студента, конечно, своя, но принципиально  в этом процессе то, что «не меня выбирают, а я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскетбольным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

 

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых  случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей  физической подготовки (например, у  мужчин бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти  студенты проходят подготовку в группах  ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам  спорта (разрешается не более 15 человек  в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер - из-за ограниченности мест занятий и других причин.

 

Спорт в свободное время - неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов.

 

В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным  видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются в  вузах ректоратом, общественными  организациями, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации  таких секционных занятий, определения  их спортивного профиля чаще ёго выступают сами студенты.

 

Самостоятельные занятия - одна из форм спортивной подготовки. В некоторых  видах спорта такая подготовка позволяет  значительно сократить временные  затраты на организованные тренировочные  занятия проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная  спортивная подготовка не исключает  возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.

 

Термин «тренировка» происходит от английского слова означающего  упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная  тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного  упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.

 

Постепенно содержание понятия  «спортивная тренировка» расширилось  и сейчас понимается как планируемый  педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и  тактике и развитие его физических способностей.

 

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально  возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

 

В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в  соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших  спортивных показателей.

 

В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

 

1) освоение техники и  тактики избранной спортивной  дисциплины;

 

2) совершенствование двигательных  качеств и повышение возможностей  функциональных систем организма,  обеспечивающих успешное выполнение  соревновательного упражнения и  достижение планируемых результатов;

 

3) воспитание необходимых  моральных и волевых качеств;

 

4) обеспечение необходимого  уровня специальной психической  подготовленности;

 

5) приобретение теоретических  знаний и практического опыта,  необходимых для успешной тренировочной  и соревновательной деятельности.

     Занятия в  спецмедгруппах (СМГ)

 

     Число студентов  с ослабленным здоровьем, не  позволяющим им заниматься физической  культурой по государственной  программе, составляет в зависимости  от вида высшего учебного заведения  от 15 до 30% (В.В.Чоговадзе, М.М.Рыжак, 1993).

Информация о работе Формы организации адаптивной физической культуры с детьми