Шпаргалка по предмету "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

шпоры фин. пр.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

б) судебный (заключается в праве обращения налоговых (финансовых) органов, а также налогоплательщиков за защитой своих правовых интересов в суд общей юрисдикции или арбитражный суд).

Административный порядок  не исключает возможности обращения  в суд для разрешения спора.

 

 

 

35. Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Отличия от банковского кредита. Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы РФ, как кредит. Он применяется, наряду с другими способами, привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства для решения стоящих перед ним проблем (бюджетного дефицита). Государственный кредит- это система экон. денежных отношений, возникающих в связи с привлечением гос. на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях формирования ссудного фонда. Формы гос. кредита: гос. займы, гос. долговые обязательства, сберегательное дело. S гос. кредита: РФ, ее субъекты – заемщики. Муниципальные образования, физ. Юр. Лица – займодавец.

Отличия гос. и банковским кредитов: – в отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк).

– государство заключает  долгосрочные займы без обеспечения  их каким-либо залогом, а при заключении таких банковских ссуд необходим залог;

– при банковском кредите договор банковской ссуды заключается,  на условиях равенства сторон. При государственном же кредите,  возможно принуждение.

 

36. Понятие и классификация государственных и муниципальных займов, их правовое регулирование.  Гос-ый заем (заимствование) – это передача в собственность Рос. денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физ. и юр. лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

Выпуск гос. займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам. Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юр. лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

 

37. Понятие и виды государственного и муниципального долга. Формы долговых обязательств.    Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих формах, закрепленных в Законе РФ «О Государственном внутреннем долге РФ»: 1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства Российской Федерации (обусловлено недостаточностью бюджетных средств); 2) в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ (Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг различных видов: облигации, казначейские обязательства и др.);

3) долговые обязательства  в других формах, гарантированные Правительством Российской Федерации.

Долговые обязательства  гос. и по продолжительности: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

В результате всех государственных  кредитных операций РФ формируется  государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все  задолженности прошлых лет и  вновь возникающие задолженности.

 

38. Понятие     и     характеристика     методов     управления     государственным     и муниципальным долгом. Гос. Долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физ. и юр. лицами, инос-ми госуд-ми, междунар-ми орг-ми и др. субъ-ми международного права. В зависимости от субъекта кредитора гос. долг бывает внутр-м и внешним. Методы управл-я гос. долгом: 1) рефинансир-е- погашение старой гос. задолжен-ти путем выпуска новых займов. 2)отсрочка погаш-я займов- она пров-ся в условиях, когда дальнейшее актив-е развитие опирации по выпуску нов-х займов не эффективно для гос-ва; 3)аннулиров-е гос. долга- отказ гос-ва от долг-х обязат-в; 4)реструктуризация долга- погаш-е долг-х обязат-в с одноврем-м осущ-ем взаимст-я в объемах погаш-х долгов-х обязат-в с устан-ем иных условий обслуж-я долг-х обяз-в и сроков их погашения. Обслуж-е гос. долга провод-ся ЦБ РФ. Контроль за состоянием гос. внут-го долга РФ осущ-ет ГД. Правит-во д. ежегодно опублик-т данные о состоя-и гос. Внут-го долга.

 

 

 

 

 

 

39. Понятие и функции страхования. Его правовое регулирование. Государственное регулирование страховой деятельности. Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в Рос.- Закон РФ 1992 г. «О страховании»». По нему страхование - это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Функции страхования: 1. Предупредительная (профилактические мероприятия, направленные на предупреждение наступления возможных убытков страхователей). 2. Восстановительная (защитная) в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных страхователями. 3. сберегательная используется как средство обеспечения защиты денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. 4. Контрольная страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются определенных случаях и определенным кругом субъектов.

 

40. Виды страхования, их характеристика. Обязательное страхование

 Виды страхования. По организационному признаку, делится на внутреннее (ограниченное), внешнее и смешанное. По основаниям возникновения страховых отношений страхование можно подразделить на обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).  По объекту страхования:

— имущественное страхование (страхование материальных ценностей), — личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность); — страхование ответственности а страхование предпринимательского риска.

Имущественное страхование, подразделяют по роду опасности на следующие виды: — страхование от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как строения, сооружения, и т.п.;

страхование сельскохозяйственных культур от засухи и других стихийных бедствий; страхование на случай падежа или вынужденного забоя животных; страхование от аварий, угона и других опасностей средств транспорта.

  Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Оно может быть: обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей. Характерные черты страховых правоотношений по обязательному страхованию: во-первых, установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля. во-вторых, применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений методом государственно-властных велений.

     

41. Понятие и характеристика банковской системы РФ. Банки называют кредитными организациями в связи с тем, что основным направлением их деятельности является именно кредитование. Банковская система РФ включает в себя Банк Рос., кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ "О ЦБ РФ". В РФ действует 2-хуровневая банковская система: ЦБ РФ и кредитные организации. ЦБ – это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Кредит. орг. - юр лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Виды: от формы собственности – государственные, частные, кооперативные и смешанные; в зав. от страны принадлежности – российские, иностранные, смешанные; от территориальной принадлежности – региональные и общероссийские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Правовой   статус   Центробанка  РФ   и   его   взаимоотношения   с   кредитными организациями. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами (ФЗ «О центральном Банке РФ»), Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Уставный капитал Банка Рос. являются федеральной собственностью. Банк Рос. осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка Рос. включая золотовалютные резервы Банка России.

Целями деятельности Банка Рос.: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Функции Банка России: Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; – монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; – является кредитором для кредитных организаций; –устанавливает правила проведения банковских операций; – осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; – принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций И осуществляет надзор НАД НИМИ;– организует валютный; Банк России проводит - денежно-кредитную политику, Эмиссию наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России.

 

43 Правовое регулирование деятельности кредитных организаций. Кред. Орг. - юр лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБРФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк - КО, имеет право осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физ. и юр. лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Виды: от формы собственности – государственные, частные, кооперативные и смешанные; в зав от страны принадлежности – российские, иностранные, смешанные; от территориальной принадлежности – региональные и общероссийские.

 

Правовое регулирование  деятельности банков осуществляется на основании К РФ,  ГК РФ ФЗ «О банках и банк-деятельности», Закон «О валютном регулировании», «О несостоятельности и банкротстве КО», «О реструктуризации КО».

 

44. Ответственность     кредитных     организаций     за     нарушение     банковского законодательства. Порядок отзыва лицензий и их ликвидация.  В соответствии с З «о ЦБ РФ» в случае нарушения кредитной организаций фед. Законов, норматив. актов и предписаний Банка  Рос., предоставление недостоверной информации Банк Рос. может требовать от нарушителя устранения нарушений, взыскивать штраф, ограничивать проведение опред. операций до 6 мес. В случае невыполнения предписаний Банка Рос. к кредит. орг. принимаются санкции: 1) взыскивать штраф 1% от установленного капитала, 2) требовать финансовое оздоровление кред. орг., замены руководителя, реорганизацию кр. орг. 3) назначить временную администрацию по управлению до 6 мес. И др.      Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ФЗ. При этом Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

 

45. Понятие и правовые основы денежной системы РФ.  Денежная система – это форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Она имеет конституционный статус. Нормы финансового права фиксируют статус денежной системы РФ. И обеспечивается ее нормальное функционирование. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы. Комплекс финансово-правовых норм, содержится в ФЗ «О Центральном банке РФ»1995 г. Законе РСФСР, «О банках и банковской деятельности в РСФСР» 1990г. в Гражданском кодексе РФ и др. законод-х актах РФ.

Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает в себя: официальную денежную единицу (рубль); порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

46. правовые основы обращения наличных денеги безналичного денежного обращения. Правовые основы обращения наличных денег осуществляется ЦБ РФ. Обращение наличных денег регулируют в РФ: Конституция РФ, ГК РФ, др. акты ЦБ РФ, среди которых основным является Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ». Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком Рос. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком Рос. по согласованию с высшим (законодательным) органом РФ. В области наличного денежного оборота Банк России полномочиями: определяет порядок ведения кассовых операций; организует изготовление банкнот и монеты; устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег; определяет признаки платежности денежных знаков; регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков. Правовые основы безналичного денежного обращения Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств со счетов банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансовое право"