Шпаргалка по предмету "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

шпоры фин. пр.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

1. Понятие, роль функция финансов. Финансы – это экон-е денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов гос-а, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества. Функции финансов: распределительная функция; контрольная функция; регулирующая функция; стабилизационная функция. Финансы по своему материальному выражению представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы всей страны. Финансы – важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее. При посредстве финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, регионами, формами собственности, социальными группами), а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

 

2. Понятие и особенности финансовой системы Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности, и они выделены многообразием потребностей общества и обслуживают финансы, охватывая всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят: - бюджетная система (состоящая из гос-го, бюджетов Субъектов и муниципальных бюджетов), внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства. имущественное и личное страхование. кредит (государственный, муниципальный и банковский)         Также развитие фин. Системы РФ происходит за счет развития денежной системы, т.е. совершенствования способов платежей и расчетов, валютных операций.

 

3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований:  понятие, функции, организационно-правовые особенности. ФД – это процесс планомерного формирования, распределения и исполнения государством и МО финансовых ресурсов через свои денежные фонды для осуществления своих задач. Содержание финансовой деятельности выражается функциях -это основные направления этой деятельности: Образование, Распределение, Использование денежных фондов государства, Гос. и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов, Эмиссия денежных знаков, в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности. от др. отраслей  отличается межотраслевым содержанием, поскольку, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.

 

4. Формы, методы  и принципы  финансовой деятельности государства и  муниципальных образований: краткая характеристика. ФД – это процесс планомерного формирования, распределения и исполнения государством и МО финансовых ресурсов через свои денежные фонды для осуществления своих задач. Формы ФД: Правовая. Осуществление ФД на основе правовых актов: По юр. свойствам (нормативные ФПА; индивидуальные ФПА; смешанные), По юр. природе (законодательные; подзаконные), По органам издающим ФПА Не правовая, Организационная. К ней относится: Осуществляющие ФД через ультрализационные денежные фонды (бюджеты РФ и гос. внебюджетные фонды), Осуществляющие ФД через децентрализованные фонды (финансы гос. унитарных предприятий).

Принципы ФД: Законность, Гласность, Федерализм, Плановость, Приоритет публичных интересов, Единство финансовой политики и денежной системы, Равноправие субъектов в РФ, Самостоятельность ФД МО, Социальная направленность ФД

ФД осуществляется с  помощью разнообразных методов, которые зависят от того с какими субъектами государство вступает в отношения, Их делят на: методы мобилизации фондов денежных средств, методы распределения фондов денежных средств. Эти два метода являются основными методами распределения и использования средств.

 

 

5. Понятие и виды органов, осуществляющих финансовую деятельность государства и муниципальных образований, их полномочия. Финансовую деятельность осуществляют спец-е уполномоченные органы гос. власти, наделенные спец. компетенцией, а так же муницип-е органы. По Указу Президента РФ  2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 1)Министерство финансов РФ, фед. органом исполнит. власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в сферах: – финансовой; аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей  К его компетенции отнесена выработка финансовой политики в области гос. службы и судебной системы. В круг функций Минфина РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. 2)Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства. 3) Главная задача Федеральной налоговой службы обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 4)Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. 5)Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет: сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными ср-ми, подлежащих контролю; создание единой информационной системы. 6) Федеральная служба страхового надзора осуществляет: проведение необходимых исследований для анализирования и проведения экспертиз по вопросам осуществления страхового надзора; разъяснения страхового законодательства; 7) Федеральная служба финансово бюджетного надзора полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, гос. внебюджетных фондов 8)Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков

 

6. Понятие, предмет, метод и источники финансового права. ФП — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) гос. и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. К предмету ФП относятся закрепление структуры финансовой системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Предмет ФП — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.  Источники ФП. Нормы ФП РФ содержатся в большом числе разнообразных НПА, или источниках. Главный источник ФП — Конституция РФ, конституции и уставы субъ-в Федерации. К источникам ФП РФ относятся акты представительных и исполнительных органов гос.власти разных масштабов и уровней и орг. мест. самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные) , в которых содержатся нормы ФП. Например ФКЗ «О Прав-ве РФ» ФЗ « О счетной палате» «о банках и банков-й деятел-ти», « Об основах налог-й системы РФ», указы През-та; Постан-я Правит-ва(устанав-ся ставки там-й пошлины); акты субъектов РФ; акты фин-во-кред-х органов –Минфин РФ, Центробанка.

 

7. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права. ФП — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) гос. и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. ФП на современном этапе входит в систему росс. права как одна из ее отраслей. Сходство финансового права с конституционным правом и административным правом по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Конст-е право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.  Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, которые возникают в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.

 

 

 

8 Нормы финансового права: понятие, структура, особенности, классификация Нормы финансового права — это исходные первичные элементы, из которых состоит ФП как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма это установленное и охраняемое государством правило поведения участников общ-ых отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности: 1.регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особенностях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов защиты прав участников финансовых отношений. Содержание норм ФП 1. правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Классификация. От способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, нормы ФП подразделяются: 1.обязывающие(требуют от участников финансовых отношений совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений). 2. запрещающие (содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них). 3. Уполномочивающие (устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках).

От содержания нормы ФП могут быть:Материальные закрепляют виды и объем денежных обязательств и предприятий, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов.    

 

9. Финансово-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура. Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами ФП общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Особенности. 1.правоотношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности гос. и органов местного самоуправления. 2.финн-е правоотношения являются разновидностью имущественных, т.к. возникают по поводу денежных средств(финансовых ресурсов) государства. Например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет. 3.одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Т.к. государство в интересах общества осуществляет финансовую деятельность (организует поступление денежных средств в различные гос. денежные фонды и распределяет их на социально-экономические программы) Виды: 1.Регулятивные – реализация регулярных функций права 2. Охранительные – реализация охранительных функций права.

 

10. Понятие и виды субъектов финансовых правоотношений. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых отношений. Ф.П., регулирует общественные отношения, где участники (субъектов) этих отношений, обладают юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения». Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Виды: 1. общественно-территориальные образования — к таким субъектам Ф.П. РФ относятся государство и административно-территориальные образования.  2. Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности. 3. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. 4.органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения. Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются

 

 

 

11. Понятие, значение и виды финансового контроля Финансовый контроль — (специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля) это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Т.О. он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения: 1.предварительным (ф.к. проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов), 2.текущий (ф.к. это контроль в процессе совершения денежных операций), 3.последующим (ф.к. осуществляемый после совершения финансовых операций). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансовое право"