Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
Предмет и понятие финансового права
Система и источники финансового права
Понятие и виды финансово-правовых норм
Финансовые правоотношения, их особенности и виды
Субъекты финансового права
Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
Понятие и значение финансового контроля
Виды и органы финансового контроля
Методы финансового контроля

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

 

 

Вопросы по ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

(к зачету и контрольным  работам)

 

  1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
  2. Предмет и понятие финансового права
  3. Система и источники финансового права
  4. Понятие и виды финансово-правовых норм
  5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
  6. Субъекты финансового права
  7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
  8. Понятие и значение финансового контроля
  9. Виды и органы финансового контроля
  10. Методы финансового контроля
  11. Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
  12. Бюджетное устройство в Российской Федерации
  13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав
  14. Понятие и принципы бюджетного процесса
  15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
  16. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
  17. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
  18. Правовой режим целевых бюджетных фондов
  19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
  20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
  21. Выручка и прибыль предприятия
  22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
  23. Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
  24. Налоги, их понятие и роль
  25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
  26. Налоговое право Российской Федерации, его источники
  27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
  28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
  29. Налог на добавленную стоимость и акцизы
  30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
  31. Налоги с физических лиц. Общие положения
  32. Подоходный налог с физических лиц
  33. Налог на имущество физических лиц
  34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
  35. Земельный налог
  36. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
  37. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
  38. Понятие и система неналоговых доходов государства
  39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
  40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
  41. Формы государственного внутреннего долга
  42. Понятие и организация страхования
  43. Виды страхования. Обязательное страхование
  44. Понятие и система государственных расходов
  45. Понятие и принципы финансирования
  46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
  47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
  48. Понятие, принципы и виды банковского кредита
  49. Понятие денежной системы
  50. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
  51. Правовые основы обращения наличных денег
  52. Правовые основы безналичного денежного обращения
  53. Понятие валюты и валютных ценностей
  54. Понятие и содержание валютного регулирования
  55. Валютный контроль

1. Финансовая деятельность  государства, ее понятие и роль

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т. е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т. п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной.

Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их выбор зависит от ряда факторов: от задач государства на конкретном этапе; источников его доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, и потребностей в средствах; от состояния экономики страны; приоритетности мероприятий и т, д.

 

2. Предмет и понятие  финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегулирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности).

Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Широк круг участников финансовых отношений:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

г) между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

 

3. Система и источники  финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел “Правовое регулирование государственных доходов” — институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных расходов; з) банковского кредитования' и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"