Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 92 вопроса по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

воросы по фин праву.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

Контрольные вопросы по курсу «Финансовое право»

 

  1. Понятие, предмет, методы и система финансового права
  2. Принципы финансового права
  3. Источники финансового права
  4. Финансово-правовые нормы
  5. Финансовые правоотношения
  6. Финансовый контроль
  7. Методы финансового контроля
  8. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль
  9. Виды финансового контроля
  10. Понятие и роль бюджета
  11. Виды бюджетов
  12. Бюджетный процесс
  13. Стадии бюджетного процесса
  14. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
  15. Характеристика Пенсионного фонда РФ
  16. Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования
  17. Характеристика Федерального дорожного фонда РФ
  18. Налоги и сборы
  19. Налоговое правоотношение
  20. Права и обязанности налогоплательщиков
  21. Права и обязанности налоговых органов
  22. Финансовая ответственность за нарушение налогового законодательства
  23. Государственный кредит
  24. Государственный долг
  25. Классификация государственных займов
  26. Страховое право
  27. Страховые правоотношения
  28. Правовые основы банковского кредитования
  29. Банковская система Российской Федерации
  30. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
  31. Правовые основы денежной системы
  32. Валютное регулирование в Российской Федерации
  33. Валютные операции
  34. Валютный контроль
  35. Расчетные правоотношения
  36. Банковский счет
  37. Расчетные обязательства
  38. Финансовое право как структурный элемент системы права Российской Федерации.
  39. Конституция РФ как источник финансового права.
  40. Гражданский кодекс РФ как источник финансового права.
  41. Уголовный кодекс РФ как источник финансового права.
  42. Кодекс об административных правонарушениях РФ как источник финансового права.
  43. Направления деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам за формированием финансовых правоотношений в Российской Федерации.
  44. Направления деятельности Федеральной службы по тарифам по надзору за формированием финансовых правоотношений в Российской Федерации.
  45. Направления деятельности Федеральной антимонопольной службы по надзору за формированием финансовых правоотношений в Российской Федерации.
  46. Правовой статус и компетенция Министерства финансов Российской Федерации.
  47. Правовой статус и компетенция Федеральной налоговой службы.
  48. Правовой статус и компетенция Федеральной службы финансово–бюджетного надзора. 
  49. Правовой статус и компетенция Федеральной службы по финансовому мониторингу.
  50. Правовой статус и компетенция Федерального казначейства РФ. 
  51. Система финансового контроля в Российской Федерации.
  52. Финансовый контроль органов исполнительной власти РФ.
  53. Правовой статус Счётной палаты Российской Федерации.
  54. Организационная структура и направления деятельности Счётной палаты РФ.
  55. Структура, содержание и значение Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  56. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации.
  57. Порядок формирования федерального бюджета РФ.
  58. Порядок рассмотрения и принятия федерального закона о бюджете РФ.
  59. Организационно-правовое обеспечение расходов бюджетов. 
  60. Режим использования профицита бюджетов в РФ.
  61. Понятие бюджетного учреждения в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
  62. Структура, содержание и значение общей части Налогового кодекса Российской Федерации.
  63. Понятие и виды налогов в Российской Федерации.
  64. Понятие государственной пошлины в российском финансовом праве.
  65. Понятие и виды налоговых преступлений.
  66. Понятие и виды налоговых правонарушений.
  67. Правовое регулирование порядка взимания налога на доходы физических лиц.
  68. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации.
  69. Права и обязанности субъектов налогообложения в соответствии с российским законодательством. 
  70. Порядок создания и ликвидации коммерческих банков.
  71. Уполномоченные банки: правовой статус, порядок лицензирования
  72. 56. Права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности. 
  73. Характеристика валютного законодательства РФ. 
  74. Система ограничений обращения иностранной валюты в Российской Федерации.
  75. Виды правонарушений бюджетного законодательства и меры юридической ответственности за их совершение.
  76. Правовая основа создания федерального валютного резерва.
  77. Государственные внебюджетные целевые фонды РФ. 
    69. Организация, компетенция и деятельность государственных внебюджетных фондов социального назначения в РФ.
  78. Целевые бюджетные фонды в РФ.
  79. Государственные целевые фонды Правительства РФ. 
    72. Пенсионный фонд как орган управления финансами по вопросам пенсионного обеспечения.
  80. Фонды обязательного медицинского страхования.
  81. Фонды социального страхования.
  82. Виды обязательного страхования
  83. Правовое регулирование государственных расходов в РФ.
  84. . Банковская система в Российской Федерации: общая характеристика.
  85. Правовое регулирование государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государством.
  86. Правовой режим эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
  87. Понятие и основные черты субсидии в бюджетном праве РФ
  88. Понятие и основные черты субвенции в бюджетном праве Российской Федерации.
  89. Понятие и основные черты дотации в бюджетном праве РФ.
  90. Организация деятельности и правовой статус Центрального Банка РФ.
  91. Содержание взаимодействия между Центральным Банком России и органами государственной власти.
  92. Правовое регулирование осуществления функции контроля и надзора Центральным Банком России.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы по финансовому праву

 

1. Понятие, предмет,  методы и система финансового  права

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного (осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган.

Метод — способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — из отношений власти и подчинения. Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Содержание того или иного способа  воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, то есть тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются  общественные отношения.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты — взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права.

Финансовое право состоит  из двух частей - Общей и Особенной.

К Обшей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена.

Основными институтами финансового  права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

 

2. Принципы финансового  права

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются: законность, гласность, федерализм, плановость.

Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

В настоящий период идет обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в  соответствие с положениями Конституции  РФ и другими федеральными законами. Существенному изменению подлежит налоговое законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации — центра в управлении финансами.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной  организации является смета расходов.

 

3. Источники финансового  права

Источниками финансового  права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и  подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а)Конституция Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

б)Акты Федерального Собрания Российской Федерации:

•федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

•федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

•акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.). Подзаконные федеральные акты:

•указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

•постановления, распоряжения Правительства  Российской Федерации;

•нормативные акты министерств  и других центральных органов;

•приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Акты субъектов Российской Федерации  подразделяются на Законы и подзаконные  акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

•конституции, уставы субъектов Федерации;

•законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

•указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

•постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

•нормативные акты министерств  субъектов Российской Федерации;

•приказы, постановления иных органов  субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления — нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

•распоряжения;

•решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое законодательство РФ составляют: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (в ред. от 9 августа 2000 года), Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года (в ред. от 7 ноября 2000 года), Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года, Налоговый кодекс (часть вторая) от 5 августа 2000 года (в ред. от 29 декабря 2000 года), Закон РФ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 года, Указ Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 года, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 года, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 года, Закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 года (в ред. от 27 декабря 2000 года, действует до 1 января 2003 года), Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 2 декабря 1990 года (в ред. от 27 декабря 2000 года), Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года (в ред. от 8 июля 1999 года), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года (в ред. от 20 ноября 1999 года), Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года (в ред. от 5 июля 1999 года), Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года (в ред. от 23 июля 1998 года) и другие нормативно-правовые акты.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"