Шпаргалка по предмету "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

шпоры фин. пр.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

 

 

12. Формы и методы проведения финансового контроля, их характеристика. Финансовый контроль - это приемы или способы, средства его осуществления. Методы ФК: 1)Наблюдение, 2) Проверка (ревизии (документации, состояния учета и отчетности и т. Д.)), Основной метод финансового контроля — ревизия, то глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, орг-й, с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят  контролирующие органы, органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными. Срок проведения ревизии — не более 30 дней. Результаты ревизии оформляются актом, юридического значения. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины. Формы: Предварительный, текущий (оперативный), последний.

 

13. Понятие    и    виды    органов,    осуществляющих    финансовый    контроль, их полномочия. К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:  1)представительные (законодательные) органы гос. власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата; 2) для президентского контроля в ведении Президента РФ действует спец-й контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ; 3) органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации; 4) государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов (органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам); 5) банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.

 

14. Понятие и характеристика аудита. Становление аудита в РФ. Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и фин. отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская деятельность осуществляется на-ряду с фин. контролем, специально уполномочен-ным гос. органом. Аудит делится: Обязательный – проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ (это ежегодная обязатель-ная аудиторская проверка ведения  бухгалтер-ского учета и финансовой (бухгалтерской) от-четности организации или индивидуального предпринимателя). Инициативный – проводится по решению хозяйствующего субъекта. Аудиторская проверка завершается составлени-ем официального документа – аудиторское заключе-ние, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Понятие и характеристика финансово-правовой ответственности

Финансово-правовая ответственность  является разновидностью юридической  ответственности, наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана  с применением к правонарушителю  санкций правовых норм, уполномоченными  на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме. Особенности финансово-правовой ответственности:

1. Она наступает за  финансовые правонарушения. 2. Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах. 3. Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. К принципам финансово-правовой ответственности относят: законность; соразмерность; индивидуализация наказания; однократность; полное возмещение вреда. Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

 

16. Понятие, роль и правовая форма государственного и местного бюджета. По росс-ому закон-тву бюджеты разделяются на государственные и местные. Согласно Гражданскому кодексу к гос. собственности в РФ относится имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъ-м РФ (собст-ть субъектов РФ). Средства соответствующего бюджета и иное гос. имущество, не закрепленное за гос-ми предприятиями и учреждениями, составляют гос-ю казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Так же в ГК указано, что имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям и муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или др. муниципального образования. Из этого следует, что гос. бюджеты формируются на уровне РФ, республик, входящих в состав РФ, автономной области, автономных округов, краев и областей. Местный бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других админ.-террит-ых образований. Независимо от уровня формирования бюджет (государственный и местный) можно рассматривать в трех аспектах: 1) бюджет как экономическая категория (система экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня); 2) бюджет в материальном смысле (централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти); 3) бюджет как правовая категория (финансовый план образования, распределения и использования денежного фонда соответствующей территории, утверждаемым представительными органами государственной или местной власти). Т.О. Бюджет - это финансовый план образования, распределения и использования денежного фонда разного уровня, утверждаемый представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

 

17. Понятие, предмет и источники бюджетного права. Место в системе финансового права. Бюджетное право – это раздел финансового права, состоящий из юридических норм, регулирующий общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах. Б.П. отличается от других институтов финансового права предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения РФ, её Субъектов, др.  представительные и исполнительных органы.     Б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе S), имеющих общее значение для соответствующей территории. Т.о. бюджетное право регулирует – бюджетное устройство РФ; структуру доходов и расходов бюджетной системы; компетенцию РФ, Субъектов и МО в области бюджета; бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета. Источники БП – Конституция РФ, ФЗ закон «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, а также Бюджетный кодекс РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Понятие и характеристика бюджетных правоотношений.       Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений. Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъективного состава: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории.     Б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства. В) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственные или МО, или соответствующие органы государственной власти и МСУ, представляющие их интересы.       Бюджетные правоотношения как и нормы бюджетного права могут быть процессуальными и материальными. В круг субъектов бюджетного права РФ входят:1) государство и его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.); 2) органы государственной власти и МСУ (представительные, исполнительные).

19. Понятие и характеристика бюджетного устройства в РФ.       Согласно БК РФ бюджетное устройство - это  организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство включает в себя два элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным. Россия федеративное гос-во. В связи с этим существует разграничение на федеральный и бюджеты S-ов. Наличие админ.-территориальных образований в рамках субъектов РФ предполагает и наличие местных бюджетов. Исходя из особенностей государственного и территориального устройства РФ, в ее бюджетную систему входят видамы бюджетов:  1) федеральный бюджет 2) бюджеты субъектов РФ; 3) местные бюджеты (городские бюджеты, районные бюджеты районов в городах.) Вторым элементом бюджетного устройства РФ явл. принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства (единой правовой базой), полноты (полнота структурного состава и полнота источников дохода, включаемых в бюджеты), реальности (реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней), гласности (открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года) и самостоятельности (наличие собственных источников доходов и право определять направления их использования и расходования).

 

20. Понятие   и   характеристика   доходов   и   расходов   бюджетной   системы.   По Законодательству РФ гос. и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются между бюджетами разных уровней и видов. Распределение доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов. В РФ установлена единая для бюджетов всех уровней классификация доходов и расходов. Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Доходы бюджетов: доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности; доходы от государственного и муниципального имущества; доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан. Расходы бюджетов: ФЗ «О бюджетной классификации», выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.

 

 

21. Понятие и содержание бюджетных прав бюджетных прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.  Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов, муниципальных образований – это принадлежащие им в области бюджета полномочия в лице соответствующих гос. органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах. Основное содержание бюджетной компетенции РФ, ее субъектов и муниципальных образований составляют следующие полномочия: формировать собственный бюджет; получать доходы для включения их в данный бюджет; использовать средства собственного бюджета для осуществления задач и функций соответствующего гос. или муниципального уровня; самостоятельно определять направления расходов бюджета; формировать и использовать в рамках собственного бюджета резервные фонды; привлекать в бюджеты заемные средства (выпуск облигаций федеральных займов, и др.); оказывать финансовую поддержку нижестоящим бюджетам; получать компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов; самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств); защищать свои бюджетные права в судебном порядке.

Разграничение бюджетной  компетенции между названными субъектами основано на принципах федерализма и местного самоуправления и вытекающих из них принципах единства бюджетной системы РФ и самостоятельности бюджета каждого уровня, закрепленных в Конституции РФ и российском законодательстве.

22. Понятие, стадии и принципы бюджетного процесса. Бюджетный процесс — это определенная законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов. Стадии формирования бюджета: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение, исполнение бюджетов. Основные положения формирования бюджетов установлены Конст-ей РФ. Принципы бюджетного процесса РФ: единство (единая правовая база), полнота (полнота структурного состава и источников дохода, включаемых в бюджеты), реальности (реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней), гласности (открытое всестороннее обсуждение бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения прошедшего года) и самостоятельности (наличие собственных источников доходов и право определять направления их использования и расходования). Однако для бюджетного процесса характерны и др. принципы. 1. принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. 2. принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий.

 

23. Понятие и характеристика стадии составления проекта бюджета. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с др. НПА. Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти S РФ и ОМС. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы S РФ и муниципальных образований. Составление бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ; прогнозе соц.-эконом. развития; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития гос.(муниц-го) сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Срок предоставления бюджета РФ – не позднее 26 августа. S РФ устанавливают свои сроки. Представительный орган, получив проект бюджета, направляет его в Совет Федерации и Президенту РФ, а также Счетной палате РФ. Аналогично организуется работа по составлению и представлению бюджета в S РФ. Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых: первый год – это год, на который составляется бюджет; следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансовое право"