Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 92 вопроса по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

воросы по фин праву.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

В соответствии с законодательством  Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации, выдаче и отзыве лицензии на право совершения банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Кредитные организации подразделяются на две группы — банки и небанковские кредитные организации.

Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

•привлечение во вклады денежных средств физических и юридических  лиц;

•размещение указанных средств  от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);

•открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации — это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. Сочетание этих операций устанавливает Банк России.

Иностранным является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе страны устанавливается федеральным законом  по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России.

 

30. Регистрация и лицензирование  кредитных организаций

Порядок регистрации  кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года (в ред. от 8 июля 1999 года) и Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 года (в ред. от 31 декабря 1999 года), в соответствии с которыми кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который не только их регистрирует, но и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также выдает лицензии на осуществление банковских операций.

Учредителями кредитной  организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.

Учредители банка не имеют права  выходить из состава участников банка  в течение первых трех лет со дня  его регистрации.

Для государственной регистрации и выдачи лицензии кредитная организации должна представить ряд документов, к числу которых относятся:

•ходатайство о государственной  регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

•учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью);

•устав кредитной организации;

•протокол общего собрания учредителей, содержащий решение о ее создании, утверждении наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и т. д.;

•свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной  пошлины за регистрацию кредитной  организации;

•нотариально удостоверенные копии  свидетельств о государственной  регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;

•декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы РФ, что подтверждает источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

•список учредителей кредитной  организации.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации и без ограничения сроков действия. Осуществлять банковские операции кредитная организация может только с момента получения лицензии, в противном случае с юридического лица взыскивается вся сумма, полученная в результате осуществления данных операций, а также взыскивается штраф в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Кредитная организация может осуществлять только те банковские операции, которые указаны в лицензии. В ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дан исчерпывающий перечень банковских операций, к которым относятся:

•привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады;

•размещение указанных средств  от своего имени и за свой счет;

•открытие и ведение банковских счетов физических и юридических  лиц;

•осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц, в  том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

•инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

•купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

•привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

•выдача банковских гарантий;

•осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

 

31. Правовые основы  денежной системы

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.

Правовой основой денежного  обращения выступают: нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 31 декабря 1999 года), «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 8 июля 1999 года), нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 4 августа 1997 года, Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 18 сентября 1997 года). Нормативную базу денежного обращения составляют также акты Центрального банка Российской Федерации.

Денежная система РФ — это вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России. В настоящее время денежная система включает в себя:

•официальную денежную единицу (банкноты — билеты Банка России, а также  металлическую монету);

•эмиссию наличных денег;

•организацию наличного денежного  обращения.

Официальное соотношение между  рублем и золотом или другими  драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и публикуется Центральным банком РФ. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

В зависимости от изменения курса  валюты различают процессы ревальвации  и девальвации. Ревальвация — повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным единицам. Девальвация — обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам.

В Российской Федерации правом осуществления  эмиссии наличных денег, то есть дополнительного выпуска в обращение денежных знаков, наделен только Банк России. Центральный банк РФ имеет оборотную кассу и резервные фонды.

В оборотную кассу ежедневно  поступают и из нее ежедневно  выдаются наличные деньги. Резервные  фонды Банка России используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Решение о выпуске в обращение  новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет  Директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

В целях организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:

•прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных  фондов;

•установление правил хранения, перевозки  и инкассации наличных денег для  кредитных организаций;

•установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

•определение порядка ведения  кассовых операций для кредитных  организаций.

Регулирование денежного  обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа представляет собой - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

 

32. Валютное регулирование  в Российской Федерации

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

•установление порядка проведения валютных операций;

•определение условий и порядка  формирования валютного резерва  страны и валютных фондов хозяйствующих  субъектов;

•валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ «0 валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года (в ред. от 5 июля 1999 года). Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Раздел III Закона урегулировал общие вопросы валютного контроля в РФ, определил ответственность субъектов валютных отношений за нарушение валютного законодательства, права и обязанности должностных лиц, органов и агентов валютного контроля.

Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

•режим государственной валютной монополии;

•режим валютного государственного регулирования;

•режим свободно-конвертируемой валюты.

 

33. Валютные операции

Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относит операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также ввоз, вывоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"