Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 92 вопроса по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

воросы по фин праву.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

Займы могут делиться по методам размещения на:

•добровольные;

•размещаемые по подписке;

•принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются  только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными.

Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

 

26. Страховое право

Страховое право представляет собой комплексный правовой институт, нормы которого регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких, как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.

Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты разного уровня и отраслей российского законодательства, что обусловлено комплексным характером данного института.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме Конституции Российской Федерации к основным нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся главными в системе страхового законодательства, относятся ГК РФ (статьи 929 - 970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года (в ред. от 20 ноября 1999 года), Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года.

Нормы, посвященные страховым отношениям, включены в законы: «О залоге», «Об  охране окружающей природной среды», «О банках и банковской деятельности», «О государственных пенсиях» и т. д.

Определенное значение для правового  регулирования страхования имеют  Указы Президента РФ, такие, как: Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 22 июля 1998 года), Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 года.

Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства  РФ, инструкциями Министерства финансов РФ.

На территории страны действуют  некоторые международные договоры о страховании, заключенные Российской Федерацией.

В 1992 году в соответствии с Указом Президента РФ была создана Федеральная  служба России по надзору за страховой  деятельностью, преобразованная в 1996 году в 'Департамент страхового надзора в структуре Министерства финансов России.

На него возложено осуществление  следующих функций:

•выдача страховщикам лицензий на осуществление  страховой деятельности;

•ведение единого Государственного реестра страховщиков, их объединений, реестра страховых брокеров;

•осуществление контроля за обоснованностью  страховых тарифов и обеспеченностью  платежеспособности страховщиков;

•установление Правил формирования и размещения страховых резервов;

•разработка нормативных актов  и методических документов по вопросам страхования;

•обобщение практики страховой  деятельности.

Министерство финансов России имеет  право:

•на получение от страховщиков установленной  отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;

•на осуществление проверок соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой отчетности;

•при выявлении нарушений страховщиками  страхового законодательства давать предписания  по их устранению;

•приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений  либо отозвать лицензию в случае невыполнения указанных предписаний;

•обращаться в арбитражный суд  с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.

 

27. Страховые правоотношения

Страховое правоотношение возникает между страховщиком и страхователем в целях защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (для страховщика — полученных страховых премий).

Страховщиками в соответствии с законом могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, имеющие соответствующую лицензию (разрешение) заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

Страхователями могут быть юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних.

В страховых правоотношениях может  участвовать и выгодоприобретатель  в случаях, когда страхователь при  заключении договоров страхования  назначит физическое или юридическое  лицо для получения страховых  выплат.

Объектами страхования в соответствии с названным Законом являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные:

•с жизнью, здоровьем, трудоспособностью  и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;

•с владением, пользованием, распоряжением имуществом;

•с возмещением страхователем  причиненного им вреда личности или  имуществу физического лица, а  также вреда, причиненного юридическому лицу.

Гражданский кодекс РФ к перечисленным  имущественным интересам, подлежащим страхованию, относит и страхование предпринимательского риска. В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

 

28. Правовые основы  банковского кредитования

Банковский кредит является одной  из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности.

Банковское кредитование создает  условия, при которых имеется  возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капитальных вложений.

Возникающие при банковском кредитовании общественные отношения регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права.

Конституционные основы банковской деятельности закреплены в ст. 71 Конституции РФ, согласно которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и  банковской деятельности», другими  федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Значительное положение принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

Важнейшими принципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Содержание принципа возвратности банковского кредита состоит в том, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.

Из принципа возвратности банковского  кредита вытекает принцип его срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение установленных санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды взимается плата в виде процента.

Законодательство предусматривает  возможность предоставления кредита  без соответствующего обеспечения (бланковый кредит). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.

Банковский кредит выдается строго на определенные цели. Использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на:

•краткосрочный;

•долгосрочный.

Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. Объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям. Банковский кредит выдается на совокупность материальных запасов и производственных затрат.

Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами долгосрочного кредитования являются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции и т. д.

 

29. Банковская система  Российской Федерации

Банковская система России была создана с принятием 2 декабря 1990 года двух законов Российской Федерации: «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Банковская система того периода имела двухуровневую структуру: на одном уровне — Центральный Банк РФ, на другом — банки и другие кредитные учреждения.

Банковская система России продолжает развиваться. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 года (в ред. от 8 июля 1999 года) предусматривает иной состав банковской системы России:

•Центральный Банк РФ (Банк России);

•кредитные организации;

•филиалы и представительства  иностранных банков.

Центральный Банк РФ является главным банком Российской Федерации. Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими -властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны, Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

К числу основных целей и функций Банка России в соответствии с Конституцией РФ (ст. 75) и Законом о нем (статьи 3 и 4) относятся:

•защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению к иностранным валютам;

•развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

•во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разработка и  проведение единой государственной  денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

•монопольное осуществление эмиссии  наличных денег и организация  их обращения;

•осуществление валютного регулирования  и валютного контроля и др. Банк России осуществляет банковское регулирование  и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций.

Банк России имеет право:

•предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

•совершать широкий круг других банковских операций, обслуживая не только кредитные организации, но и представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их учреждения и организации, государственные внебюджетные фонды, воинские части, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами;

•предъявлять в арбитражный  суд иски о ликвидации юридических  лиц, осуществляющих без лицензии банковские операции.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"