Формы организации адаптивной физической культуры с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:12, реферат

Краткое описание

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности.

Файлы: 1 файл

Контрольная по АФК.docx

— 53.14 Кб (Скачать)

 

     В связи с  тенденцией увеличения количества  студентов, имеющих отклонения  в состоянии здоровья, возрастает  значение современного направления  физической культуры, объектом познания, воздействия и оздоровления которого  являются больные люди, - адаптивной  физической культуры (АФК). Специалисты  АФК активно привлекают к физкультурно-спортивной  деятельности даже инвалидов,  способствуя тем самым максимально  возможному развитию их жизнеспособности  и эффективной самореализации  в качестве социально значимых  членов общества (С.П.Евсеев, 1998). Именно в АФК разрабатываются средства и методы, способствующие оздоровлению и адаптации к учебной и трудовой деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (С.П.Евсеев, 1998; Г.А.Хомутов, 1999; и др.).

 

     Образовательный  процесс по дисциплине «Физическая  культура» со студентами, имеющими  освобождение от практических  занятий на длительный срок, осуществляется  по учебной программе, которая  включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический (Г.А.Хомутов, 1999).

 

     В образовательном  модуле программы студенты получают  знания на уровне современных  научных достижений по проблеме  «Человек и его здоровье».

 

     В валеометрическом модуле программы студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представление об уровне имеющегося у них здоровья, о подверженности риску заболевания основными патологическими синдромами, динамике состояния здоровья под влиянием реализации собственной программы оздоровления.

 

     Систематизирующим,  объединяющим и стимулирующим  началом образовательного процесса  является разработка студентами  личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной, базовой и дополнительной  по содержанию, текущей и перспективной  по времени программы оздоровления. Обязательными составляющими базовой  программы являются двигательная  активность, термозакаливание, дыхательная гимнастика, рациональное питание, психотехнологии. Дополнительные программы включают индивидуальные методы оздоровления, зависящие от имеющегося у студентов заболевания. Базовая и дополнительная про-. граммы индивидуального оздоровления по времени планируются как текущие - на период обучения в вузе и как перспективные - на обозримый период времени, примерно на 5 лет.

 

     В практическом  модуле программы целеполагание  подкрепляется целедостижением, т.е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздоровления на занятиях по адаптивной физической культуре и самостоятельно.

 

     Оптимальными  формами (адекватными состоянию  здоровья) привлечения студентов  к освоению ценностного потенциала  физической культуры являются:

 

     1) практическая  реализация под руководством  преподавателя личностно-ориентированных,  индивидуальных программ оздоровления;

 

     2) рекреативные  занятия в виде циклических  физических упражнений аэробного  характера (например, пешеходные  и лыжные прогулки).

 

     Как показали  исследования Г. А.Хомутова, практическая реализация личностно-ориентированной программы оздоровления формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положительной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после физической нагрузки. Занятия по адаптивной физической культуре способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения (методика САН).

Неурочные формы занятий  в физическом воспитании студентов

Малые физкультурно-оздоровительные  формы

Дополнительные оздоровительные  занятия

Спортивные мероприятия

Малые физкультурно-оздоровительные  формы

Утренняя гимнастика

Вводная гимнастика

Физкультминутки и физкультпаузы

Вечерняя гимнастика

 

Успешность применения малых  физкультурно-оздоровительных форм зависит от соблюдения некоторых  общих условий:

 

- необходимости подготовительной  работы, заключающейся в сборе  исходной информации о правилах  построения занятия, 

 

- условиях проведения комплекса упражнений,

 

- оценке собственных возможностей, самоподготовке к занятию;

 

- обязательного сочетания  занятий с приемами самомассажа,  водными процедурами, закаливанием, соблюдением гигиенических норм;

 

- непременного текущего  контроля за состоянием здоровья и реакциями на нагрузку;

 

- постоянной оценки эффективности  занятий и удовлетворенности  ими.

 

В последнее время появились  разного рода частные методики узкой  направленности, имеющие некоторые  черты, сходные с традиционными  видами оздоровительной гимнастики: гимнастика для нервов, гимнастика для сосудов, антистрессовая гимнастика, восстановительная статическая  гимнастика и др.

 

Многообразие традиционных и нетрадиционных форм и методик  занятий Г.Г. уже свидетельствует  об их широкой доступности и вероятной  эффективности используемых в них  упражнений для решения задач  оздоровления.

 

Традиционная гигиеническая  гимнастика («Г.Г.») - это система  простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может  применяться практически во всех возрастных периодах и при любой  подготовленности к физической нагрузке.

 

В процессе занятий Г.Г.:

 

- осуществляется профилактика  неблагоприятных воздействий на  организм окружающей среды;

 

- нормализуется работа  основных функциональных систем;

 

- улучшается работоспособность  организма;

 

- формируются базовые  двигательные навыки;

 

- воспитывается культура  движений и поведения;

 

-формируется «личная физическая  культура» и потребность в  регулярных занятиях физическими  упражнениями, стремление к совершенствованию.

 

Одной из главных отличительных  черт Г.Г. является органическое сочетание  используемых в ней упражнений с  гигиеническими и закаливающими  факторами.

 

В занятиях Г.Г. стараются  обеспечить комфортность, в значительной мере способствующую не только эмоциональному настрою, но и качеству оздоровительных  воздействий. А они весьма разнообразны: от легких потягиваний до относительно трудных «отжиманий» в упоре  лежа, от ласковых солнечных ванн до бодрящих обливаний холодной водой.

 

Г.Г. имеет глубокие исторические корни. Системы упражнений, не требующих  специальных приспособлений и оборудования, появились еще в XIX в. Эти упражнения называли «комнатной гимнастикой», за сравнительно короткое время они  «давали телу равномерную и достаточно интенсивную нагрузку и воспитывали  силу воли».

 

Г.Г. прошлых столетий характеризуется  наличием различных комплексов, которые  были частными вариантами национальных гимнастических систем. Например, «система телесного развития» (Аттила, Сандов, Дебоннэ) состояла из упражнений для развития силы, для «удовольствия» и «вольные движения». Эти упражнения для домашних занятий включали свободные движения без отягощений, «осторожные» движения и пластические позы, а также упражнения с гантелями. Нужно отметить, что выбор упражнений был скрупулезным, поскольку считалось, что «не всякое упражнение полезно». Наибольшее распространение в то время имели системы Д. Шребера, И. Мюллера и И. Прошека.

 

«Домашняя гимнастика для  каждого пола и возраста» Д. Шребера была направлена на использование «свободных движений тела» с целью предупреждения различных заболеваний и недостатков развития. Комплекс включал 45 упражнений, подобранных по анатомическому признаку (для всех мышечных групп). Упражнения выполнялись плавно, в спокойном темпе, но с достаточным мышечным напряжением. Необходимым элементом занятий считались паузы для восстановления дыхания и пульса после каждого упражнения. Дозировка определялась по самочувствию и путем учета определенного количества повторений упражнения. Предлагался следующий режим: 1 - 2 раза в день по 15 - 30 минут. Такие условия использования упражнений должны были сочетаться с гигиеническими факторами: чистым проветренным помещением, здоровыми привычками.

 

Система И. Мюллера - «15 минут  ежедневной работы для здоровья» - была направлена на профилактику заболеваний, поддержание хорошего самочувствия и здорового образа жизни. Уже  через 10 дней занятий предполагался  положительный эффект воздействия  упражнений. Комплекс включал 18 движений для различных суставов: быстрые сгибательно-разгибательные движения, повороты туловища - направленные на улучшение подвижности в суставах и увеличение суставных амплитуд движений. Отличительной чертой данной системы являлась схема» последовательности и чередования упражнений: движения общеразвивающего характера - водные процедуры - самомассаж рук и ног. Кроме того, предлагались дополнительные упражнения «для красоты и хорошей осанки». Для регламентации упражнений предлагалась таблица соотношения продолжительности и количества повторений каждого упражнения, а также учет состояния дыхания и пульса. Сохранялись и традиционные требования гигиены.

 

«Система гимнастики согласованных  мускульных групп» И. Прошека рассматривалась автором как самостоятельные упражнения для развития тела и как дополнительные среди других разновидностей физических упражнений. Типичный комплекс включал: 14 упражнений для различных частей тела, 3 дыхательных упражнения на фоне расслабленных мышц и водные процедуры. Система предлагалась всем желающим, но особенно рекомендовалась людям с малоподвижным образом деятельности. При этом базовым считался принцип «одновременное и равное развитие силы и «силы воли».

 

Режим занятий предполагал  последовательное увеличение количества упражнений в течение 6 недель, соответственно должна была увеличиваться и продолжительность  занятия. Максимальной нагрузкой считалось удержание силового напряжения в течение 5-6 сек с 10 повторениями. Эффект такой изометрической тренировки должен был проявиться через 1 - 2 месяца занятий, после чего комплекс упражнений следовало менять. При выполнении упражнений требовался контроль за дыханием; при этом движение (или напряжение) выполнялось на глубоком вдохе через нос и следующий акцент в дыхании - на выдохе.

 

Несмотря на то, что описанные  системы имели свои особенности, их объединяют следующие признаки:

 

· сочетание занятий упражнениями с соблюдением гигиенических  норм;

 

· сочетание упражняющих  движений с «правильным» дыханием при  различном акцентировании его на вдохе или выдохе;

 

· использование достаточно строгой дозировки нагрузки и  контроля за реакцией на нее организма;

 

·  использование различных  сочетаний упражнений и схем их чередования  в зависимости от этапа (периода) занятий.

 

С позиции современной  науки и методики названные системы в определенной мере выглядят наивными. Тем не менее, и в наше время использование их базовых принципов с целью оздоровления - вполне приемлемо, а опыт - безусловно важен и полезен.

 

В современной Г.Г. различают следующие виды:

 

1)   утреннюю гимнастику (зарядка);

 

2)   гимнастику в режиме  рабочего дня (вводная, физкультпауза);

 

3)   вечернюю гимнастику (перед сном).

 

Для них характерны общие  требования и правила организации:

 

ü предварительное ознакомление или разучивание упражнений - в  зависимости от степени их новизны  и двигательного опыта занимающегося;

 

ü точная адресация упражнения (кому, зачем) требует индивидуального  определения текущего состояния, а  также физических, двигательных и  функциональных возможностей организма. Это важно как для здоровых людей, так и для тех, кто имеет  какие-либо отклонения в состоянии  здоровья;

 

ü подбор упражнений всегда должен основываться на принципе доступности; в то же время они должны быть достаточно сложны и разнообразны, охватывать нагрузкой все звенья тела;

 

ü выполнение упражнений желательно сопровождать «подсказкой» наилучших  вариантов исполнения - для чего, по возможности, использовать видеотехнику, или наглядный показ упражнения инструктором; особенно важно довести  до занимающегося правильный образ перед его самостоятельным занятием;

 

ü следует создавать удобные  условия для занятий: достаточность  размера площадки для упражнения, соответствие одежды - не стесняющей движения и теплообмен, музыкальное сопровождение - как приятный фон или как лидер  темпа и ритма;

 

ü   при выполнении упражнений следует избегать больших задержек дыхания, исключать значительные силовые  напряжения, ограничивать количество положений и движений, связанных  с действиями «вниз головой».

 

Особенности занятий различными формами Г.Г.

 

 

Утренняя гимнастика  Используется в период перехода от пассивного состояния (сна) к активной деятельности. Во время сна, когда основные функциональные системы находятся в состоянии минимального возбуждения (или заторможены) и в силу их инертности, переход от физиологического покоя к бодрому состоянию должен протекать, с одной стороны, спокойно, но, с другой - активным включением в работу всех систем. Этому способствует «мягкая» активизация функциональных систем, которую обеспечивают соответствующие физические упражнения. В то же время типически разные люди (одни - медлительные, другие - поспешные) в этих упражнениях «уравновешиваются».

 

 

 

 Ежедневные самостоятельные  занятия доступными и разнообразными  упражнениями, выполняемыми по утрам,  длятся, как правило 10 - 15 мин, хотя вполне вероятна и индивидуальная продолжительность. В зарядку включают 8 - 10 упражнений, охватывающих все звенья тела, чередуя легкие и относительно более трудные (но опять-таки, без больших напряжений) движения и позы тела.  

Информация о работе Формы организации адаптивной физической культуры с детьми