Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов для экзамена по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

та РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.; 2) налоговый - существляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы; 3) банковский ф. к. - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.; 4) валютный ф. к. - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного ф. к.; 5) контроль за

страховой деятельностью  - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами; 6) таможенный контроль - осуществляется Государственным таможенным комитетом.

  1. Органы финансового контроля. Их правовое положение

К органам  финансового контроля относятся следующие органы: Счетная палата РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ.

Особое  место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Счетная палата - это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля. Объектом контроля со

стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Особо выделяют полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за ис-

пользованием  кредитных ресурсов.

Министерство  финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Контрольные функции Минфина заключаются в следующем: Минфин имеет право проводить в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролировать рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов;

проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов.

Федеральное казначейство было создано для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Министерство  РФ по налогам и  сборам осуществляет контроль за реализацией налоговой политики государства, контроль за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются: государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками; осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов и т. д.

  1. Независимый финансовый контроль, его цели и задачи

Аудиторская деятельность, аудит  представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Права аудитора: 1) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

2) получать  у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; 3) самостоятельно выбирать формыи методы аудита и т.д.

Обязанности аудитора:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;
  2. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  3. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  4. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать  аудиторское заключение аудируемому лицу.

Виды  аудиторских проверок: обязательная - проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду; инициативная - проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

  1. Система бюджетного права

Бюджетное право принято  понимать в трех смыслах:

1) как  науку;

2) как  учебную дисциплину;

3) как  подотрасль финансового права.

Бюджетное право как подотрасль финансового права  - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, в сфере:

1) структуры  бюджетной системы РФ;

2) доходов  и расходов бюджетов, их соотношения и порядка распределения между уровнями бюджетной системы;

3) бюджетного  процесса и т. д.

В рамках бюджетного права особо выделяются носители юридических прав и обязанностей - субъекты бюджетного права.

Круг  субъектов бюджетного права специфичен:

1)государство;

2) административно-территориальные  образования;

3) муниципальные  образования;

4)государственные  и муниципальные органы права.

Бюджетная система - установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Под институтами бюджетного права следует понимать взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений.

 К  ним относят:

  • институт доходов бюджетов;
  • институт расходов бюджетов;
  • институт бюджетного процесса;
  • институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства и т. д.

Субинститутами бюджетного права выступают составные части (элементы) вышеуказанных институтов.

Например, в рамках института бюджетного процесса могут быть выделены: субинститут утверждения бюджета; субинститут исполнения бюджета и т. д.

  1. Источники бюджетного права

Источники бюджетного права:

1) Конституция  РФ - закрепляет основы бюджетного права, в том числе правомочия в бюджетной сфере Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания;

2) федеральные конституционные законы - например, у ФКЗ от 17.12.1997 г. О правительстве РФ;

3) кодифицированный  законодательный нормативно-правовой  акт: Бюджетный кодекс РФ – основной нормативно-правовой акт в бюджетной сфере в систематизированном виде, закрепляющий порядок осуществления бюджетных правоотношений;

4) некодифицированные  законодательные нормативно-правовые  акты: федеральные законы - например, Федеральный закон от 24.12.2002 г. О федеральном бюджете на 2003 г., Федеральный закон от 06.10.2003 г. Об общих принципах организации мест-

ного  самоуправления в Российской Федерации;

5) акты  Президента РФ:  

а)бюджетные  послания Президента РФ;

б) указы  Президента РФ - например, Указ Президента РФ от 05.03.2001 г. О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды

в)постановления  Правительства РФ - например, постановление от 15.08.2001 г. О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.; 

7) нормативно-правовые  акты органов государственной  власти РФ - например, Письмо Минфина  РФ от 21.06.1996 г. О задержке заработной платы в жилищно-коммунальном хозяйстве;

8) соглашения  между органами государственной  власти РФ, ее субъектов и органами муниципального образования - например, Соглашение от 12.01.1996 г. между Правительством РФ и правительством Свердловской области о разграничении полномочий в вопросах бюджетных взаимоотношений;

9) нормативно-правовые  акты органов государственной власти субъектов РФ;

Акты  судебных органов, в том числе  Верховного и Конституционного Судов РФ, не являются источниками бюджетного права, но тем не менее играют важную роль в осуществлении бюджетных правоотношений. 

  1. Понятие и структура бюджетных правоотношений

 Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений.

 В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство  и его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.);

2) органы  государственной власти и МСУ  (представительные, исполнительные).

 Структура бюджетных правоотношений:

1)субъект  - государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования;

2) объект - денежные фонды - федеральный  бюджет, бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты;

3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов бюджетных правоотношений;

4)основания  возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод  бюджетно-правового регулирования  – чаще всего императивный;

6 ) с  п о с о б защиты бюджетных  правоотношений.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) обязательным  субъектом бюджетных правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). Юридические и физические лица в состав субъектов бюджетных правоотношений не входят.

При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) бюджетные  правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете (федеральном, субъекта Федерации или муниципального образования) на очередной год;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"