Формирование навыков осанки детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный период является важнейшим и определяющим для
развития человека в целом. В этот период формируются основы психического
и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты
характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки

Оглавление

Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной
осанки у детей дошкольного возраста ..............................................................6
1.1 Значение правильной осанки .........................................................................6
1.2. Виды и признаки нарушений осанки ..............................................................8
1.3. Причины нарушения осанки .......................................................................12
Глава 2. Методика формирования правильной осанки, профилактика ее
отклонений у детей дошкольного возраста. ..................................................15
2.1. Условия формирования правильной осанки ........................................15
2.2. Средства формирования правильной осанки ........................................17
2.3. Профилактика нарушений осанки ............................................................20
Заключение .................................................................................26
Список источников ...........................................................................................28
Приложение1 .....................................................................................................30
Приложение 2 .....................................................................................................32
Приложение 3 ...

Файлы: 1 файл

Формирование навыка осанки у детей.docx

— 59.92 Кб (Скачать)

Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана»9.

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения10:

  • прогибание спины с обручем или с мячом в руках;
  • наклоны в стороны с обручем за спиной;
  • приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках;
  • наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках;
  • поднимание ног вверх лежа на спине;
  • ползание на четвереньках;
  • ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки.

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме, например: «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»11. Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы:

    • индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку
    • постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях.

Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку.

При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Таким образом, проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и плоскостопия и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка

 

 

2.3. Профилактика нарушений осанки

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика.

Профилактика нарушения осанки - это комплекс мер для поддержания осанки в хорошем состоянии или же предупреждающие действия, не допускающие нарушение осанки. Никто не будет спорить, что профилактика нарушения осанки лучше, чем головная боль с исправлением осанки, тогда когда она уже испорчена.

Сразу стоит заметить, что профилактика нарушения осанки - это не какое-то разовое действие, это процесс, то есть это нужно делать постоянно и регулярно.

Имея хоть малейшее представление, какие существуют виды нарушений осанки, найти причину будет легче. Ведь что-то привело осанку в теперешнее положение, это следствие, значит должна быть и причина. Если не убрать причину нарушения, то все лечение нарушений осанки  пойдет коту под хвост. На время это поможет, но, как только человек вернется в привычную среду, которая уже до этого вызывала проблемы с осанкой, и начнет делать то, что и раньше все вернется на свои места. Дефекты осанки опять напомнят о себе. Поэтому, чтобы добиться долговременного эффекта, необходимо решать проблему в корне - сначала устранить негативные факторы, влияющие на осанку.

Правильная осанка и нормальное телосложение относятся к числу критериев, определяющих состояние здоровья детей. Формирование осанки начинается в раннем возрасте и в основном зависит от силы мышц и правильного двигательного режима.

Осанка создаётся двумя путями:

  • Первый связан с развитием мощного мышечного корсета, способного постоянно «защищать» позвоночник.
  • Второй - сознательный контроль поз и положений тела, воспитание навыков правильной осанки.

Эти условия взаимосвязаны. Ведь не имея сильной мускулатуры, трудно длительно удерживать правильную позу, и наоборот: хорошие мышцы ещё не дают гарантий от сутулости.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

Профилактика и исправление осанки - кропотливая комплексная работа, которая должна включать в себя целый комплекс мероприятий12:

1. Постоянная двигательная  активность (ходьба пешком, прогулки, походы).

Красивая походка - понятие не только эстетическое. От того, как мы ходим, во многом зависит положение и деятельность внутренних органов, состояние позвоночника, а значит, здоровье, которое, как известно, закладывается в детстве.

Ставя знак равенства между правильной походкой и здоровьем, можно сделать вывод: формирование правильной ходьбы - одна из задач физического воспитания в ДОУ.

Известно, что ходьба относится к основным циклическим движениям. Внешне выглядя простой и естественной, ходьба на самом деле представляет собой сложное по координации движение, в регуляции которого принимают участие, различные отделы центральной нервной системы, включая кору больших полушарий головного мозга, и, в котором, по словам великого русского ученого Н.А. Бернштейна, «задействованы в ритмическом чередовании почти все сто процентов скелетной мускулатуры».

2. Контроль над правильной  осанкой в течение дня и  на занятиях

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы - разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

3. Включение специальных  физических упражнений в комплексы  утренней гимнастики, физкультурные  занятия, досуги и праздники

Очень важно организовать утренний отрезок таким образом, чтобы дети получили заряд энергии на весь день и хорошее настроение. Поэтому утренняя гимнастика в зале и на воздухе становится одним из средств оздоровления детей и профилактики нарушений осанки и сколиоза.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. На досугах, праздниках дети, с одной стороны, закрепляют, совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, а с другой - в интересной, увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с ними традициями, расширяют кругозор в области спорта.

Главная цель спортивных праздников и досугов - удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

4. Курс корригирующей  гимнастики

Корригирующая гимнастика в последнее время часто используется в дошкольных учреждениях, как форма реабилитации детей 1,5 - 7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.

Причины, определившие внедрение корригирующей гимнастики в дошкольные учреждения, многообразны13:

  • резкое ухудшение здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста;
  • ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка;
  • занятость родителей.

В детских садах есть необходимые условия для своевременной профилактики и реабилитации (режим дня, материально-техническая база, кадры).

Общие задачи корригирующей гимнастики:

  • Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
  • Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
  • Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Главное средство корригирующей гимнастики - физические упражнения. Известно много классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т. д. В дошкольной практике наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов и игры.

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки.

Профилактика нарушений осанки подразумевает соблюдение ряда правил:

  1. Спать следует на поверхности, удерживающей позвоночник от чрезмерного сгибания (исключить мягкие пружины).
  2. Естественная сбалансированная позиция головы, плеч и корпуса при ходьбе.
  3. Регулярные разнообразные физические упражнения с использованием силовых, динамических и координационных компонентов.
  4. Периодические осмотры специалистом для объективизации характеристик осанки ребенка.

Таким образом, предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому для детей дошкольного возраста необходима достаточная двигательная активность, своевременный медицинский осмотр, регулярная лечебно-профилактическая работа как в условиях ДОУ, так и в семье.

Заключение

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что дошкольный период является важным в жизни каждого человека, так как это период развития и становления физического и психического развития ребенка. В дошкольное детство формируется правильная красивая осанка. И самым лучшим средством предупреждения нарушений осанки является систематические занятия физической культурой и спортом. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным поощрением.

Качество физкультурно-оздоровительной работы зависит от эффективной совместной деятельности всего коллектива ДОУ, от осознанного отношения к решению проблем сохранения здоровья и физического развития каждого ребёнка.

Таким образом, раннее выявление и коррекция нарушений приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Из материала мы узнали, что воспитание осанки - сложный многогранный процесс, которому стоит уделять огромное внимание, ведь именно от этого процесса зависит будущее не только физиологическое, но и психологическое любого ребенка. Именно процесс воспитания осанки формирует в дошкольнике самодостаточную и уверенную в себе личность.

Информация о работе Формирование навыков осанки детей старшего дошкольного возраста