Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:40, курсовая работа
Дошкольный период является важнейшим и определяющим для
развития человека в целом. В этот период формируются основы психического
и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты
характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной
осанки у детей дошкольного возраста ..............................................................6
1.1 Значение правильной осанки .........................................................................6
1.2. Виды и признаки нарушений осанки ..............................................................8
1.3. Причины нарушения осанки .......................................................................12
Глава 2. Методика формирования правильной осанки, профилактика ее
отклонений у детей дошкольного возраста. ..................................................15
2.1. Условия формирования правильной осанки ........................................15
2.2. Средства формирования правильной осанки ........................................17
2.3. Профилактика нарушений осанки ............................................................20
Заключение .................................................................................26
Список источников ...........................................................................................28
Приложение1 .....................................................................................................30
Приложение 2 .....................................................................................................32
Приложение 3 ...
Оглавление
Введение .....................
Глава 1. Теоретические
основы формирования навыка правильной
осанки у детей дошкольного возраста .....................
1.1 Значение правильной
осанки .......................
1.2. Виды и признаки
нарушений осанки .............
1.3. Причины нарушения
осанки .......................
Глава 2. Методика
формирования правильной осанки, профилактика
ее отклонений у детей дошкольного возраста. ....................
2.1. Условия формирования
правильной осанки ............
2.2. Средства формирования
правильной осанки ............
2.3. Профилактика нарушений
осанки .......................
Заключение .................
Список источников ...................
Приложение1 ..................
Приложение 2 ............................
Приложение 3 ............................
Введение
Дошкольный период является важнейшим и определяющим для развития человека в целом. В этот период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном возрасте осанка.
Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.
Воспитание осанки - сложный многогранный процесс. Формирование ее индивидуальных особенностей протекает под влиянием факторов внешней среды. Как правило, мы используем плохо спроектированное оборудование - стулья, освещение, рабочие места. Список возможных виновников бесконечен. Кое-что меняется, но в этой области все еще много нужно и можно сделать. Неправильная осанка может привести к целому ряду заболеваний, о которых мы даже не подозреваем. В появлении дефектов осанки часто играет роль привычка к неправильному положению головы по отношению к позвоночнику, поэтому так важно с раннего детства приучить ребенка правильно ходить, стоять, бегать, сидеть. Дошкольники начинают с беззаботных поз во время игр. Это переходит в привычку, особенно когда ребенок начинает играть за столом или, как это довольно часто бывает, сидя прямо на полу. Ребенок почти всегда привыкает напрягать мышцы и горбиться, за чем следует медленное искривление позвоночника - основная причина возникновения проблем со здоровьем, которое увеличивается по мере взросления.
Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у детей и родителей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В тоже время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.
Учитывая исключительно большую способность детского организма в дошкольном возрасте поддаваться влиянию окружающей обстановки, работникам детских учреждений и родителям необходимо именно в этот период обратить внимание на воспитание правильной осанки дошкольников.
Актуальность темы в наше время велика. Ведь значение хорошей осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются основой не только стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.
Объект исследования: процесс формирования навыка правильной осанки.
Предмет исследования: Методика формирования правильной осанки, профилактика ее отклонений и коррекции дефектов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить процесс формирования правильной осанки в дошкольном возрасте.
Основные задачи:
1. Изучить специальную
литературу по проблеме
2. Рассмотреть вопрос
о влиянии нарушений осанки
на состояние здоровья
3. Оценить условия дошкольной среды, влияющие на формирование осанки дошкольников.
4. Исследовать современные методы диагностики нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте, раскрыть значение их профилактики.
Для решения поставленных задач в курсовой работе были использованы теоретические методы исследования: анализ психологической, методической литературы по теме исследования, систематизация полученной информации.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной осанки у дошкольников.
1.1. Значение правильной осанки.
Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот: часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова1.
Осанку надо рассматривать как навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела, отражающий внутренний мир человека - его психическое состояние: настроение, самочувствие и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он внешне преображается - подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот. Это свидетельство того, что он уверен в себе и благополучен2.
Прежде всего необходимо знать, чем определяется осанка:
Во-первых, состоянием мышечного аппарата, функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к длительному статическому напряжению.
Во-вторых, эластическими свойствами межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканых образований суставов позвоночника, а также таза и нижних конечностей.
В-третьих, состоянием стоп и ног в целом.
На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.
Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.
Позвоночник - это не просто костный стержень нашего организма, но вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений. Позвоночник состоит из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными хрящевыми дисками и связками, которые придают ему гибкость. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков. Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягались равномерно. Правильное положение тела, в основном, обусловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Правильная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания соответствующей привычки. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет, одной из функций которого является поддержание позвоночника в его физиологических параметрах. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела3.
Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.
Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной.
Таким образом, именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.
1.2. Виды и признаки нарушений осанки.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
В процессе морфологического развития дошкольный период жизни человека является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей шести лет могут появиться дефекты осанки и плоскостопия.
На развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, в которых развивается ребенок.
Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.
Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате.
Дефекты осанки связаны с изменением физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого.
Распространенные дефекты осанки у детей дошкольного возраста - выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система4. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.
Информация о работе Формирование навыков осанки детей старшего дошкольного возраста