Шпаргалка по предмету "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

шпоры фин. пр.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

 

24. Понятие и характеристика исполнения бюджета. Контроль за его исполнением. Исполнение бюджета – процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т.е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Правительство РФ – за федеральный бюджет, правительства (администрации) S РФ – за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуправления – за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы общей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин Рос. За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадлежит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств. Исполнение бюджетов на основе бюджетной росписи. Бюджетное обязательство – это обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока. Исп. бюджетов включает две составляющие: исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам. Составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета бюджетный процесс завершается - это один из важнейших этапов исполнения.

 

25. Правовой режим целевых и внебюджетных фондов. Целевые государственные фонды делятся на те, которые выделены в составе бюджетов, и те, которые имеют самостоятельное управление. Правовой режим целевых фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами: Законы РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию внебюджетных фондов», «О занятости населения в РФ»", «О медицинском страховании граждан в Рф», о федеральном бюджете на конкретный год. В них определены порядок формирования и использования целевых государственных и местных фондов денежных средств, порядок утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении. Правовой режим внебюджетных фондов денежных средств являются разновидностью целевых гос. и местных фондов денежных средств. Они создаются на федеральном и на региональном уровнях, на основании законов РФ, постановлений Правительства РФ, указами Президента РФ, по решению компетентных органов. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

 

26 Понятие, классификация и основы правового регулирования государственных внебюджетных фондов. Государственные и местные внебюджетные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям: 1. В зависимости от целевого назначения: экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ. Остальные внебюджетные фонды в основном могут быть отнесены к экономическим. Правовой режим внебюджетных фондов Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и местных фондов денежных средств. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

 

27. Пенсионный фонд РФ. ПФ РФ это федеральный фонд,  он создан в целях гос-го управления финансами пенсионного обеспечения РФ, является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Первоочередной задачей ПФ является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат; проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели; межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам компетенции ПФР и др. Средства ПФ РФ формируются за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и др. работающих граждан, а также, средства федерального бюджета, направленные через ПФ на целевое финансирование выплаты гос. пенсий, средства Фонда социального страхования и пр. поступления. ПФ РФ представляет собой систему перераспределения денежных средств. Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. ПФ РФ и его региональные отделения на местах наделены  широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций: проверка правильности начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам.

28. Фонд обязательного медицинского страхования. предназначен для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения. На территории Р. создаются страховые медицинские компании, которые работают только при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. Обязательное медицинское страхование - обеспечивает всем гражданам РФ  получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Задачами Федерального и терр-ых  фондов являются: обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ"; обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан; участие в разработке гос. финансовой политики; обеспечение ее финансовой устойчивости. Функции территориальных фондов обязательного медицинского страхования: осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания; проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязат. Мед. Страх-я; согласовывают с медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. Финансовые средства образуются за счет: страховых взносов предприятий, взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ; ассигнования из федерального бюджета и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Фонд социального страхования. Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются  Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда. Основные задачами Фонда: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, частичное содержание оздоровительных лагерей для детей. Средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой. Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами. Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Рос.

 

30. Понятие и роль налогов в жизни общества. Налоги– это обязательные индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами гос. власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему с определением их размеров и сроков уплаты. В налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны гос-ва. Налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.   Признаки налогов: обязательный характер (Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности); индивидуальная безвозмездность (Уплата налога не порождает обязанность гос-ва совершить в пользу данного, налогоплательщика конкретные действия); денежная форма (исключительно денежный платеж, который производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ); публичный и нецелевой характер налогов (Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований).

 

31. Понятие и структура системы налогов и сборов. Виды налогов и сборов. Порядок установления и взимания налогов и сборов. Закон «Об основах налоговой системы в РФ»1991г. содержит перечень не только налогов, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. Они объединены в общем понятии «налоговая система». Сюда вошли государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и др. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги, предоставляемые государством (например, государственная пошлина).  В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1)Федеральными налогами и сборами (ст. 13 НК РФ) это налоги и сборы, которые установлены НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на наследование или дарение; государственная пошлина.

2)Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих S РФ. относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог. Законодательными органами государственной власти субъектов РФ, могут устанавливаться налоговые льготы.

3) Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено законом (земельный налог и налог на имущество физических лиц). Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

 

 

 

 

 

 

 

32 Понятие, предмет, метод, принципы и источники налогового права РФ. Понятие, виды и характеристика налоговых правоотношений. Характеристика налогового законодательства. Налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с организаций и физических лиц, зачисляемых в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные целевые фонды. Источники НП Основными источниками - Налоговый кодекс РФ и другие федеральные законодательные акты, принятые на их основе законы субъектов РФ, акты представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепленных в Конституции РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования. Важную роль в формировании источников налогового права сыграл Закон РФ 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» (в настоящее время утратил силу). Он урегулировал налоговые отношения, и предшественником Налогового кодекса РФ, 1999 г. Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика платить налоги  в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, поэтому существуют меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей. Виды правоотношений: 1. М/у РФ и S, м/у РФ и муниципальн. образованиями, м/у S и муниципальн. образованиями.  

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит  из Налогового кодекса РФ, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах с сборах. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, и ответственности за налоговые правонарушения.

 

33. Понятие   и   виды   участников   налоговых   правоотношений,    их   права   и обязанности.  В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. А так же налоговые агенты (лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налогов) и сборщики налогов (госорганы, др. органы осуществляющие приём от налогоплательщиков средств в уплату налогов). Они являются носителями юридических прав и обязанностей т.е. субъектами налогового права. В Законе “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. При характеристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизируются их права и обязанности в законодательных актах, относящихся к каждому налоговому платежу. Права налогоплательщиков: представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам; пользоваться льготами.по уплате налогов; знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов. Налогоплательщики обязаны: уплачивать налоги своевременно и в полном объеме; вести бухгалтерский учет; представлять налоговым органам необходимые документы и сведения; выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

 

34. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Защита прав налогоплательщиков. За совершение налогового правонарушения предусмотрены налоговые санкции, Налоговые санкции — это применение уполномоченными на то гос. к налогоплательщикам за совершение налогового правонарушения мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме. Т.о., применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и морального характера. В Росс-м законод-ве предусмотрены два порядка защиты прав и интересов субъектов налоговых правоотношений: а) административный (для налогоплательщиков заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые органы. Для налоговой службы — это бесспорное списание со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств).

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансовое право"