Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов для экзамена по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

 налогообложения,  налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При  установлении сборов согласно НК РФ их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе о нем, решает сам законодатель исходя из характера данного сбора. 5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы уплачиваются разово в строго определенных ситуациях. 6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора. 7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изменением налоговой базы он изменяется, одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг. 8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций. 

  1. Функции налога

В числе  социально-экономических функций  налогов отметим следующие:

1)  конституционная — реализация конституционных основ налогового федерализма путем установления совместной налоговой компетенции Федерации и ее субъектов;

2)  координирующая — создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка;

3)  фискальная — обеспечение доходов бюджетов разного уровня;

4)  стимулирующая — регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности;

5)  контрольная — координация и контроль финансовой деятельности с использованием государственными органами налоговых методов;

6)  межотраслевая — влияние налоговых отношений на возникновение условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов;

7)  правовая — формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация;

8)  внешнеэкономическая — защита национальных экономических интересов путем регулирования таможенных и валютных обязательных платежей, установления специального налогового режима иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства. 

  1. Виды  налогов
Федеральные налоги и сборы

(устанавливаются  Налоговым кодексом и обязательны  к уплате на всей территории  Российской Федерации)

Региональные  налоги

(устанавливаются  Налоговым кодексом и законами  субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

Местные налоги

(устанавливаются  Налоговым кодексом и нормативными  правовыми актами представительных  органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований)

налог на добавленную стоимость 

акцизы 

налог на доходы физических лиц 

единый  социальный налог 

налог на прибыль организаций 

налог на добычу полезных ископаемых

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения 

водный  налог

сборы за пользование объектами  животного мира и  за пользование объектами  водных биологических  ресурсов

государственная пошлина

налог на имущество организаций

налог на игорный бизнес

транспортный  налог

земельный налог

налог на имущество физических лиц

  1. Принципы налогообложения

1. Принцип законности  налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности  и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.иРавенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

3. Принцип справедливости  налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии  данный принцип был закреплен  в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько  ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности  налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества

5. Принцип установления  налогов и сборов  в должной правовой  процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической  обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции  толкования в пользу  налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности  налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства  экономического пространства  Российской Федерации  и единства налоговой  политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства  системы налогов  и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

  1. Система налогов с юридических лиц

По действующему законодательству Российской Федерации юридические лица уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням.

Правовой  статус юридических лиц в области  налогообложения заключается в основном в следующем. Само выражение «юридическое лицо» применяется в данном случае как обобщен_же, которое охватывает организации различных видов. В качестве налогоплательщиков могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческие организации, в отличие от некоммерческих, основной целью своей деятельности имеют извлечение прибыли. К налогоплательщикам — юридическим лицам относятся: 1) предприятия и организации (в том числе бюджетные), имеющие согласно законодательству РФ статус юридического лица, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями; 2) международные объединения и организации, осуществляющие деятельность на территории РФ; 3) компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства (или — иностранные юридические лица).

Все перечисленные  субъекты несут обязанность уплатить какой-либо налог, как и другие связанные  с ней обязанности, только при  наличии у них соответствующих объектов налогообложения. Они обязаны также, руководствуясь законодательством, исчислить суммы налоговых платежей, подлежащие уплате в установленные сроки; своевременно перечислить со своего расчетного счета в банке требуемую сумму; вести бухгалтерский учет, представлять. Налоговым органам отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и в установленных случаях расчеты платежей.

Объектами налогообложения для юридических лиц (других категорий налогоплательщиков данной группы) могут быть прибыль, доход, стоимость определенных товаров и другие денежные суммы, а также имущество. Соответственно этому юридические лица уплачивают налоги: на добавленную стоимость, на прибыль (доход) предприятий, на доходы банков и от страховой деятельности, на имущество предприятий. На них распространяется также ряд налогов целевого назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам (налоги, зачисляемые в дорожные фонды, земельный и др.).

Наиболее  существенны из них по числу плательщиков и поступаемым суммам — налог  на добавленную стоимость и налог  на прибыль предприятий, акцизы. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"