Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов для экзамена по дисциплине "Финансовое право".
та РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.; 2) налоговый - существляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы; 3) банковский ф. к. - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.; 4) валютный ф. к. - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного ф. к.; 5) контроль за
страховой деятельностью - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами; 6) таможенный контроль - осуществляется Государственным таможенным комитетом.
К органам финансового контроля относятся следующие органы: Счетная палата РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ.
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Счетная палата - это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля. Объектом контроля со
стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Особо выделяют полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за ис-
пользованием кредитных ресурсов.
Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Контрольные функции Минфина заключаются в следующем: Минфин имеет право проводить в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролировать рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов;
проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов.
Федеральное казначейство было создано для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет контроль за реализацией налоговой политики государства, контроль за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются: государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками; осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов и т. д.
Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Права аудитора: 1) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
2) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; 3) самостоятельно выбирать формыи методы аудита и т.д.
Обязанности аудитора:
Виды аудиторских проверок: обязательная - проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду; инициативная - проводится по решению хозяйствующего субъекта.
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.
Бюджетное право принято понимать в трех смыслах:
1) как науку;
2) как учебную дисциплину;
3) как подотрасль финансового права.
Бюджетное право как подотрасль финансового права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, в сфере:
1) структуры бюджетной системы РФ;
2) доходов и расходов бюджетов, их соотношения и порядка распределения между уровнями бюджетной системы;
3) бюджетного процесса и т. д.
В рамках бюджетного права особо выделяются носители юридических прав и обязанностей - субъекты бюджетного права.
Круг субъектов бюджетного права специфичен:
1)государство;
2) административно-
3) муниципальные образования;
4)государственные и муниципальные органы права.
Бюджетная система - установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Под институтами бюджетного права следует понимать взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений.
К ним относят:
Субинститутами бюджетного права выступают составные части (элементы) вышеуказанных институтов.
Например, в рамках института бюджетного процесса могут быть выделены: субинститут утверждения бюджета; субинститут исполнения бюджета и т. д.
Источники бюджетного права:
1) Конституция РФ - закрепляет основы бюджетного права, в том числе правомочия в бюджетной сфере Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания;
2) федеральные конституционные законы - например, у ФКЗ от 17.12.1997 г. ≪О правительстве РФ≫;
3) кодифицированный
законодательный нормативно-
4) некодифицированные
законодательные нормативно-
ного самоуправления в Российской Федерации≫;
5) акты
Президента РФ:
а)бюджетные послания Президента РФ;
б) указы Президента РФ - например, Указ Президента РФ от 05.03.2001 г. ≪О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды≫;
в)постановления
Правительства РФ - например, постановление
от 15.08.2001 г. ≪О Программе развития
бюджетного федерализма в Российской
Федерации на период до 2005 г.≫;
7) нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ - например, Письмо Минфина РФ от 21.06.1996 г. ≪О задержке заработной платы в жилищно-коммунальном хозяйстве≫;
8) соглашения
между органами
9) нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
Акты
судебных органов, в том числе
Верховного и Конституционного Судов
РФ, не являются источниками бюджетного
права, но тем не менее играют важную роль
в осуществлении бюджетных правоотношений.
Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений.
В круг субъектов бюджетного права РФ входят:
1) государство и его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.);
2) органы государственной власти и МСУ (представительные, исполнительные).
Структура бюджетных правоотношений:
1)субъект - государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования;
2) объект - денежные фонды - федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты;
3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов бюджетных правоотношений;
4)основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;
5) метод
бюджетно-правового
6 ) с п о с о б защиты бюджетных правоотношений.
Особенности бюджетных правоотношений:
1) обязательным субъектом бюджетных правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). Юридические и физические лица в состав субъектов бюджетных правоотношений не входят.
При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;
2) бюджетные правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете (федеральном, субъекта Федерации или муниципального образования) на очередной год;