Формирование навыков осанки детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный период является важнейшим и определяющим для
развития человека в целом. В этот период формируются основы психического
и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты
характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки

Оглавление

Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной
осанки у детей дошкольного возраста ..............................................................6
1.1 Значение правильной осанки .........................................................................6
1.2. Виды и признаки нарушений осанки ..............................................................8
1.3. Причины нарушения осанки .......................................................................12
Глава 2. Методика формирования правильной осанки, профилактика ее
отклонений у детей дошкольного возраста. ..................................................15
2.1. Условия формирования правильной осанки ........................................15
2.2. Средства формирования правильной осанки ........................................17
2.3. Профилактика нарушений осанки ............................................................20
Заключение .................................................................................26
Список источников ...........................................................................................28
Приложение1 .....................................................................................................30
Приложение 2 .....................................................................................................32
Приложение 3 ...

Файлы: 1 файл

Формирование навыка осанки у детей.docx

— 59.92 Кб (Скачать)

Нарушения осанки бывают двух типов:

1. Нарушение осанки в  сагиттальной плоскости - неправильное  соотношение физиологических изгибов  позвоночника. В этих случаях  можно наблюдать сглаживание  физиологических изгибов (плоская  спина), увеличение поясничного лордоза  при слабо выраженном шейном  и грудном кифозе (плоско - вогнутая  спина), увеличение всех физиологических  изгибов (кругло - вогнутая спина) и  увеличение грудного кифоза при  уменьшенном шейном и поясничном  лордозе (сутулость).

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов позвоночника. Рессорная функция позвоночника снижена, грудная клетка уплощена, живот в нижней части выдается вперед, мышцы спины ослаблены. Плоская спина, как правило, результат функциональной неполноценности мускулатуры. Дети с плоской спиной предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Круглая спина характеризуется дугообразно увеличенным грудным кифозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позвоночника. У детей с круглой спиной связки и мышцы растянуты, а грудные мышцы укорочены. Это укорочение ограничивает движения в плечевом суставе, поэтому дети с круглой спиной не могут поднять руки до отказа.

При кругло-вогнутой спине отмечается увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза при этом выше физиологической нормы. Вследствие увеличения угла наклона таза резко увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюшная стенка вялая, растянута. Голова, шея, плечи наклонены вперед, а живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, может возникать даже избыточное разгибание коленных суставов.

2. Нарушение осанки во  фронтальной плоскости характеризуется  асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника (остистые отростки как бы образуют  букву С или S).

Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях - от чуть заметных до резко выраженных. Наиболее часты нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно отличить от сколиоза.

Для бокового искривления позвоночника характерно нарушение срединного расположения линии остистых отростков позвонков и смещение ее при вертикальном положении ребенка на том или ином уровне вправо или влево. При боковом искривлении позвоночника нарушается симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночного столба, а голова наклонена вправо или влево, одно надплечье выше другого, лопатки на разных уровнях - на стороне вогнутости ниже, асимметричны и треугольники талии. К этому следует добавить слабое развитие мышц туловища и снижение физической работоспособности.

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки и наоборот - сколиоз первой степени относят к нарушению осанки5.

Таким образом, различные нарушения осанки могут привести к искривлению позвоночника.

 

 

1.3. Причины нарушения  осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые:

1. Мебель несоответствующая  возрасту, особенно когда ребенок  долгое время проводит в вынужденной  позе. Поэтому либо нужно всегда  помнить о соответствии стульев  и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать  ребенку больше времени проводить  в свободной позе (лежа на ковре, например), как это принято во  многих зарубежных дошкольных  учреждениях и школах.

2. Постоянное придерживание  ребенка при ходьбе за одну  и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять  с опорой на одну и ту  же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно  распределяется на обе ноги. О  равномерном распределении массы  тела можно говорить тогда, когда  ступни при ходьбе параллельны.

Вот почему воспитание правильной ходьбы - это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам, стесанному бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующие упражнения и у него все в порядке с координацией, то он может спокойно пройти вдоль палки или вдоль веревки.

4. Неправильная поза во  время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком». Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки  за спинку стула, подложив под  себя ногу ).

5. Нарушения осанки чаще  развиваются у малоподвижных, ослабленных  детей астенического телосложения, физически слабо развитых, переболевших  в детстве рахитом.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-сустав-ного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей6.

Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках - остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации7.

Таким образом, к нарушению осанки приводит отсутствие необходимых условий, вредные привычки и различные заболевания.

Глава 2. Методика формирования правильной осанки, профилактика ее отклонений у детей дошкольного возраста

2.1. Условия формирования правильной осанки

Формирование правильной осанки у детей происходит с самых первых лет, хоть ребенок и рождается с абсолютно ровным позвоночником, и только в процессе роста появляются физиологические изгибы, это еще не значит, что стоит пускать все на самотек.

Самую важную роль в формировании осанки детей, естественно, играют родители. От их усилий зависит, будет ли ребенок вызывать гордость своей правильной осанкой, или лишь затаенное огорчение от сутулой спины.

Что же делать, чтобы способствовать формированию осанки, или хотя бы не мешать этому? Как не странно, но дети сами знают ответ на этот вопрос, хотя и не отдают себе в этом отчет. Секрет в постоянном движении, ведь только очень редкий ребенок долго может усидеть на одном месте. Дети постоянно что-то делают, куда-то перемещаются.

Если сравнить с тем, как проводит свой день средний человек (просиживая весь день, не вставая), то становится понятно, откуда сколько нарушений осанки.

У маленьких детей кости достаточно гибкие, что позволяет им делать такие акробатические пируэты, которым позавидуют и профессиональные гимнасты. Но это может стать причиной искривления позвоночника, поэтому нужно внимательно следить за их состоянием. Необходимо контролировать правильную осанку у ребенка и при малейших изменениях родителям стоит обратиться к врачу.

От здоровья позвоночника зависит состояние организма в целом. Каждый орган с помощью нервных окончаний связан с определенным позвонком. Если хотя бы один из них смещается, это может вызвать многие заболевания.

Позвоночник имеет форму, напоминающую букву S. Но принимает он ее только к году. Первым формируется шейный изгиб, затем грудной и поясничный. Благодаря этим изгибам и формируется правильная осанка у ребенка. Если происходит смещение позвонков в сторону – это называется сколиозом, если позвоночник сильно изгибается назад – кифозом.

Проверить правильная ли осанка у ребенка не так уж и сложно. Достаточно попросить его хотя бы минуту постоять ровно. Если посмотреть на малыша спереди, плечи и нижние края коленных чашечек должны быть на одном уровне. Если смотреть сзади, тогда симметричными должны быть мочки ушей, нижние части лопаток, ягодичные складки и подколенные ямки.

Если правильная осанка нарушена и появился небольшой изгиб, нужно попытаться найти причину, которая его спровоцировала. Это может быть высокая подушка, мягкий матрас и даже несбалансированное питание.

Даже психологический настрой ребенка оказывает влияние на формирование правильной осанки. Например, если ребенок часто бывает в подавленном, угнетенном состоянии, он начинает сутулиться. Таким образом, ребенок подсознательно пытается стать незаметным. Из чего следует, что хорошие отношения в семье оказывают благоприятное влияние на формирование правильно осанки.

Боль в спине, ногах, тазобедренных суставах и головная боль могут быть симптомами сколиоза.

Для того чтобы избегать проблем с формированием правильной осанки, нужно позаботиться о качественном, сбалансированном питании. Следить за содержанием витаминов в продуктах питания, они обеспечивают правильное развитие костей.

Особое внимание за осанкой ребенка следует проявлять в периоды наиболее интенсивного роста: от пяти до семи лет.

 

 

Что может помешать формированию правильной осанки?

Родителям необходимо знать отрицательные факторы в период формирования осанки8:

  • слабое развитие мышц скелета;
  • избыточная масса тела;
  • недостаточная физическая активность;
  • нарушения зрения;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • высокая частота заболеваний ребенка;
  • неправильно подобранная мебель;
  • дефицит активного отдыха;
  • пример со стороны родных и близких, не имеющих навыка поддержания правильной осанки.

На сегодняшний день наиболее частое отклонение здоровья у детей – это нарушения осанки в той или иной степени. Поэтому родителям нельзя упускать любую возможность осмотреть спину ребенка и обратить внимание на симметричность плеч, углов лопаток, треугольников талии.

Таким образом, родители должны знать, что формирование осанки – процесс управляемый, поэтому основа профилактики нарушений осанки – систематические осмотры детей дошкольного возраста не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.2. Средства формирования  правильной осанки

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Информация о работе Формирование навыков осанки детей старшего дошкольного возраста